Posted 3 февраля 2020,, 08:10

Published 3 февраля 2020,, 08:10

Modified 1 апреля 2022,, 15:04

Updated 1 апреля 2022,, 15:04

«Нас вытесняют с рынка». Как омский бизнес проиграл в борьбе за сортировку мусора

3 февраля 2020, 08:10
Сортировка отходов на фракции могла бы быть прибыльным (и полезным) бизнесом. Однако омские компании уходят из этой сферы, проигрывая позиции региональному оператору и еще одному естественному конкуренту — бездомным, потрошащим контейнеры.

Город55 уже рассказывал, как живут омичи, решившие заняться раздельным сбором отходов, несмотря на то, что в городе практически нет условий для этого. Теперь мы решили посмотреть, как живется в этой сфере бизнесу, ведь мусор — в прямом смысле деньги. Тут нужно учитывать один нюанс. За обращение с ТКО в регионе единолично отвечает регоператор «Магнит». Однако мусором бытовые отходы становятся, лишь когда попадают в общие контейнеры на площадках.

Если вы решите отсортировать какие-нибудь баночки и сдать отдельно, то это уже не мусор, а вторсырье. За него можно выручить деньги.

Их можно сдать напрямую в пункт приема или сложить в особый контейнер, препоручив доставку частной компании. И раньше в Омске было довольно много предпринимателей, которые зарабатывали на таких посреднических функциях. По идее, работа со вторсырьем — это уже не сфера регоператора, и «Магнит» говорил, что только поощряет частные инициативы по раздельному сбору. Однако на деле все оказалось сложнее.

Кто занимается сортировкой

Все точки раздельного сбора в Омске отмечены на интерактивной карте Гринпис. На первый взгляд, их очень много.

Однако, если разобраться, возможности для населения все равно крайне скудные. Львиную долю этих точек составляют пункты приема вторсырья (пластик, стекло, макулатура, металл), расположенные на окраинах, иногда в промзонах. Часть из них принимает только «опт» от предприятий и крупных торговых сетей. Прием от населения тоже есть, но ходят туда чаще всего бездомные, собирающие полезные фракции по рынкам или попросту в мусорках. Обычным горожанам возить небольшие объемы в такие пункты долго и невыгодно — на проезд тратится больше, чем удается выручить. Отметим, что стоит различать пункты приема и переработки: первые лишь накапливают сырье, чтобы потом продать в переработку, а вторые уже превращают отходы в готовые изделия. Некоторые компании совмещают оба звена. Из разных видов пластика делают мешки для мусора, ведра, тазы, ящики для рассады, из макулатуры — гофрокартон или даже модный строительный утеплитель эковату.

Также есть активистские экопроекты — коробки для бумаги в разных учреждениях, акции «Мобильного сбора вторсырья», места для приема одежды, батареек. Денег там, конечно, не платят. За счет них на карте создается эффект массовости, хотя в общем объеме доли это небольшие. Это локальные эксперименты с благородными целями и узкой аудиторией.

А еще в Омске существует сеть контейнеров для раздельного сбора — пластика и макулатуры, — которые многие видят у себя во дворах. Их ставили компании, которые пытались заработать на сдаче отсортированных жильцами отходов в переработку.

По сути, это был первый шаг к «широкой» сортировке, которую внедрял среди населения частный бизнес, — пусть и в своих интересах.

Приход регоператора перекроил этот рынок, какие-то компании ушли, какие-то на грани этого. За год сеть сильно сократилась и уменьшится еще. Расскажем об этом подробнее.

Сортировка пластика в упадке

Раньше самой крупной компанией в этой сфере было ООО «Эко Профи», которому принадлежало большинство «сеток» для пластика и алюминия во дворах. Однако прошлой зимой их перестали обслуживать. Выяснилось, что владелец не смог договориться с «Магнитом», запаниковал и продал бизнес другой фирме — ООО «ПКФ МИР». Новые владельцы обещали расширить сеть сначала до 160, а затем до 500 контейнеров и ввести прием новых фракций. Эти планы не сбылись.

