Posted 14 сентября 2020, 05:45
Published 14 сентября 2020, 05:45
Modified 19 августа, 21:30
Updated 19 августа, 21:30
Как омские образовательные платформы приспосабливаются к новым условиям, разбирался Город55.
Период падения
Нельзя сказать, что переход в онлайн-формат обучения в период пандемии застал врасплох рынок образовательных услуг в Омске. Основные участники отрасли и до самоизоляции развивали онлайн-решения своих образовательных программ (правда, делали это не спеша, в соответствии со своими бизнес-планами, отводя онлайн-направлению малую долю в бизнесе).
Тем не менее, по оценкам экспертов, удар коронавируса привел к тому, что рынок образовательных услуг в Омске сразу упал процентов на 70. В первый месяц остались те, кто уже обладал собственными онлайн-платформами и имел опыт дистанционного обучения.
А далее бизнес в образовательной индустрии разделился на тех, кто смог оперативно адаптироваться и перейти в онлайн, и тех, кому это сделать не удалось.
«Когда мы вынуждены были приостановить занятия, стали думать, что же нам делать дальше. Я с дистанционными технологиями знакома, в 2014 году дополнительно отучилось по этому направлению, и мы быстро перевели Центр на дистанционный формат. Проблема в том, что наши ученики — маленькие дети, и не все из них были готовы к такой форме образования. Осталось примерно треть, около 40 ребят, которые согласились участвовать в занятиях в дистанционном формате. В основном это программисты», — сказала директор Центра образовательных инициатив «СТЭМ» Елена Елисеенко.
Екатерина Пономарева, владелица компании «ТРИЭС-персонал», подтвердила, что в период ограничений пришлось в ускоренном режиме запускать формат онлайн-обучения (компания специализируется на тренинге персонала и консалтинговых услугах). Но тут возникла другая трудность: многие клиенты оказались не готовы к таким резким переменам.
По словам эксперта, только ближе к осени их целевая аудитория — руководители и владельцы бизнеса — адаптировались к онлайн-услугам. Что характерно, омичи оказались более консервативными в отношении новых технологий обучения, чем жители соседних областей.
«Продвигая один и тот же продукт в интернете на Омск и другие регионы, такие как Екатеринбург, Новосибирск, мы видим, что Омск в три раза хуже реагирует. Проявляет в три раза меньший интерес.
И только сегодня крупные омские компании, с которыми мы в начале года планировали большие бюджеты на обучение в офлайн-режиме, говорят, что они готовы работать в режиме онлайн. А все это время они ждали, что ситуация как-то рассосется, что все вернется в офлайн и они смогут реализовать свои планы по обучению персонала. Только сейчас они смирились с тем, что все-таки надо переводить обучение и внутрикорпоративное, и с внешними провайдерами на онлайн-режим»,
— сказала Пономарева.
Текущий спрос
Самоизоляция фактически вынудила омичей изменить модель поведения и прибегнуть к помощи современных технологий в образовании. Некоторые аналитики прогнозируют, что благодаря пандемии рыночный оборот онлайн-образования только по итогам этого года увеличится как минимум на четверть.
Останется и очное образование. По словам участников рынка, по мере улучшения эпидемиологической ситуации интерес к традиционному обучению будет также возрастать, и говорить о его полном отмирании пока преждевременно.
«Сегодня спрос постепенно восстанавливается. К примеру, представители детских садов говорят о возросшем спросе на их услуги. Некоторые игроки дополнительного образования отмечали падение спроса, что связано, в первую очередь, с неопределенностью по вопросу обучения в текущем учебном году. Игроки рынка рассчитывают „наверстать упущенное“ в сентябре, когда станет понятна ситуация с коронавирусом, а родители почувствуют уверенность», — отметил руководитель центра дополнительного образования «Снейл» Александр Дерябин.
В то же время эксперты не исключают, что в России может начаться вторая волна коронавируса. Сегодня такое предположение является сдерживающим фактором для возвращения к обучению в офлайн-формате. Как вариант, омские предприниматели рассматривают возможность внедрения индивидуальных образовательных программ, чтобы максимально ограничить контакты детей, но при этом сохранить живое, непосредственное общение учителя и ученика.
«Родители опасаются. Везде говорят о том, что идет вторая волна. В таких условиях некоторые родители, наоборот, пытаются быстрее привести детей на занятия, пока ситуация относительно благополучная. Потому что в период ограничений время было упущено. А некоторые родители спрашивают о возможности перейти на индивидуальное обучение, чтобы оградить ребенка от общения с другими, — сказала директор Центра образовательных инициатив «СТЭМ» Елена Елисеенко.
По словам директора учебного центра «Навыки 21 века» Дмитрия Устьянцева, еще совсем недавно спрос на рынке образовательных услуг в Омске находился практически на нуле. С отменой ограничений он начал постепенно восстанавливаться, но на прежний уровень вернется не скоро. Вся надежда на онлайн-направление.
«Те, у кого получится перейти «на новые рельсы», они и будут захватывать рынок, который будут высвобождать те предприниматели, которые не хотят или не готовы меняться.
Полагаю, неизбежен тренд, при котором офлайновые услуги, которые могут быть оказаны онлайн, обязательно перейдут в виртуальную среду», — подчеркнул Дмитрий Устьянцев.
Будущее образовательного бизнеса
По мнению участников отрасли, после пандемии ситуация может в корне поменяться. Появится много новых успешных проектов, компаний, которые будут оказывать образовательные услуги с использованием видеосвязи и видеоматериалов. Но в то же время эксперты сходятся во мнении, что традиционное обучение также сохранит свои позиции в будущем.
«Я считаю, что должно быть гибридное образование. Переход в дистанционный формат должен дополнять, но ни в коей мере не заменять классическое образование. Онлайн дает возможность получить знания детям, которые, например, заболели или пропустили занятия. Но ничто не заменит живого общения с учителями», — говорит Елена Елисеенко.
С тем, что онлайн-формат не уничтожает традиционное образование, а открывает новые возможности, согласилась и руководитель учебного центра «Интекспро» Яна Лапшина (центр организует курсы программирования, информационных технологий для детей и взрослых):
«Я полагаю, что будет очень выгодно смешать два формата — онлайн и офлайн. Мы тоже стремимся это сделать. Многие наши ученики остались на онлайне. Сейчас мы их подключаем к очным занятиям. Отмечу, кому-то онлайн даже больше понравился. Но мы готовы к любому повороту событий. Все платформы у нас проработаны».
***
В целом же омские участники рынка дополнительного образования склонны считать, что с их бизнесом ничего плохого не случится. И даже если новый всплеск заболеваемости коронавирусом произойдет, то это вряд ли приведет к тотальному закрытию бизнеса.
«Отрасль как таковая никуда не денется. Просто ее состав изменится — слабые игроки уйдут, а те, у кого сильный менеджмент, выживут и станут еще сильнее», — считает Дмитрий Устьянцев.
Аналогичной точки зрения придерживается и Екатерина Пономарева. По ее словам, кризис 2008 года привел к тому, что много образовательных тренингов в городе прекратили существование, но лучшие сохранили свои позиции.
«Как и во многих видах предпринимательства, образовательный бизнес сегодня переходит на другой уровень. В онлайне ты конкурируешь со всем миром, мировыми игроками рынка.
Поэтому все больше будет важна твоя уникальность, качество, индивидуальный подход, эффектная система продвижения. Кто-то конкуренцию выдержит, кто-то уйдет в другие ниши».