Posted 17 февраля 2020, 02:15

Published 17 февраля 2020, 02:15

Modified 19 августа, 21:17

Updated 19 августа, 21:17

Плата за безопасность или новый обман. Почему омичи не верят квитанциям за домофон

Плата за безопасность или новый обман. Почему омичи не верят квитанциям за домофон

17 февраля 2020, 02:15
Фото: Медиахолдинг1Mi.
В своих почтовых ящиках омичи впервые начали находить подозрительные квитанции о повышении платы за обслуживание домофонных систем компании «Модус». Город55 разобрался, стоит ли их оплачивать, или же это очередная реклама, ловко замаскированная под счет на оплату.

Почему возникли вопросы?

На листке бумаги вполовину листа А4, которую горожане начали получать в конце января, говорится о первом за семь лет повышении тарифа на пользование домофонной системой «Модус». Такие квитанции получили даже те омичи, кому ранее их не доставляли.

Квитанции насторожили горожан: на них не указана фамилия плательщика и номер договора, но говорится о некоем льготном периоде и акции, при участии в которой можно получить большую скидку на установку видеодомофона. Похожая ситуация уже возникла в январе этого года, когда при помощи квитанций приют для животных «Омские хвостики» решил собрать пожертвования. Но если «Хвостики» сразу обозначили, что квитанцию можно оплатить по желанию, то в квитанциях от «Модуса» об этом не говорится. Наученные мошенниками омичи усомнились в том, что полученную квитанцию нужно оплачивать.

Как выяснилось, жители многоквартирных домов действительно могут получать такие квитанции. Глава омской Госжилинспекции Александр Бурых объяснил, что способ оплаты обслуживания домофона зависит от решения самих собственников.

«Если в доме есть домофонная система, то первый вопрос — чья она? Если люди ее полностью оплатили и это их собственность, то они могут включить плату за домофон в размер затрат на содержание жилья и платить за ее обслуживание своей управляющей компании. Если нет, то собственники платят сторонней компании, которая устанавливала домофонную систему», — рассказал глава ведомства.

Оплачивать услугу в первом случае нужно по квитанции за содержание жилья, во втором случае ежемесячно собственнику будет приходить счет на оплату от компании, занимающейся домофонами. По словам Александр Бурых, сейчас услугами сторонних компаний пользуется минимум омичей, большинство переходят к управляющим компаниям, чтобы не платить первым за услуги «по печатанию квитанций». Однако в компании «Модус» Городу55 сообщили, что через УК за обслуживание домофонов платит, наоборот, меньшинство.

«Мы работаем напрямую с собственниками, большинство договоров заключено непосредственно с ними. С управляющими компаниями мы сотрудничаем, но только в том случае, если об этом нас просят сами собственники. Это происходит в меньшинстве случаев», — пояснила Городу55 руководитель отдела клиентского сервиса компании «Модус» Юлия Воронцова.

В управляющих компаниях «Посейдон Плюс» и «ЖКХ Сервис» [они занимаются обслуживанием домов, куда пришли квитанции, — прим. ред.] Городу55 подтвердили, что с домофонными компаниями договор они не заключали, и за обслуживание домофонов горожане должны платить отдельно. Но такой однозначный ответ дать могут не везде. По словам представителей «Модуса», УК «Левобережье» в расчете на невнимательность омичей самовольно включала в квитанции по оплате содержания общедомового имущества строку «обслуживание домофонов».

«Компания пыталась взять деньги за ту работу, которую она не выполняет. Используя наше оборудование, которое мы никому не передавали в пользование, управляющая компания поставляла людям собственные квитанции, и получалась двойная оплата. Мы квитанции выставляли на законных основаниях, а „Левобережье“ в какой-то момент стало добавлять строчку за пользование домофонами, рассчитывая на невнимательность омичей. Сейчас управляющую компанию обязали убрать эту строчку», — комментирует Юлия Воронцова. Она добавила, что до сих пор с УК идут суды, и омичи добиваются возвращения денег, заплаченных в пустоту.

Что должно быть в квитанции?