Сейчас, судя по карте Гринпис, у компании два-три десятка контейнеров (только для ПЭТ) в Амуре и в районе улиц Ленина и 10-лет Октября. «Сетки» из других районов исчезли. Связаться с «ПКФ МИР» в этот раз не удалось, однако из данных на сайте следует, что контейнерный сбор — далеко не главное направление бизнеса, компания в основном зарабатывает на переработке и приеме ПЭТ у крупных организаций, которым выгоднее сбывать свое вторсырье, чем платить «Магниту» за его вывоз. Бизнес это небольшой и не слишком прибыльный. По нашим данным, за 2018 год компания выручила 62 млн рублей, получив чистой прибыли 144 тыс рублей.

Еще одна фирма, «промышляющая» контейнерами для пластика, стекла и алюминия, — «Новосибирский перерабатывающий комбинат», у которого есть омский филиал. Как сообщили Городу55 в компании, у него в Омске 240 «сеток» в Нефтяниках и на Левом берегу (при этом карта Гринпис «видит» намного меньше), а в целом потребность города — 5-6 тыс штук. Сейчас омский филиал на грани ухода с рынка.

«Магнит» обращался в полицию, в Росприроднадзор, с требованием, чтобы мы ушли с этого рынка. Говорят, у нас нет права вывозить мусор — но у нас-то вторсырье. Просто возле «Магнита» есть другие фирмы, которые пытаются с этого еще поиметь денег. И, как я понимаю, с их подачи нас пытаются убрать», — рассказал нам представитель компании.

Кроме регоператора бизнесу приходится сталкиваться с другим конкурентом — бездомными, которые переворачивают и потрошат «сетки». Скопление отсортированных отходов сильно облегчает им жизнь.

Помимо этого, в «сетки» кидают обычный мусор, из-за чего содержимое приходится вторично сортировать. Все это вкупе с падением цен на вторсырье добивает бизнес.

«Мы работаем уже четыре года, но прибыли практически не видели. Пока не знаю, стоит ли нам бороться вообще», — говорит сотрудник.

Контейнеры для раздельного сбора также пробовал внедрять «Чистый город», но после скандала с регоператором компания, принадлежавшая депутату горсовета Виталию Путинцеву, забросила это, а сам он вышел из бизнеса.

Сбор макулатуры во дворах погиб

Многим омичам знакомы зеленые баки для макулатуры с логотипом благотворительного фонда. Как мы выяснили при подготовке материала, этот бизнес закрывается. В феврале–марте баки начнут разбирать на металлолом.

Все начиналось еще в 2013 году как благотворительный проект. Книги из контейнеров предлагались библиотекам, бумага и картон шли на переработку, деньги — на лечение детей. Но это продолжалось недолго. Разочаровавшись, его автор, активистка Галина Малина, отдала дело ИП Рашиду Иматову.

«Сломанные или сожженные баки — в общем, все угробили сами люди. Я на это смотреть уже не могла. Закрыла ИП и отдала людям, которые просто вывозили макулатуру и хоть какую-то копейку зарабатывали», рассказала Галина.

У нового предпринимателя дела тоже пошли плохо. Сеть сократилась с 500 до 40 контейнеров. Он говорит, что дело было бы прибыльным, если его оптимизировать, ввести механическую уборку баков — но на это нужны деньги. Он просил помощи в содержании точек у мэрии, затем предлагал забрать весь бизнес «Магниту», но не нашел понимания.

«Сейчас мы все это заканчиваем, я не вижу ни у кого интереса, а самому деньги у себя вытягивать — у меня уже сил не хватает. Восемь лет работы, и все насмарку», — жалуется Рашид Иматов.

Пункты вторсырья

Это самая многочисленная и стабильная сфера, которой приход регоператора почти не коснулся. Некоторые жалуются, что сырья стало меньше, но игроков на этом рынке больше волнует сезонный спад цен. Стабильности придает работа с крупными предприятиями и торговыми сетями, которым выгодно продавать вторсырье. А пункты приема зарабатывают уже на перепродаже сырья в переработку. У одной из крупных фирм — ООО «Вторсырье» — выручка за 2018 год составила 148 млн рублей, прибыль — 5.6 млн.

