Самая большая доля пришлась на газированную воду (3.4 млрд литров в год). На втором месте — соки, морсы и нектары (2.5 млрд литров). Замыкает тройку самых популярных напитков квас (1 млрд литров).
Стоит отметить, что доля импортных напитков в России очень низка. При этом более 60% рынка приходится на продукцию российских филиалов международных компаний PepsiCo и Coca-Cola. Весь остальной объем напитков производят 3000 отечественных компаний. По большей части это небольшие региональные производства.
Один из популярных продуктов в России — квас. Его варят и пивовары, и даже хлебопекарные заводы. На рынке сегодня есть два вида кваса — пастеризованный и живого брожения. У последнего обычно значительно меньше срок годности, а цена выше.
Омская компания «Квашонок» занялась производством кваса в 2014 году. Несколько месяцев разрабатывали рецептуру, пробовали разные сорта солода, варианты заквасок. В итоге пришли к универсальному рецепту, который используют до сих пор. Сегодня в летний период компания ежедневно выпускает 20 тыс полуторалитровых бутылок.
«Тренд на натуральные напитки растет. Все больше людей следит за своим образом жизни. Мы видим, что омичи любят наш квас. Наш продукт значительно отличается от квасов, представленных на рынке. Процессы брожения продолжаются после розлива напитка по бутылкам. Натуральность кваса подтверждают сроки хранения — 20 суток и осадок на дне бутылки. В связи с нашим на 100% натуральным составом квас может менять свои вкусовые качества в зависимости от температуры и срока хранения», — сказала директор компании «Квашонок» Мария Курилова.
Участники отрасли обращают внимание на то, что последние два года рынок сладких напитков столкнулся с существенным ростом затрат. В первую очередь, подорожал один из главных компонентов — сахар. Только в 2020 году цена на него подскочила на 64%.
Производителей соков и нектаров также беспокоит вероятный рост стоимости концентратов и пюре из тех фруктов, которые в России не выращивают. Ранее на них действовала нулевая таможенная пошлина, которая теперь отменена. В Торгово-промышленной палате России сейчас изучают возможные варианты решения возникшей проблемы.
«Мы обратились сейчас в Евразийскую экономическую комиссию по вопросу сохранения нулевой таможенной пошлины на пюре из экзотических и тех фруктов, которые мало произрастают на территории России. Нам это нужно для производства детского питания и тех же самых соков — с тем чтобы их цена не изменялась, не повышалась», сказал вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.
По данным участников отрасли, сегодня молодое поколение все чаще отдает предпочтение натуральным напиткам — иногда даже непастеризованным, с низким содержанием сахара. Два года назад по инициативе ТПП РФ к тренду на разумное потребление подключились основные игроки рынка.
«Мы работали вместе Союзом производителей безалкогольных напитков и договорились о снижении уровня сахара во всех напитках постепенно к 2024 году на 10%. Это как раз связано со здоровым образом жизни. Чтобы россияне в меньшей степени потребляли неживой сахар из напитков», — сказал вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев.
По статистике каждый житель России выпивает за год более 50 литров сладких безалкогольных напитков. Это примерно в два раза меньше, чем в Европе, и в три раза ниже, чем у мировых лидеров — Аргентины и США. Отрасль производства напитков в России год от года растет. Порог входа в бизнес относительно невелик, но конкуренция уже высока.