По словам Александра Бурых, сама квитанция выглядеть должно по-другому. В корректной обязательно должны быть указаны, помимо адреса и реквизитов получателя, полное имя собственника квартиры и номер договора. «Если этого ничего нет, эта квитанция не отвечает требованиям законодательства, ее не нужно оплачивать», — добавил Бурых. То же самое Городу55 сказали и в управляющей компании «Посейдон Плюс».

В «Модусе» же заявили, что смутившая горожан квитанция составлена по всем требованиям законодательства. При этом разные квитанции регулируют разные законы: «Модус» — частная компания, и не может разглашать персональные данные своих клиентов, которыми будет именно сочетание имени и адреса абонента.

«Лицевой счет — это и есть номер договора, у каждого абонента он индивидуальный. Имя мы не прописываем, потому что это разглашение персональных данных. Мы попадаем под действие 152 федерального закона и не имеем право разглашать данные наших абонентов. Мы можем указать либо имя, либо адрес. Ресурсоснабжающие организации [такие как водоканал, энергосбытовая компания, — прим. ред.] освобождены от исполнения этого закона и могут прописывать и имя, и адрес на квитанции. Мы пишем только адрес», — объяснила Воронцова.

На вопрос о том, почему некоторые омичи не получали квитанции от «Модуса» ранее, в компании назвали несколько причин. Первая и главная причина — отсутствие домофонной трубки в квартире. Такие абоненты пользовались только отпирающим ключом, и с момента установки домофона не платили за его обслуживание. Теперь же компания начала выставлять счет за использование домофона и им тоже. Вторая причина — предоплата за несколько месяцев. В таком случае квитанция не приходит ежемесячно, а только в момент, когда на лицевом счете закончатся деньги.

В январе этого года квитанции получили все абоненты «Модуса», так как был увеличен тариф за пользование домофонных систем. Чтобы оповестить всех клиентов компании, даже тех, что ранее пользовался только магнитным ключом, проще сунуть лист бумаги с информацией в почтовый ящик, чем сообщать об этом каждому лично.

Кроме информации о повышении тарифа в квитанции есть данные об акциях, и это тоже оказалось законным. Юрист компании Светлана Кулаева уточнила, что на квитанциях запрещено размещать рекламу других организаций, а данные об акции компании-поставщика услуг размещать можно.

«Это касается только нашей деятельности, и информация размещается в интересах абонента. Если бы мы эту информацию не печатали, люди бы не знали. То, что делается в интересах людей, не может противоречить законодательству», — сказала руководитель отдела клиентского сервиса компании «Модус».

При этом согласно ч. 10.3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», на платежных документах, в том числе на оборотной стороне, нельзя размещать информацию об акциях и дополнительных услугах. Размещать можно лишь социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Кто устанавливает тариф?

Тариф, о повышении которого говорится в листовке, ничем не регулируется. Более того, его даже нельзя называть тарифом: это стоимость услуги, при этом услуга не коммунальная и не жилищная, и о ее величине можно договориться лишь напрямую с компанией-поставщиком услуг.

«Это коммерческая структура, мы не устанавливаем тарифы на использование домофонных систем», — пояснили Городу55 в пресс-службе Региональной энергетической комиссии.

В «Модусе» согласились с тем, что тарифом размер платы за пользование системой назван для удобства, но это не отменяет необходимости его оплачивать. В него заложены стоимость оборудования, которые остается в собственности компании (вызывная панель на входной двери, электромагнитный замок, механизмы), его ремонт (иногда аварийный и срочный) и текущее обслуживание (плановая замена деталей). При этом поломавшийся магнитный ключ или домофонную трубку придется ремонтировать за свой счет — это будет считаться имуществом собственника квартиры, за которое он заплатил.

Выходит, платить за обслуживание домофона, как и за любую другую услугу, нужно. Но вопрос в том, кому — напрямую компании, обслуживающей домофоны, или управляющей компании. Размер платы зависит от того, есть ли в квартирах омичей трубки, или же они пользуются только магнитным ключом. Тем не менее, следует внимательно читать квитанции перед тем, как идти в банк или оплачивать онлайн.

Подпишитесь