Некоторые занимаются сразу переработкой. Например, ООО «ПолимерПласт», тоже ориентирующийся на крупных поставщиков, производит мешки для мусора, ведра, тазы и т. д. Рынок сбыта — Омск, Сибирь, Урал. В идеале «Магнит» мог бы поставлять таким фирмам отсортированные отходы для переработки, но они, с одной стороны, не видят от него инициативы, с другой, признают, что им это не интересно: отходы, прошедшие общие баки, недостаточно чистые, проще иметь дело с магазинами. Развивать раздельный сбор среди населения тоже невыгодно.

«Ставить контейнеры для сортировки невыгодно, овчинка выделки не стоит. Ресурсов много тратишь, а КПД невысокий. Я не знают в Омске успешных компаний в этой сфере», — откровенно признали в компании.

Активистские проекты

Такие экопроекты имеют мало отношения к бизнесу, но пользуются популярностью у омичей. Расскажем об основных.

«Мобильный сбор вторсырья». Это наиболее популярный проект у заинтересованных в сортировке омичей. Он устраивает акции: 2-3 раза в месяц машина объезжает несколько точек в городе, куда желающие по заранее составленному расписанию приносят свои отходы. Не очень удобно, зато принимается самое большое в Омске количество фракций. Собранное увозится на склад, досортировывается и сдается в омские пункты переработки. Как рассказал один из организаторов Павел Плахин, коммерческой подоплеки здесь нет, все деньги идут на поддержание проекта.

«Кедротека». Закупаются или принимаются бесплатно книги, макулатура. Их можно сдать в обмен на саженцы, которые выращиваются в собственном питомнике. Из собранной библиотеки регулярно устраивают книжные аукционы, на которых кем-то выброшенные тома уходят по цене от 10 руб.

«Экоробка». Студенческий проект по сбору макулатуры. Коробки для бумаги установили уже в десятки общественных учреждений. Они заполняются с разной скоростью, у студентов ресурсов не хватает, но организации пошли навстречу и стали сдавать их в пункты вторсырья самостоятельно, говорит организатор Валерия Малиновская.

«Кладовка». Пункт в Нефтниках, куда можно бесплатно отдать ненужную, но хорошую одежду, обувь, посуду, мебель. Это распродается по низким ценам, прибыль идет на благотворительность. То, что не нашло второй жизни, отправляется в собачьи приюты. А еще старые вещи можно пожертвовать в пару центров для помощи бездомным.

«Омские крышечки». Эко-благотворительный проект, собирает крышки от пластиковых бутылок, направляя деньги на лечение детей. Правда, сдать их сейчас можно только на акциях «Мобильного сбора вторсырья». «Омичи пока еще с недоверием относятся к таким мероприятиям. На данный момент у нас готовы принимать крышечки по 15 рублей за кг. За 100 кг мы получим 1500 рублей. Понятно, что о больших суммах речь не идет. Это, конечно, отпугнет многих, но цель проекта не только собрать деньги, но и изменить отношение омичей к проблеме мусора», — говорит автор Евгения Шубина.

Что делает «Магнит»

В обязанности регоператора входит и сортировка, и переработка. Правда, раздельный сбор в Омске населению не доверили, решили, что разделять фракции будут уже на сортировочных станциях из общего потока мусора (хотя экологи утверждают, что многие ценные материалы при перемешивании уже нельзя повторно использовать). При этом станция сортировки открылась только одна (на Кировском полигоне). Цифры не называются, но явно большая доля мусора до нее не доходит. Что до переработки, то пока регоператор не занимается ей вообще — контракты с переработчиками только в планах.

В то же время всеобщий раздельный сбор в Омске обязаны запустить по нацпроекту «Экология» — правда, перспектив еще никаких нет, и неясно, какую роль в этом процессе сыграет «Магнит». Однако, по мнению эколога Сергея Костарева, самый эффективный путь — не строить централизованную систему, ожидая федеральных траншей, а привлечь малый бизнес, у которого есть экономические стимулы и который и так уже пытался проявить инициативу.

"