Posted 5 октября 2020, 04:30
Published 5 октября 2020, 04:30
Modified 19 августа, 21:37
Updated 19 августа, 21:37
Что будет дальше? К чему может привести обвальное падение занятости, стоит ли ждать катастрофы на рынке труда?
Город55 разбирался в проблеме.
Официальные данные
По данным статистики, к концу августа в Омской области под действием короновируса существенно выросли показатели безработицы.
По подсчетам специалистов, в июне — августе 2020 года в регионе было 1.029 тыс работоспособных граждан. Из них около 924 тыс человек были официально трудоустроены. Остальные 104.4 тыс — общее число безработных, определенных выборочным обследованием рабочей силы среди населения в возрасте от 15 лет и старше.
При этом согласно другому показателю численность зарегистрированных безработных, фиксируемая службой занятости, увеличилась более чем в четыре раза. Динамика впечатляющая — с 12.9 тыс человек в январе 2020 года до 55.9 тыс в августе.
Экспертное определение
По мнению экспертов, несмотря на огромный рост зарегистрированной безработицы в Омской области, ситуация на рынке труда вызывает неоднозначную оценку.
Дело в том, что в России уровень безработицы считается двумя способами. Первый определяет уровень регистрируемой безработицы по данным службы занятости. Этот способ фиксирует количество граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы и признанных безработными. Вторым способом рассчитывается уровень общей безработицы по данным органов статистики. В этом случае на основе выборочных опросов населения определяется процент рабочей силы, которая не имеет работы.
Два способа подсчета дают разные результаты. Связано это с тем, что многие безработные самостоятельно занимаются поиском работы, не прибегая к услугам службы занятости.
«Если смотреть динамику общего уровня безработицы, он тоже изменился, но не столь резко. По итогам 2019 года уровень общей безработицы составлял 6.4%, а во втором квартале 2020 года — 10%. Это, конечно, не так мало, но, например, в начале 2000-х годов в Омской области уровень безработицы достигал 14%», — рассказывает доктор экономических наук, декан экономического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Татьяна Стукен.
Причину того, почему уровень регистрируемой безработицы в Омске вырос в четыре с лишним раза, а уровень общей — только в полтора, специалист видит в том, что повысилась доступность и привлекательность службы занятости. В апреле 2020 года был увеличен размер пособия по безработице до 12 130 рублей и дополнительно — 3000 рублей за каждого ребенка до 18 лет.
«Новый размер пособия превысил минимальный размер оплаты труда и сделал выгодным обращение в службу занятости. Получать пособие стало выгоднее, чем работать на низкооплачиваемых рабочих местах. Таким образом, значительный рост регистрируемой безработицы во многом связан с дополнительными мерами поддержки граждан со стороны государства»,
— объяснила Татьяна Стукен.
Среди других факторов, отрицательно сказавшихся на показателях занятости, — структура и в целом низкая емкость регионального рынка труда. Омская область отличается от других территорий тем, что значительная часть занятых людей до эпидемии коронавируса работала за пределами региона (например, на севере Тюменской области, в Якутии). Начавшаяся пандемия вернула их домой, что также сказалось на безработице.
«Это вызвало достаточно серьезный всплеск безработицы. Трудовая емкость в Омской области не очень высокая, потому что уровень заработной платы очень низкий. В силу того, что значительная часть крупных компаний не администрируется в Омской области, руководителей головных офисов, расположенных в других субъектах федерации, не интересует вопрос повышения здесь уровня заработной платы, что могло бы способствовать развитию экономической массы. Как следствие, все это вызывает достаточно впечатляющий рост безработицы у нас в области», — полагает омский экономист Олег Рой.
Меры противодействия
Российское правительство рассчитывает выйти на докризисные показатели к концу 2021 года. Разработан двухлетний план восстановления экономики и уровня занятости. Региональная власть также в качестве главной задачи своей экономической политики видит борьбу с безработицей и подъем уровня доходов населения. Для поддержки занятости из бюджета области выделено более 170 млн рублей, что по плану позволит обеспечить переобучение, рабочие места и заработок для более чем 19 тыс человек.
«В мероприятиях активной политики занятости населения Омской области уже приняли участие 14 541 человек, в том числе к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию приступили 2 703 безработных соискателя, в общественных работах приняли участие 3 569 человек, к временным работам приступили 8 269 омичей, в том числе среди участников временных работ 7 798 человек — несовершеннолетние омичи в возрасте от 14 до 18 лет», — рассказывает руководитель департамента занятости населения министерства труда и социального развития Омской области Олеся Кайль.
Эксперты отмечают, что в краткосрочном периоде у омских властей не так много рычагов для купирования безработицы. Один из инструментов, которым следовало бы активнее пользоваться, — субсидирование занятости для сохранения рабочих мест на градообразующих предприятиях.
«Наверное, надо продумать политику стимулирования компаний, которые будут увеличивать набор сотрудников в свои организации.
В нашей стране ключ решения многих региональных проблем находится у федерации. В силу того, что десятилетиями усиливается централизация, на региональном уровне все меньше и меньше возможностей решать эти проблемы»,
— считает Олег Рой.
Что касается развития рынка труда Омской области в долгосрочном периоде, то это вопрос не столько регулирования собственно рынка труда, сколько экономического роста, экономической политики на перспективу.
«Сегодня повышение конкурентоспособности экономики эксперты связывают не с развитием традиционного промышленного производства, а с развитием новых прорывных технологий, цифровизацией. Они приведут к поляризации рынка труда. Спрос сохранится на работы, связанные с творческим характером труда, взаимодействием „человек — человек“, с решением новых задач. В то же время относительно простые работы, стандартные функции будут подвержены риску автоматизации и роботизации по мере развития и удешевления новых технологий. Это существенно повышает ответственность каждого из нас за выбор профессии и диктует необходимость постоянно развиваться, приобретать новые компетенции», — отмечает Татьяна Стукен.
Прогноз развития событий
По прогнозу Минтруда РФ, пик безработицы придется на третий квартал этого года, далее показатели стабилизируются и начнется восстановление уровня занятости. Эксперты в своих высказываниях более осторожны. Принимая во внимание высокую вероятность второй волны пандемии коронавируса, они сомневаются, что ситуация в экономике (а с ней и занятость) начнет быстро восстанавливаться в короткой перспективе.
«Есть разные точки зрения экспертов относительно того, насколько это возможно. Восстановление уровня занятости зависит от спроса на производимые товары и услуги. В условиях падения денежных доходов населения быстрое восстановление спроса в сфере услуг выглядит проблематичным. Ускорению восстановления экономики могли бы способствовать дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса. Но совершенно точно многое будет зависеть от того, когда мир сможет взять под контроль ситуацию с распространением коронавируса», — говорит Татьяна Стукен.
Экономист Олег Рой полагает, что ситуация с безработицей в Омске будет развиваться по инертному сценарию и каких-либо серьезных изменений в положительную сторону в ближайшее время на рынке труда вряд ли стоит ожидать.
«Учитывая опыт 90-х годов, думаю, люди уйдут в область самозанятости. Это будет скрытая самозанятость, которая не будет выходить на поверхность. Она будет увеличиваться. Потому что у людей не будет возможности по-другому зарабатывать. Я считаю, что на это нужно закрывать глаза — люди должны как-то выживать в сложившейся ситуации»,
— полагает он.