Posted 31 марта 2021,, 03:00

Published 31 марта 2021,, 03:00

Modified 23 февраля 2022,, 15:48

Updated 23 февраля 2022,, 15:48

Два года мусорной реформы в Омске. Скандалы, тарифы, суды

Два года мусорной реформы в Омске. Скандалы, тарифы, суды

31 марта 2021, 03:00
Фото: Медиахолдинг1Mi
Летом 2018 года правительство Омской области подписало договор сроком на 10 лет с компанией «Магнит», которая стала региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Ранее в нашем спецпроекте «Мусорная реформа в Омске. Год спустя» мы оценили, что было выполнено и во что обошелся омичам первый год мусорной реформы.

1 апреля 2021 года заканчивается второй год. И как будто ничего не изменилось. Опять скандал с завышенным тарифом — снова суды, снова заявления ФАС. Что сделано в Омске за год, а что провалили? И почему мусорная реформа движется не такими темпами, как планировалось? Разбирался Город55.

Миллионные долги

Второй год реформы в Омске регоператор «Магнит» начал с новым директором. На смену провалившему старт Александру Чернову пришел другой человек из ЗАО «Экос» — Карен Егоян. Тема мусора в Омске и до пандемии была проблемной. Коронавирус усугубил ситуацию. В апреле 2020 года омичи перестали платить за вывоз мусора.

«Магнит» обвинил потребителей в накоплении долгов. По оценкам регоператора, к этому времени задолженность за коммунальную услугу «Вывоз ТКО» превысила 500 млн рублей. Большая часть этой суммы (около 400 млн рублей) — задолженность населения, остальное — долги организаций и предприятий, которые оттягивали подписание договоров на обслуживание с «Магнитом». К весне только 18% всех омских компаний подписали соглашение с регоператором. Из них платили за вывоз меньше половины.

Зачистка рынка

Летом 2020 года «Магнит» избавился от всех следов депутата Виталия Путинцева в компаниях «НПК «Экоинжиниринг» и «Чистый город — Омск».

Покинула должность директор предприятий Татьяна Зайцева, а также ушли два совладельца, стоявшие вместе с Путинцевым у истоков компаний, — Дмитрий Мельников и Виктор Чебаков. Компании полностью перешли во владение Дмитрия Уварова, который, по некоторой информации, связан с регоператором «Магнит» и возчиком мусора из ХМАО — компанией «Экос». В августе долю Уварова в «Чистом городе» выкупает омский предприниматель Антон Ивахненко.

Напомним, ранее фирмы «НПК «Экоинжиниринг» и «Чистый город — Омск», специализирующиеся на вывозе мусора в Омске, принадлежали в равных долях Путинцеву и двум его компаньонам. Осенью 2019 года депутат продал свой пакет акций, а в начале 2020 года получил должность вице-спикера Горсовета.

ФАС проиграла в суде

В июне апелляционная инстанция подтвердила правомерность расчета тарифов на вывоз мусора, произведенного РЭК Омской области в начале реформы. История длилась с лета 2019 года. Тогда РЭК исполнила предписание ФАС о снижении мусорного тарифа для омичей, но одновременно оспорила требование антимонопольщиков и выиграла дело.

В декабре 2019 года арбитражный суд признал распоряжение ФАС о снижении платы за вывоз ТКО незаконным. ФАС опротестовала данное решение. Однако в июне 2020 года апелляционная инстанция оставила решение арбитражного суда в силе, признав действия РЭК по установлению первоначального тарифа правильными. Данное заключение суда впоследствии скажется на размере тарифа на вывоз мусора в 2021 году.

Бизнес против «Магнита»

В условиях всеобщей самоизоляции и запрета на ведение многих видов бизнеса «Магнит» пошел на обострение отношений с омскими предпринимателями. Вместо скидок и послаблений регоператор организовал массовую рассылку уведомлений с требованием срочно погасить задолженность за услугу по обращению с ТКО. Начиная с апреля «Магнит» подал в арбитражный суд более 400 исковых требований с многотысячными суммами.

Предприниматели продолжили прятаться и всячески избегать заключения договоров с регоператором. По некоторым оценкам, к осени число уклонистов составляло порядка 70% от числа действующих на территории региона предприятий. Основная претензия бизнеса — »космические цифры за мусор» при расчете по нормативу накопления, утвержденному РЭК, и сложность перехода на оплату вывоза мусора по факту.

Тем временем в условиях массовых неплатежей Омской области из федерального бюджета выделили 230 млн рублей на вывоз ТКО. Субсидию получил регоператор как представитель отрасли, наиболее пострадавшей из-за пандемии коронавируса.

Кладбищенский мусор

В июне омские кладбища утонули в горах мусора. Двумя месяцами ранее Комбинат специальных услуг (КСУ), отвечающий за порядок на погостах, подал документы на заключение договора с «Магнитом» на вывоз ТКО, однако уточнил, что в данный момент в услугах по вывозу мусора с кладбищ не нуждается.

Так получилось, что справиться собственными силами КСУ не удалось. Согласно заявке комбината, регоператор приступил к вывозу мусора только с 1 июня.

Надо отметить, что такая несогласованность в работе КСУ и регоператора случается каждый год. В 2020 году скандал с мусором на погостах мог бы стать еще более громким, если бы не пандемия коронавируса и запрет на посещение кладбищ.

Новые замеры

В августе в очередной раз начали замерять объем вырабатываемого омичами мусора. На этот раз аукцион, объявленный РЭК Омской области, выиграла компания «НПК «Экоинжиниринг», связанная с регоператором. Цена контракта составила 2.3 млн рублей. В списке работ — проведение замеров в летний сезон (для расчета нового норматива необходимо произвести годовой цикл измерений, зафиксировав объемы образуемого мусора во время всех четырех сезонов).

Ранее проведение замеров в Омске дважды срывалось. Первый раз — в конце 2019 года. Тогда за работы отвечала УК «Система». Контракт с ней был расторгнут из-за многочисленных нарушений процедуры замеров, обнаруженных РЭК. Второй раз попробовало провести замеры ООО «Полигон ТБО», получившее контракт на сумму 2.5 млн рублей. Но и эта попытка оказалась неудачной. В июле 2020 года договор расторгли из-за коронавируса. Большая часть организаций и предприятий в это время не работали, и произвести полноценные замеры не удалось.

После проведения летних замеров компания «НПК «Экоинжиниринг» еще дважды выигрывала конкурсы на проведение замеров (осенних и зимних). Результаты всех трех замеров были приняты РЭК.

В феврале 2021 года регулятор разместил извещение о проведении последних весенних замеров ТКО, но аукцион был признан несостоявшимся — никто не подал заявок. РЭК подал повторную заявку на аукцион. По плану весенние замеры должны пройти с 15 по 31 мая 2021 года. В случае успеха через два-три месяца РЭК сможет утвердить новый норматив.

Запрет полигонов и рост тарифа

Декабрь принес неприятные известия. Минприроды РФ отказалось включать два омских полигона (Кировскую и Ленинскую свалки) в перечень объектов, которые можно использовать под размещение ТКО до 2023 года, из-за их расположения в зоне аэропорта Омск-Центральный и военного аэродрома Северный.

Данное решение резко увеличило транспортное плечо доставки ТКО. Регоператору теперь надо возить мусор на площадки далеко за черту города.

Как следствие, это отразилось на расходах «Магнита» и росте тарифа. В декабре РЭК опубликовала предельный единый тариф по обращению с ТКО на 2021 год. Согласно расчету регулятора, экономически обоснованная плата выросла почти в два раза. Для населения фактическая плата не равна экономической (частично расходы регоператору оплатят из бюджета), а вот предпринимателям придется платить по полной.

