Posted 5 октября 2022, 14:37
Published 5 октября 2022, 14:37
Modified 5 октября 2022, 17:54
Updated 5 октября 2022, 17:54
В прошлом году рынок алкоголя вырос на 7,6%, а за 8 месяцев текущего года продажи напитков крепостью выше 9% в натуральном выражении стали выше на 8,4% и достигли 723.5 млн литров. В два раза чаще стали продавать ликерные вина. Реализация игристых вин стала выше на 8%, а водки — на 7,1%. По данным Росалкогольрегулирования, продажа слабоалкогольных напитков и вовсе стала больше на 66,6%.
Одни россияне запивают стресс от происходящего, другие устраивают небольшие праздники, если есть возможность. А сотрудники нефтегазовых компаний отмечают получение высоких прибылей. Вскоре будет Новый Год, поэтому жители будут стремиться закупиться заранее пока цены не подскочили.
Однако сейчас не ясно, что будет с ассортиментом алкоголя после того, как ввели программу параллельного импорта. «Новые Известия» выяснили, насколько могут легализировать параллельный импорт алкоголя и не станет ли спиртное опасным для потребителей.
Сейчас из-за санкций в России стало меньше импортной продукции. По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ объединяет X5 Retail Group, «Магнит», «Ленту» и другие торговые сети), поставки настоящего шампанского полностью прекратили, а поставки виски стали меньше на 70%, а французского коньяка и пива — на 60%. А спрос на алкоголь растет.
Многие надеются, что поможет параллельный импорт, но согласия насчет легализации нет не только в правительстве РФ, но и в экспертной среде. Среди компаний, которые занимаются поставками и продажей алкоголя, есть два противоположных мнения. Предатель президиума АКОРТИ Игорь Караваев считает, что без параллельного импорта в стране появится много контрафактного алкоголя.
«Наиболее значительное снижение импорта произошло в категориях крепкого алкоголя, которые сложно заменить отечественными продуктами — виски, коньяк, джин, текила, — объяснил Игорь Караваев. — Оперативно наладить российское производство этих напитков в необходимых объемах сейчас невозможно из-за нехватки импортного сырья, производственного оборудования и технологий, а также объективных логистических сложностей. Лояльность потребителей к конкретным зарубежным брендам крепкого алкоголя довольно высокая, и существует риск, что при недоступности привычных брендов в легальной рознице, потребители начнут искать их в „теневых“ каналах».
Директор по развитию компании LADOGA (импортер и дистрибьютор) Дмитрий Исаченков уверен, что есть много других вариантов, которые можно было бы использовать.
«Некоторые принадлежащие международным компаниям бренды действительно занимали существенную долю рынка. В основном речь об игристых винах Шампани, французском коньяке и шотландском виски. Однако уже сейчас есть интересные напитки в этих и пограничных категориях, в том числе российского производства, — рассказал Дмитрий Исаченков. — Ушедшие бренды Шампани в некоторой части смогут заменить менее политически мотивированные поставщики из этого региона. Кроме того, в той же Франции можно обратиться к креману и бланкету, в Испании — к каве, а в Австрии — к зекту. Все они сделаны по той же технологии, что и вина Шампани, но в других винодельческих регионах и являются более доступными по цене. Они продолжают поступать на рынок. Среди российских производителей некоторые тоже используют классический метод — такие вина есть у „Кубань-вино“, „Новый свет“, „Усадьба Дивноморское“ и других виноделен».
Эксперт уверен, что импорт игристых вин из Шампани полностью прекратился. Он рассказал, что его компания заключила контракты с тремя новыми поставщиками и ввезет до конца года 80 тыс бутылок. Это в четыре раза больше, чем по итогам прошлого года. С таким объемом компания может пойти в топ-5 импортеров в России.
