Posted 10 декабря 2020, 11:35
Published 10 декабря 2020, 11:35
Modified 19 августа, 21:43
Updated 19 августа, 21:43
В качестве обоснования для выделения денег на КСУ замдиректора департамента городского хозяйства Омска Владимир Шнипко пояснил, что с 2016 года предприятие практически перестало получать доходы от копки могил. Дело в том, что в 2015 году в результате ряда судебных решений КСУ было лишено статуса единственного юрлица в городе, которое может за вознаграждение копать могилы.
«Из-за этого доходы предприятия в 2019 году упали на 60% по сравнению с 2016 годом. За последние три года операции по лицевому счету приостанавливались трижды, среднемесячный доход в 2020 году составил 3.1 млн рублей. Кредиторская задолженность КСУ составляет 5.1 млн рублей», — пояснил чиновник.
Трудное финансовое положение стало поводом для сокращения сотрудников предприятия. Так, осенью 2020 года учреждение уменьшило штат на 65 работников. Им все еще не выплачено выходное пособие.
«Существует дополнительная потребность в деньгах, которые нужно выделить на содержание кладбищ, выплату налогов, зарплат, вывоз мусора, всего 11 млн рублей. Из них 4.6 млн рублей — зарплата и выходные пособия действующим и бывшим сотрудникам, еще 6.4 млн рублей пойдут на погашение кредиторской задолженности. Если мы сейчас выделим 11 млн, то все равно закроем только 80% финансовых потребностей предприятия», — признался Шнипко.
Первым свое недоумение по поводу бедственного положения предприятия выразил депутат Юрий Козловский.
«Что произошло? КСУ потерял возможность заработка. У нас возле каждого кладбища организована торговля, бизнес торгует, люди стоят по дороге на кладбища, по дороге к офису КСУ. До предприятия клиенты не доходят. Какой выход на сегодняшний день есть из этой ситуации, если исключить дополнительное финансирование?» — спросил депутат.
Первый вице-мэр Омска Евгений Фомин пояснил, что ситуация именно такая, как ее описал депутат Козловский. По его словам, задача вернуть рентабельность КСУ возлагалась на бывшего подмосковного чиновника Евгения Захарова, который пришел в мэрию Омска на должность замдиректора департамента городского хозяйства, однако он 4 декабря уволился из городской администрации.
«Человек уволился, но есть ряд наработок, которые у нас остались. Мы их проработаем и выйдем на Горсовет. Мы знаем, как решить основные проблемы КСУ, но сейчас не готовы их озвучить. Нужно отдельно рассмотреть их и еще раз проработать», — пояснил Фомин.
Однако уже сейчас ясно, что при помощи сторонней деятельности восстановить прибыльность предприятия у мэрии не получится. Дело в том, что в 2017 году в отчетности предприятия в графе «иные доходы» стояла сумма 58 млн рублей, в то время как в 2020 году — всего 7 млн рублей. Замдиректора департамента городского хозяйства Владимир Шнипко пояснил, что в 2017 году предприятие продавало запасы гробов, могильных крестов и оградок со своего склада. Сейчас на складах КСУ не осталось ничего.
«Эти решения суда говорят о том, что муниципальный бизнес вытесняется с рынка. Стоит заплатить НДС, налог на прибыль, и вот вы уже в минусе. Я считаю, что предприятия вроде КСУ не могут работать прибыльно, но эта работа очень важна. Очень не хотелось бы, чтобы КСУ превратился в некий аналог наших муниципальных транспортных предприятий, которые за дотациями из бюджета едва ли не очередь занимают. Может быть, нет необходимости продавливать КСУ, а, может, отдать бизнесу кладбища, и частники будут там работать и платить налоги?» — предложил коллегам вице-спикер Омского городского Совета Виталий Путинцев.
В диалог с ним вступил вице-мэр Омска Олег Заремба. По его словам, депутатам стоит немного под другим углом смотреть на проблемы КСУ. Чиновник уверен, что подобные КСУ предприятия не смогут быть прибыльными никогда.
«Содержание кладбищ — это наша работа, это наш бюджет, как уборка улиц, скверов и много чего другого. И видеть в этом почву для самодостаточного бизнеса неправильно. Да, расходование предприятием средств вызывает вопросы. И да, нужно разбираться с нормативной базой, а то вышло как в сказке — вершки и прибыль малому бизнесу, а корешки и содержание кладбищ достались муниципалитету», — пояснил Заремба.
Другие депутаты отметили, что они могут вернуться к подробному обсуждению ситуации в КСУ на весенней сессии гордумы.
«Трижды у предприятия были арестованы счета. Звучит так, будто они сами по себе арестовались. Это задолженность перед налоговой, из-за этого были аресты. Кто понесет ответственность за это? Надо разбираться, может, создать некий рабочий орган, чтобы понять, что делать с предприятием?» — предложил коллегам депутат Сергей Дроздов.
Идею депутата поддержал его коллеги. Они предложили организовать рабочую группу с участием депутатов и представителей муниципалитета. Именно этот орган должен разработать концепцию и механизмы выведения КСУ из финансового кризиса.
«Я давно изучал эту проблему: есть федеральное законодательство, регламентирующее похоронное дело, нужно обращаться к депутатам Госдумы. Это странное разделение — бизнес на кладбищах зарабатывает, а мы их убираем. Если эта работа останется на нас, наш бюджет станет еще более нищим», — высказался депутат Владимир Казанин.
Обсуждение депутаты закончили на позитивной ноте — рабочую группу решено создать, а уже на весенней сессии заседаний Омского городского Совета профильный комитет по ЖКХ и транспорту еще раз подробно рассмотрит перспективы выведения КСУ из кризиса.