Posted 20 августа 2020, 13:44

Published 20 августа 2020, 13:44

Modified 23 февраля 2022, 15:10

Updated 23 февраля 2022, 15:10

Минфин ставит под угрозу развитие нефтяной отрасли

20 августа 2020, 13:44
Корпорации «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «Татнефть» и «Зарубежнефть» просят президента Российской Федерации Владимира Путина хоть ненадолго приостановить эксперимент с налогом на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли. Эта сфера заметно пострадала от эпидемии коронавируса COVID-19.

Топ-менеджеры нефтяных корпораций сетуют, что «предлагаемые Минфином очередные фискальные изъятия противоречат поставленной задаче по обеспечению стабильности налоговой политики». Об этом пишет «Нефть и Капитал».

Экспериментальный период стабильности налога на дополнительный доход должен длиться пять лет. Именно это пообещали нефтяникам. После специалисты хотели оценить его эффективность. Но не прошло и двух лет, как Минфин загорелся идей задним числом пересмотреть параметры и условия режима НДД. Министерство объясняет свои действия «выпадающими» доходами бюджета.

На сегодняшний день «выпадением» страдают именно нефтяные корпорации. В сложившихся условиях снижения нефтедобычи по ОПЕК+ новые параметры налога на дополнительный доход приведут к сокращению производственных программ. В результате объем инвестиций снизится до 2,5 триллиона рублей.

По мнению директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Громова, в период падения стоимости черного золота недопустимо ухудшать условия налогообложения нефтяной отрасли и отменять НДД. Из-за этого снизится налоговый потенциал. Закрытие программ по освоению новых месторождений приведет к уменьшению объемов добычи, что отрицательно скажется на всей экономике страны.

Алексей Громов подчеркнул, что Министерство финансов, когда сталкивается с проблемами при пополнении казны, традиционно пытается пополнить ее за счет нефтегазового сектора. В настоящее время ведомство желает приостановить действие налога на дополнительный доход и сохранить более понятный механизм налога на добычу полезных ископаемых.

«Но, на мой взгляд, такая позиция контрпродуктивна для стратегического развития отрасли и экономики в целом», — резюмировал Громов.

С экспертом согласен и экономист «БКС Премьер» Антон Покатович. Последний уверен, что такие маневры остановят зарубежных инвесторов от вложения средств в российские проекты.

Эксперимент с НДД стартовал в начале минувшего года. При таком подходе налог в федеральную казну снимается не с нефтяных объемов, а уже с денежного потока, ставка при нем составляет 50%. Сегодня налог на дополнительный доход распространяется на четыре группы месторождений.

Исполнительный директор «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора», доцент кафедры международной коммерции РАНХиГС Тамара Сафонова сообщила, что НДД демонстрирует настоящую эффективность разработки месторождений. Выходит, что налоги соответствуют показателям дохода как на новых месторождениях, так и на истощенных. Появляется стимул вкладывать средства в разработку новых месторождений и повышать таким образом коэффициент извлечения черного золота.

На данный момент НДД подготовил почву для разработки новых месторождений, расположенных в Восточной Сибири, Ямало-Ненецком автономном округе и Ненецком автономном округе. До введения налога на дополнительный доход рентабельность этого сектора для вливания денег была минимальной. Сегодня общее снижение налоговой нагрузки компенсируется за счет увеличения объемов нефтедобычи с месторождений, которые в обычных условиях никто бы не стал разрабатывать. По прогнозам экспертов, НДД за пятилетку принесет в казну РФ на 180 миллиардов рублей больше, чем действующие налоги.

Подпишитесь