Новая проверка ФАС, реакция прокуратуры

Омский бизнес, возмущенный двукратным ростом тарифа во второй половине 2021 года, обратился к властям. Аргументы, похоже, нашли понимание у чиновников. В правительстве пообещали найти какое-то решение и принять меры по стабилизации ситуации.

Тем временем омскими сложностями с мусорным тарифом вновь заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба России. В марте стало известно, что антимонопольщики намерены разобраться в причинах резкого роста мусорного тарифа в 2021 году. ФАС направила запрос в омскую РЭК и на данный момент анализирует полученные сведения. Как пояснили в ФАС, в случае обнаружения нарушений в ходе установления тарифа служба примет меры реагирования.

Заинтересовалась историей с ростом тарифа и омская прокуратура. Надзорное ведомство провело проверку экономической обоснованности расходов на транспортировку ТКО, которые понес «Магнит». Оказалось, что расходы не подтверждены полностью. Стоимость была рассчитана с учетом вывоза ТКО из всех населенных пунктов, а на деле сбор отходов выполнялся не во всех деревнях. Также прокуроры обнаружили недостоверное указание источников образования мусора. В некоторых случаях регоператор вывозил мусор с несуществующих объектов.

В прокуратуре отмечают, что предупреждали РЭК о нарушениях, но та проигнорировала замечания. Теперь прокуратура обратилась в суд, требуя признать декабрьский приказ РЭК незаконным.

***

Подводя черту еще одного года мусорной реформы в Омске, можно сказать, что, по сути, кроме роста тарифа ничего не изменилось. Омичи так же продолжают жаловаться на плохую уборку мусора, недовольно ростом платы за вывоз ТКО предпринимательское сообщество, снова обратили внимание на омские отходы ФАС России и прокуратура.

Попытка контрольных ведомств уменьшить плату за мусор, скорее всего, ничем хорошим не увенчается. Если плата и будет снижена, то на время, а после оспорена и вновь включена в расходы регоператора на следующий период.

Выводы ФАС никак не решат ключевую проблему, заложенную в территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Омской области, а именно большое плечо доставки мусора. В результате на долю транспортной составляющей в мусорном тарифе приходится более 90%.

«Главная проблема принятой территориальной схемы и той реформы, которая у нас проходит, заключается в том, что был взят за основу принцип минимизации количества полигонов. Непонятно, из-за чего это было сделано. Приходит на ум версия, что это специально было сделано, чтобы денег заработать. Предполагается, что весь мусор со всей Омской области будет возиться на какие-то два полигона. А это сотни километров. Это очень дорого. Зачем это делать, я не понимаю. Вполне можно организовать небольшие полигоны. Они были бы дешевле. Их можно легче вводить в эксплуатацию, и тогда пробег был бы несколько десятков километров. У нас неверная трактовка, что мусор надо возить, и, следовательно, выиграла конкурс компания, которая занималась перевозками», — считает омский эколог, профессор ОмГУПС Сергей Костарев.

Стоит отметить, что помимо большого транспортного плеча доставки и высокого мусорного норматива есть и другие факторы, оказывающие влияние на рост платежей. К примеру, удорожает мусор заложенный в основу реформы принцип, когда все отходы собирают, везут на свалку и уже там разбирают на составляющие. Включение в территориальную схему принципа разделения мусора на месте сбора (так называемого раздельного, селективного сбора мусора) — более перспективный путь. Но он рассматривается к внедрению в регионе в далеком будущем.

Еще один способ сокращения платы за мусор — ликвидация монополии на рынке. В силу отсутствия конкурентов нынешний омский регоператор не имеет стимулов для осуществления мусорной реформы. Состязательность двух-трех регоператоров наверняка помогла бы улучшить экономические показатели всех участников. Во всяком случае у потребителей, у тех же самых предпринимателей появилась бы возможность выбора наилучших для себя условий.

"