Возрождение и возвращение Феникса: премьера в ТЮЗе

Возрождение и возвращение Феникса: премьера в ТЮЗе

5 мая 2018, 13:39
Культура
Photo: предоставлено Омским ТЮЗом
В ТЮЗе выпустили новый спектакль «Возвращение домой», лишь немного переделав название пьесы-оригинала «Птица Феникс возвращается домой» (16+). Ее автором является известная в России драматург Ярослава Пулинович, родившаяся в Омске, а учившаяся в Екатеринбурге у Николая Коляды. Постановка будет идти на малой сцене.

Режиссёр — один из артистов театра Максим Пешин. Сам же он и сыграл птицу Феникс.

Напомним, в своё время — в 2014 году при прежнем художественном руководителе питерце Владимире Золотаре — в ТЮЗе прошла творческая лаборатория молодой режиссуры. И тогда в числе эскизных показов также была эта пьеса, но не вся, а большой фрагмент из начала и некоторого развития сюжета. Показ подготовила режиссер Наталья Шумилкина, известная тогда по работам в Российском академическом молодежном театре. Феникса там сыграл ныне уже, к сожалению, покойный актёр Евгений Буханов.

Как пояснил в марте этого года на пресс-конференции в театре актер Тимофей Греков, эскиз 2014 года не стал полноценным спектаклем и по творческим, и по другим причинам: «Насколько я помню, там увидели интересную, прямо ТЮЗовскую пьесу, но показался невнятным сам ход режиссерской мысли. Насколько я знаю, этот режиссер позже в каком-то из ТЮЗов эту пьесу поставила. Тем не менее у нас она не случилась по ряду хозяйственных и финансовых проблем, может, просто не судьба. А когда увидели нынешний эскиз, по-моему, он был очень стильным и интересным, и тут уже вопросы отпали – надо делать».

Нынешняя работа Пешина как раз тоже началась с эскиза на арт-фестивале ТЮЗа «Новое время», который прошёл осенью. Играющий режиссер, как и в спорте играющий тренер, — это всегда интересно. Совмещать две работы, по сути разрываться в две стороны - но у Пешина, похоже, это получилось успешно. Сравнивать хочется все равно - его птица Феникс по имени Феликс несколько жестче и суровее, чем Феликс Буханова, но в чертах героя есть все же и доброта, и отзывчивость, и дружелюбие. Вторая главная героиня спектакля — очень непосредственная и капризная кошка Тося, ее играют в дубле Вероника Крымских и Мария Овчинникова («Город55» увидел версию с Вероникой), для нее Феликс становится этаким «богом из машины», как в античном театре.

Пьеса Пулинович — сказка. Вместе с тем режиссер сам признается, что сделал из неё философскую притчу (в которой понятно, что птицы и звери — проекция на людей). Мечта Тоси, которая живет на чердаке в одном из домов Екатеринбурга, — стать звездой. Рока или поп-музыки — не важно, главное — добиться успеха и славы. А для этого нужно улететь (убежать, уехать) туда, где «хорошо и нас нет» - в Москву, а лучше в Париж или Лондон. И вот там точно оценят и осыплют «плюшками». Знакомые для нашего времени мотивы, правда? Только вот Москва оказывается той самой, которая «слезам не верит», а что происходит в Париже и Лондоне... Нюансы уже другие, раскрывать интригу не будем. Ну а желание Феликса, которому уже 100 тысяч лет, — прервать наконец свой жизненный путь. Ради этого он готов на сложноосуществимое самоубийство... Оказывается, и от очень длинной жизни можно сильно устать и потерять в ней смысл. Однако можно и найти его заново — как это произойдет, вы узнаете, если посмотрите спектакль.

Можно иронично сказать, что в притче нам показали изнанку шоу-бизнеса, хотя главная тема, конечно, не это. Можно в очередной раз пошутить про ожидания и реальность. Но основные мотивы притчи, которая получилась у Максима Пешина — это любовь, дружба и всё же появляющаяся благодаря им тяга к жизни.

Естественно, помимо Тоси и Феликса в этой работе есть и другие интересные актерские образы. Кто-то играет сразу две или даже три роли сразу — Телохранитель и DJ-кролик (Павел Зубенко), Воробей, Шустрый и Гость на вечеринке (Александр Галимов), попугайчик Лорка, Переводчица и Гость на вечеринке (Надежда Костюк). Вообще супружеская пара попугайчиков Лорка и Маркес (Данил Супрун) своим комизмом прямо-таки украшает спектакль. Но главным комическим персонажем назовем все же орла Виктора (Михаил Кверезели), это, конечно, прописано и в пьесе, но и самой игрой актёра достигнуто абсолютно успешно, получилось просто прелестно.

Отметим остроумное решение с декорациями — по сути их очень легко и технологично заменяет большой экран на заднике, где быстро в необходимый момент появляются нужные пейзажи или интерьеры. Будь то Москва, Елисейские поля, набережная Сены и Эйфелева башня в Париже или Трафальгарская площадь и дом некой поп-звезды вроде Робби Уильямся в Лондоне. Находчиво!

Кирилл Янчицкий

Источник: ИА «Город55»

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter