Posted 12 апреля 2020, 06:06

Published 12 апреля 2020, 06:06

Modified 19 августа, 21:18

Updated 19 августа, 21:18

Дело есть, а денег нет: как переживают эпидемию омские «самозанятые»

12 апреля 2020, 06:06
Фотографы, организаторы мероприятий, тату-мастера, парикмахеры и мастера маникюра — все они никак не защищены от нагрянувшего кризиса. Город55 рассказывает о том, как переживают пандемию те, кому рассчитывать на поддержку федеральных и региональных властей не приходится.

Организатор фотосессий

У Анастасии маленький ребенок, муж и не работающий в условиях пандемии коронавируса бизнес. Она организует фотосессии — подбирает фотографов, моделей, придумывает темы и места дня них. Сама фотографией не занимается — ей нравится именно менеджмент.

«Я считаю, что какой бы профессии ни был человек, нужно было отсидеться дома с самого начала, когда еще президент Путин об этом просил. Возможно, сейчас бы такой ситуации не было. Как только объявили самоизоляцию, я перестала работать и на данный момент продолжаю сидеть дома», — говорит она.

Никаких компенсаций или налоговых льгот, само собой, Анастасия не получит — работает она неофициально и налоги не платит.

«Сейчас я сижу дома с маленькой полуторагодовалой дочкой. Индустрия полностью парализована, а возможности для стороннего заработка у меня нет. Если бы государство поддержало народ, то возможность была бы», — отмечает она.

Девушка жалуется на то, что сидит дома и не рискует выходить оттуда. Дело не только в страхе подцепить коронавирус, но и в боязни получить штраф и в целях сэкономить как можно больше денег.

Она уверена — государство должно взять на себя все риски своих граждан. В первую очередь неизменные коммунальные платежи и кредитные обязательства.

«Я считаю, что если власти принудительно заставляют сидеть дома, то государство должно ввести ЧС или официально назвать это „карантин“, взять на себя мои финансовые риски, а точнее кредиты, коммунальные услуги… Но и обязательно должны быть выплаты, помощь на каждого члена семьи, независимо от возраста и количества детей. А то смешно: одним поможем, а другие пусть с голоду умирают. Неизвестно, сколько сидеть дома, а чем за все платить? Да что уж, скоро жить не на что будет простым людям», — отмечает Анастасия.

В дистанционную работу организатора фотосессий девушка не верит. Новости периодически сообщают, что есть фотографы, которые устраивают фотосессии и в скайпе, но это не заработок, считает Анастасия, это просто для пиара и вызова интереса прессы.

«Нет, я ничем таким не занимаюсь и не организую. Я думаю, фотографы это делают ради смеха или чтобы привлечь к себе внимание, чтобы о них заговорили», — считает она.

Супруг Анастасии продолжает ходить на работу, так как трудится в непрерывно действующей организации, из-за чего девушка переживает.

«Самоизоляции у него нет, а у нас есть риск заболеть, несмотря на то, что мы сидим дома», — резюмирует Анастасия.

Тату-мастер

В период особого режима самоизоляции тату-студия Марины не работает, соответственно, она тоже сидит дома.

«На данный момент никак не зарабатываю. Моя профессия предполагает контакт с людьми, причем довольно тесный, особенно во время тату-сеанса. Сейчас нет такой возможности официально. А неофициально, например на дому, я против по ряду причин. Сейчас все свое свободное время я направляю на разработку и поддержание новых проектов нашей студии», — говорит Марина.

На дому она не может работать по целому ряду причин — отсутствие полной стерильности, множество опасных раздражителей. Например, частички человеческой кожи, шерсть домашних животных, еда и пыль.

«Вторая причина — удобство клиента. Мне бы на его месте было неудобно и, мягко говоря, странно. Приходишь делать тату, тебя садят на диван напротив телевизора, мимо пробегает кот. Тут же выходит из соседней комнаты мужчина в трениках, почесывая зад, идет в направлении туалета. Тату это не предмет первой необходимости. Люди делают их, чтобы получить эмоции. Поэтому необходимо, чтобы клиент чувствовал себя максимально комфортно для получения только хороших эмоций», — отмечает тату-мастер.

Еще одна, по ее словам, причина — это опасно. В студии мастеров и посетителей разделяет администратор. Пока мастера татуируют, администратор проводит первичную консультацию, и он же ограждает мастера от недоброжелателей. В случае какой-то чрезвычайной ситуации есть возможность вызвать охрану, в то время как дома у мастера такой возможности нет.

«И, пожалуй, последняя причина — потому что это дом. Дом — это моя зона комфорта, очень личное пространство. Я себя неуютно чувствую, если в мой дом заходит посторонний человек. Ехать на дом к клиенту еще опаснее по всем перечисленным пунктам», — считает Марина.

При этом в условиях самоизоляции тату-мастеру на своем ремесле заработать не удается. Эскизы на заказ тоже делать не получается, так как нанести их и сравнить, как они смотрятся на теле, почти невозможно. Марина работает над собственным проектом в сфере татуирования, но рассказывать об этом пока не готова.

«На данном этапе я не могу разглашать информацию о проекте, так как это труд не только мой, мы работаем в команде с коллективом нашей тату-студии. Наша студия всегда поддерживает всех членов коллектива. И ситуация с вирусом только укрепила наш командный дух. В ближайшее время будет анонс проекта в социальных сетях», — говорит она.

Сами же мастера сейчас сидят по домам и занимаются своими житейскими делами. Да, на удаленке у каждого из них есть свой раздел работы, но много времени она не занимает. Однако зарплату они, несмотря на отсутствие постоянной работы, получают.

«Система оплаты труда в нашей студии очень грамотно построена. Благодаря этому без зарплаты мы никогда не останемся. Даже сидя по домам, как в данной ситуации. Да, конечно, нам сейчас платят. Иначе в условиях самоизоляции мастера бы положили зубы на полку», — говорит Марина.

При этом записей на тату довольно много. Некоторые люди, как отмечает Марина, звонят и интересуются, как сделать татуировку прямо сегодня и сейчас. Почему-то их сильно удивляет, что тату-мастера не работают. Поэтому оттока клиентов на данный момент Марина не наблюдает.

«У меня сложилось впечатление, что они до сих пор не верят в то, что вся ситуация реальна и очень серьезна. Или не понимают, по какой-то причине. Я не сторонник паникерства, но я сторонник здравого смысла. Сейчас конкретно от каждого человека, оставшегося дома, зависит судьба не только его, но и окружающих. Да и общий исход эпидемии», — говорит Марина.

При этом люди уже строят планы на будущие татуировки и записываются на май. Уже сейчас образуются небольшие, но все же очереди.

«Очередь есть, но не так, чтобы „до июля все занято“. Мы стараемся не создавать искусственную очередь за счет обстоятельств. Сейчас обстановка такая, что прогнозировать что-либо невозможно, поэтому далеко вперед стараемся не записывать», — говорит Марина.

Татуировок в Омске на тему коронавируса Марина не видела, но намерена сама себе такую сделать.

«Я думаю, когда победим коронавирус, такие будут 100 процентов. Я сама хочу сделать себе памятную тату на эту тему. Дизайна как такового нет, хочу в виде надписи „пережил COVID-19“, без художественного уклона. Как переживу, сделаю обязательно», — резюмирует мастер.

Мастер маникюра

Валерия работает, как сама это называет в «nail-индустрии» — делает маникюр за деньги. Сама она уже успела пережить вынужденный 14-дневный карантин, так как недавно вернулась домой из Франции.

«Я уезжала во Францию в самый пик эпидемии, потом была изоляция сроком в две недели. В итоге закрыли Россию. Дела сейчас идут тяжело, как, наверно, и у всего малого бизнеса. Приходится отказывать клиентам, переносить сроки встречи, так как все мое оборудование находится в другом помещении, которое я арендую», — говорит девушка.

Валерия относится к числу самозанятых, но работает почти нелегально и налоги с доходов не платит, лишь арендную плату за помещение в одном из омских офисных центров. Анализы на Covid-19 у нее отрицательные, поэтому она переживает только о своем заработке.

«Здание у нас закрыто, как закончится режим самоизоляции, сразу же буду говорить с арендодателями — попробую договориться о том, чтобы не платить за это время, либо хотя бы об отсрочке. На днях попробую пробраться в свой „офис“, забрать все оборудование. Денег нет, крутиться надо — буду работать на дому, хотя мне этого совсем не хочется и боюсь», — отмечает она.

Другого заработка, кроме маникюра, у Валерии нет. Она рассматривает дистанционную работу по образованию — бухгалтером.

«Еще я бы занималась онлайн-торгами, стала бы трейдером. Играла бы на онлайн-площадках, давно об этом думаю», — говорит она.

Однако в целом Валерия не теряет самообладания и держится позитивного взгляда на жизнь.

«Все будет хорошо, я уверена. Все заканчивается, даже война. А как все закончится, я вернусь к nail-индустрии», — говорит Валерия.

Подпишитесь