«Насколько мы знаем, другие импортеры тоже продолжают возить Шампань. Да, доля брендов, покинувших рынок — это примерно 50% всей Шампани в России, но не 100%. По итогам планируемый нами объем импорта коньяка из Франции будет больше в 4 раза, чем по итогам 2021 года, виски — больше на 70%», — добавил Дмитрий Исаченков.
Если представить, что сторонники параллельного импорта выиграют в споре, то на какие условиях алкоголь будут ввозить в Россию. Происхождение продукции можно отследить через систему ЕГАИС, но она работает не всегда. По данным Научно-исследовательского финансового института при Минфине РФ, к июлю 2022 года доля контрафакта на алкогольном рынке РФ составила 19,6%. В категории виноградных вин на прилавки попадает 16,4% поддельной продукции, пива — 26,9%, вермута и ароматизированных вин — 38,6%, сидра и медовухи — 44,7%.
Сооснователь цифровой платформы для бизнеса Digital VED Анна Фомичева уверена, что система ЕГАИС может не помочь, а из-за параллельного импорта на прилавках появится много алкоголя сомнительного качества.
Игорь Караваев считает иначе. Он уверен, что без легальных поставок вырастет поток «серого» импорта. А если параллельный импорт получится легализовать, то качество продукции будут обеспечивать крупные торговые сети, которым не выгодно продавать подделки.
Ситуация с ограничением поставок из-за границы повлияла и на внутреннего производителя. Однако нет единого мнения о том, смогут ли отечественные компании создать замену для Hennessy, Moet, Olmeca и других напитков?
Генеральный директор экспортного агентства Weconn, эксперт ВЭД Наталья Проказова считает, что уход иностранных производителей — это точки роста для российских компаний. Однако Анна Фомичева считает, что российские и зарубежные компании часто занимают разные ниши.
По мнению старшего преподавателя кафедры экономической теории и мировой экономики университета «Синергия» Юлии Тулупниковой, по некоторым позициям импортозамещение уже произошло.
«Если оценивать ситуацию исключительно с количественной точки зрения, то отечественные производители не в состоянии удовлетворить наш рынок ни по объемам, ни по необходимому ассортименту. В частности, практически незаменимой является текила, — заявила эксперт. — Для кого-то станет болезненным расставание с привычным американским виски. Впрочем, не стоит отчаиваться. Такие крепкие напитки, как джин, виски и ром, относительно успешно производятся и в России; к тому же их завозят к нам из дружественных стран вроде Белоруссии, Кубы, Индии. Преобладающая часть виски разливается у нас (больше 60% по объему), а именно Bell's, Black & White, White Horse и всякие частные торговые марки».
Среди коммерческих предприятий нет согласия. Но правительство занимается регулированием рынка в ручном режиме. Возможно, чиновники смогли бы найти компромисс, но пока правительство только усугубляет ситуацию.
Минпромторг пока не обозначает свою позицию однозначно. В мае ведомство не хотело включать алкоголь в список продукции, допущенной к параллельному импорту. Но в сентябре глава Минпромторга Денис Мантуров призвал легализовать параллельный импорт, чтобы к Новому Году полки магазинов не были пустыми.
Однако теперь против параллельного импорта выступает Минфин. При этом существует еще профильное ведомство Минфина — Росалкогольрегулирование, которое предлагает создать единого оператора параллельного импорта алкоголя. Такие полномочия может получить ФКП «Союзплодимпорт».
Анна Фомичева отметила, что есть два момента, связанные с госмонополией. Первый — как она будет реализовываться, второй — как будут регулироваться цены.
«Как и всякая монополия (тем более государственная), потенциальная монополия ФКП „Союзплодоимпорт“, пусть и под резонным предлогом борьбы за качество, не самым лучшим образом повлияет на рынок в сторону повышения уровня цен и ограничения ассортимента алкогольной продукции. Это неизбежный результат отсутствия конкуренции», — считает Юлия Тулупникова.
Пока ясно, что в ближайшее время разрешения ситуации можно не ждать.