Пандемийные ограничения, по мнению Сергея Катырина, поменяли в предпринимателях восприятие бизнеса в целом, и случилось это не только в России. Переход бизнеса в онлайн не мог не сказаться на его ведении, и потому предпринимательское сообщество быстро и резко пересмотрело свое отношение к «цифре».
«По-другому стали относиться к „цифре“. Если раньше модно было говорить о „цифре“, то сейчас без нее работать невозможно», — приводит РБК слова Катырина.
Одновременно с этим правительству пришлось менять подход к принятию решений: если раньше можно было потратить некоторое время на построение стратегий, просчет всех возможных вариантов развития событий, то пандемия заставила оперативно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Это помогло замедлить падение экономики — поддержку получили не только предприниматели, которые столкнулись с трудностями, но и население, считает Катырин.
«Мы поддержали не только бизнес, но и население. Это позволило сохранить, может не самую высокую, но его покупательную способность, за которой следует и сама экономика. Ведь если никто не покупает, то для кого производить? Это две взаимосвязанные вещи», — объясняет президент ТПП России.
В целом не допустить упадка экономики помог постоянный и открытый диалог бизнеса и правительства. Бизнес-сообщество участвовало в онлайн-вебинарах Торгово-промышленной палаты, разрабатывало новые предложения и решения, которые в последствии отражались на законопроектах и документах и утверждались на федеральном уровне.
Сергей Катырин отмечает, что ситуация все же оставалась напряженной: в ТПП за эти полтора года обратились порядка 120 тыс предпринимателей, из который 80 обращались на «горячую линию» по внутренним форм-мажорам.
Семейный бизнес в 2021 году практически не пострадал и смог сохранить доходы, а вот малый бизнес понес серьезные потери. Однако, по словам Катырина, за год с ноября 2020 года удалось увеличить число предприятий малого бизнеса на 110 тыс, а самозанятых к концу 2021 года стало порядка 3.5 млн.
В такое опасное время Торгово-промышленная палата помогала предприятиям не только выбираться из «коронавирусных» ям, но и бороться с коррупцией. Из-за пандемии не приостановили проект «Бизнес-барометр коррупции», где наравне с бизнес-сообществом участвуют представители администрации разных уровней.
«Это хорошее средство, мы всегда знакомим с ним депутатов Госдумы, губернаторов, министров, чтобы они имели представление, что бизнес думает о том, как мы боремся с коррупцией. Надо понимать, что это явление, которое серьезно тормозит экономику, существует во всем мире. В год порядка 1 триллиона долларов расходится на взятки», — отметил в беседе с РБК Сергей Катырин.
В планах ТПП на 2022 год стоит увеличение ВВП. Катырин убежден, что в будущем году пандемия сойдет на нет, и ее влияние на бизнес будет минимальным. Он не стал рассчитывать на рекордные показатели, однако благодаря человеческому ресурсу и сложившейся команде в правительстве РФ, Совете Федерации и Госдуме получится выполнить цели, обозначенные президентом России Владимиром Путиным.
Также Сергей Катырин рассказал, что в будущем году ТПП продолжит работать над законодательными инициативам о неналоговых платежах, которые до сих пор не входят в Налоговый кодекс, но предприниматели обязаны выплачивать их наравне с налогом на прибыль. Вдобавок к этому в законодательстве до сих пор не появился термин «семейный бизнес».
«Конечно, у нас есть ряд законодательных инициатив. Перед нами стоит много задач, которые надо решить. Предполагаю, что нам придется напряженно работать, как всегда», — заключил президент ТПП Сергей Катырин.