Posted 20 ноября 2020, 10:39

Published 20 ноября 2020, 10:39

Modified 23 февраля 2022, 15:16

Updated 23 февраля 2022, 15:16

«Коронавирусный» дефицит. Кто и зачем скупает лекарства в российских аптеках

«Коронавирусный» дефицит. Кто и зачем скупает лекарства в российских аптеках

20 ноября 2020, 10:39
Фото: Медиахолдинг1Mi.
На фоне пандемии коронавируса в российских аптеках и больницах стало не хватать не только сильных антибиотиков, но и простых жаропонижающих и лекарств, никак не связанных с коронавирусом. «Новые известия» выяснили, кто и почему опустошает полки в аптеках.

Дефицит лекарств осложнил не только бурный рост заболеваемости, но и новая маркировка. Теперь прежде чем продать лекарство, фармацевт должен отсканировать код, получить ответ от системы, затем снова отсканировать код перед продажей и только тогда отпустить покупателю. 2 ноября Михаил Мишустин поручил упростить эту сложную схему и устранить сбои, но решить проблемы с маркировкой должны только к 1 февраля. А лекарств не хватает уже сейчас.

Система введена, чтобы исключить попадание в аптеки фальсификата. Только в этом году Росздравнадзор изъял 363 серии сомнительных лекарственных средств. Но во время отладки системы такие медикаменты все равно могут попасть в аптеки. Кто будет отвечать за такой форс-мажор?

Как выяснилось, дефицит лекарств, пусть и не такой глобальный, уже был в России. 58% читателей «Новых известий» в опросе сообщили, что не раз сталкивались с нехваткой лекарств. Вероятно, пандемия не создала, а лишь усугубила уже существовавшую проблему.

Фармпроизводетели отчасти объясняют эту проблему механизмом урегулирования цен на лекарства. Принятая в 2010 году методика расчета стабильно работала до марта этого года, когда рубль упал в цене, начался коронавирус и были введены ограничения. Производство стало обходиться дороже, а цены на лекарства увеличить все еще нельзя.

В октябре этого года в правительство был внесен законопроект, который предусматривает увеличение предельной отпускной цены на лекарства в аптеках. Это должно предотвратить дефицит лекарств и их уход с рынка. Но когда заработает закон и насколько сильно он поможет производителям, пока не известно.

В то же время на смену качественным препаратам приходят дженерики. От общего рынка они составляют 63%, их качество растет из года в год, а цена в среднем ниже в четыре раза. Но в России, несмотря на это, к дженерикам относятся очень подозрительно. Эксперты, действительно, не могут говорить об абсолютном качестве дженериков, но и об их бесполезности речи не идет. Такие препараты производят как в России, так и за рубежом.

Даже имея фармпроизводства в России, доля импортных лекарств и их составляющих на рынке сильно выше отечественных. Более 80% российских препаратов производится с применением импортных субстанций.

«Проблема отечественного сырья — одна из сложнейших проблем последнего десятилетия в фармакологии. Все интермедиаты в России — импортные. Несмотря на то, что Россия — один из крупнейших добытчиков и переработчиков нефти. К сожалению, интермедианты мы закупаем в Китае. В России нет заводов по переработке сырья для интермедиантов. Без государственной поддержки такие заводы строить дорого и невыгодно. Он может производить только большие объемы и соответственно для него должна быть сформирована потребность внутри страны. Так что все сырье для фармакологии привозится из Китая», — считает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

За обращением лекарств в России следят сразу пять ведомств: Минздрав, Минпромторг, Росздравнадзор, Росаккредитация и теперь еще и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Но все они воздействуют на рынок разными инструментами, не согласовывая свои действия. Выходит, что проблема дефицита лекарств идет с самого верха, однако обвиняют в нем простых людей, напуганных коронавирусом.

Подпишитесь