Цифровые решения помогают предприятиям ЖКХ работать более эффективно, а потребителям — получать их услуги бесперебойно и не переплачивать. Как современные технологии помогают сэкономить, ускорить и, в целом, улучшить такую непростую и проблемную сферу, как ЖКХ, разбираемся вместе с экспертами МТС.
Цифровой водоканал
В городе Копейске Челябинской области МТС протестировала и запустила IoT-решение «Цифровой водоканал». Решение представляет собой программный комплекс, который позволяет выявить незаконные врезки и неучтенное потребление на магистралях водоснабжения, а также зафиксировать перепады давления в трубах. «Цифровой водоканал» уже показал свою эффективность: с помощью системы онлайн-мониторинга объема поступающей в город воды, была проведена сверка расчетов с поставщиком, в результате которой выявлена переплата водоканалом поставщику более чем за 150 тысяч кубических метров.
Система также обеспечила возможность оперативного реагирования на аварийные ситуации. В ходе эксплуатации выявлено вышедшее из строя оборудование, из-за некорректной работы которого город получал в три раза меньше воды. Система оповестила ответственных лиц о проблемных участках и водоснабжение города было в короткие сроки полностью восстановлено. Решение МТС «Цифровой водоканал» доступно для реализации во всех регионах России, в том числе, в Омске.
Умные счетчики
В Новосибирске МТС запустила проект по удалённому мониторингу коммунальных услуг в жилых домах. На первом этапе МТС оснастит IoT-модемами придомовые датчики и счётчики для автоматизированного учёта электроэнергии, тепла и воды в ста многоквартирных домах Академгородка и Нижней Ельцовки.
«Умные» устройства в онлайн-режиме снимают показания с домовых приборов учёта и по защищённым каналам связи передают данные в систему мониторинга ЖКУ Новосибирского научного центра. Приборы фиксируют любые отклонения в показаниях — такие, как повышение или понижение температуры, отключение или перерасход электроэнергии, а также резкие скачки в напряжении. Это позволит службам ЖКУ максимально быстро реагировать на внештатные ситуации.
Умный домофон
В Хакасии умными домофонами пользуются жители не просто отдельного дома, а целого поселка. Это поселок гидростроителей Черемушки, который находится рядом с Саяно-Шушенской ГЭС в Хакасии. Поселок часто называют «цифровым», ведь там работает единая платформа, разработанная на базе цифрового решения МТС VDome. Так, например, жители домов через приложение получают важные новости от управляющей компании, передают показания счетчиков и оплачивают счета. Также с помощью приложения можно подать заявку на вызов мастера и отследить ее статус. В то же время управляющая компания может контролировать, где находится нужный сотрудник (сервис по запросу определяет его местоположение на карте) и оперативно назначать ему задания.
Внедрение IoT в жилищно-коммунальную сферу — очевидный вектор для развития отрасли. Эксперты в сфере недвижимости уже сейчас отмечают, что покупателей сейчас интересует уже не только планировка и площадь квартир, но и наличие в домах счетчиков с возможностью дистанционной передачи показаний, видеонаблюдение на территории, умные парковки со шлагбаумом, пропускающие только жителей конкретного подъезда, и другие элементы «умного дома». Ведь избавление от бытовой рутины и экономия времени — уже не роскошь, а приоритет для современных городских жителей.
«Возможности интернета вещей в коммунальной отрасли Омской области безграничны. Помимо введения системы учета потребленных ресурсов и услуг, на основе IoT сейчас можно внедрить разнообразные системы мониторинга, видеоаналитики, применять технологии Big Data и искусственного интеллекта. Благодаря гибкому распределению ресурсов и автоматизации потребления — все это в конечном итоге позволит оптимизировать затраты энергетиков и значительно повысить качество коммунальных услуг в регионе», — отмечает директор филиала МТС в Омской области Михаил Синюгин.