Posted 21 октября 2022, 13:05
Published 21 октября 2022, 13:05
Modified 21 октября 2022, 13:05
Updated 21 октября 2022, 13:05
«Новые Известия» изучили данные Росстата о миграции внутри страны за 5 лет и пришли к выводу, что территориальное развитие пошло по одному из самых пессимистичных сценариев. Народ оседает всего в 17 регионах.
Остальные семь десятков регионов могут похвастаться только убылью. Из Омской области, например, уехало в другие города 7 641 человек по данным за 2021 г.
Во всей Республике Алтай с 2017 по 2021 гг. осело только 200 человек. В Калужской области, которая до прошлой весны славилась обилием зарубежных заводов — 306, в близкой к Москве Ярославской области — 769.
«НИ» составили рейтинг регионов по притоку населения от внутренней миграции. Все регионы, кроме столичных, по цифрам «набраны для массовки». Прирост народа в Москве, например, и в Тюменской области — это колоссально разные приросты. Складывается ощущение, что скоро всех «понаехавших» нужно будет отправлять на целину, потому что там, откуда они уехали, только безлюдная целина и останется.
Москву и область можно считать одним регионом, потому что из области каждый день «катается» на работу в Москву 75% трудоспособного областного населения по данным подмосковного Минтранса за 2017 г. Просто купить или снять жилье в области дешевле.
За 5 лет в столичном регионе зарегистрировались 2,44 млн человек, как сообщает Росстат, а население за счет внутренней миграции выросло более чем на 580 тыс. И, по всем прогнозам, продолжит расти.
Доцент Института демографии им. А. Вишневского Никита Мкртчян считает, что реальный прирост ещё больше:
"С 2011 года действует такая система учета миграции, при которой как долговременные мигранты у нас учитываются и те, кто регистрируется по месту жительства (ставят штамп о прописке, покупают жилье), и те, кто регистрируется по месту пребывания на срок от 9 месяцев и более. Регистрируется очень много студентов. Как только регистрация у студентов и арендаторов квартир заканчивается, статистически считается, что человек убыл по месту своей постоянной прописки (хотя физически он скорее всего не убыл). Поэтому цифра миграции и в Москву, и из Москвы достаточно высокая".
Помимо Москвы есть и еще места, где «медом намазано». Люди активно переезжают в богатый Краснодарский край, морской Севастополь, уютный Калининград и в Адыгею.
Республика Адыгея выглядит здесь не на своем месте, потому что регион бедный. Средняя зарплата адыгейца на 38% меньше среднероссийской. Никита Мкртчян объяснил прирост тем, что Адыгея входит в агломерацию Краснодарского края. Там есть район, который буквально примыкает к Краснодару как ближайший пригород. Поэтому Адыгею хорошо бы посчитать как часть Краснодарского края.
За экономику юга можно не беспокоиться, люди переезжают и сами создают условия для комфортного проживания и развития. Едут, потому что тепло, а вовсе не из-за заботы государства.
Демограф Алексей Ракша сказал, что люди продолжат тратить на юге деньги: строить дома, а к ним коммуникации и дороги. В хорошем климате всегда есть подпитка экономики за счет приезжающих. И чем больше прирост населения, тем лучше развиваются остальные факторы, способствующие переезду, а значит, приедут новые люди, опять построят дома и организуют рабочие места, инфраструктуру, и так по кругу. В регионах, где нет ни климата, ни работы, ни инфраструктуры — этот замкнутый круг имеет обратную полярность, оттуда продолжат уезжать.
А вот Калининград, по мнению Никиты Мкртчяна, рискует остаться заложником прежней популярности:
«Калининградская область — сейчас я не поручусь за то, что туда продолжат активно ехать. Это курорты, там море, и для людей после 45, после 50 поселиться у моря — это хороший вариант. Это не экономика, это хорошее положение и до недавнего времени возможность ездить в Европу, которой сейчас нет. И этого преимущества уже не будет».
В Области теперь доступны только авиаперелеты. Приостановили свою работу многие предприятия, зависящие от импортных комплектующих и западных компаний. В Калининградской области, например, был завод «Автотор», на котором собирали Hyundai, Kia и BMW. Теперь производство встало, а людям раздали участки под огороды. Тем самым людям, которые ехали в Калиниградскую область за красивой жизнью.
В 2018 году были утверждены нашумевшие нацпроекты: «Демография», «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги». Но по-прежнему определяющие факторы для переезда — солнце и море. А они бесплатны, в отличие от миллиардных программ.