Posted 1 апреля 2021, 06:23

Published 1 апреля 2021, 06:23

Modified 19 августа, 21:44

Updated 19 августа, 21:44

Омский архитектор Фрейдин высказался по поводу проекта реконструкции омского ТЮЗа

1 апреля 2021, 06:23
Член Союза архитекторов России, руководитель «Архитектурное ателье «РИМ» Олег Фрейдин поделился мнением о реконструкции омского ТЮЗа после публикации материалов Дмитрия Смирнова и Светланы Гетте.

Согласен практически со всеми высказываниями авторов статей и мнениями омских архитекторов, высказанными по этому проекту.

Проект капитального ремонта выполнялся на основе техзадания и по заказу министерства культуры Омской области. Вопрос: минкульт хотя бы заглядывал в рабочую документацию до ее утверждения? Архитекторы, которые в своей деятельности сталкивались с реставрацией и приспособлением объектов культурного наследия или проектированием в зонах охраны и регулирования памятников архитектуры, знают, насколько строго минкульт, в соответствии с законодательством, подходит к подобным проектам: тут и отдельное ТЗ, и отдельная экспертиза, и дополнительные разделы проектной документации о влиянии стройки и дальнейшей эксплуатации здания на жизнь памятника.

И что в данном случае? Невооруженным глазом видно, что профессиональный уровень проектировщиков «ниже плинтуса». Не была проведена аналитическая работа, которая выявила бы, с одной стороны, несомненные ценности здания, а с другой стороны — проблемы, мешающие эксплуатации современного театра. Разве для бережного отношения к архитектурному наследию, к творчеству наших предшественников, к времени и истории, в конце концов, обязательна на фасаде табличка «Памятник архитектуры»?

К большому сожалению, в Омске, подобное отношение к архитектурным объектам, представляющим советский модернизм 60–70-х годов прошлого века, скорее система, чем исключение. Безвозвратно потерян облик концертного зала. Вместо динамичного и «честного» объема — черный сундук рядом с классическим Никольским собором. (До сих пор мучаюсь вопросом, каким образом там обеспечена акустика в каменном зале? То, что омичам представлено было как естественная акустика, никогда такой не было. Поэтому и живой музыки в этом зале никогда не услышать. Просто чуть громче, чем на домашней аппаратуре.) На Дворце пионеров по чьему-то «умному» решению возвели скатные кровли, убив тем самым архитектуру одного из лучших омских зданий. Остекление здания речного вокзала выполнили в синем стекле, нарушив один из основных модернистских принципов связи интерьера и экстерьера. На музыкальном театре почему-то решили, вопреки первоначальному проекту, сделать красную кровлю. Это что теперь — большой коттедж? Из здания цирка вылепили безвкусный «алюкобондовский» пирог. Список варварского отношения к архитектуре модернизма можно продолжить. Осталось еще из торгового центра сделать «теремок» с нарисованными окнами.

Здания, которыми Омск мог бы гордиться и которые ценятся во всем мире, уродуются и теряются в вульгарном визуальном шуме, окружающем нас в городе.

Считаю, что проектную документацию по ремонту ТЮЗа необходимо отклонить как выполненную на низком профессиональном уровне и объявить новый тендер на разработку проекта. При этом необходимо, чтобы к формированию технического задания были привлечены компетентные специалисты федерального уровня и само задание публично и профессионально обсуждалось.

Подпишитесь