Posted 5 декабря 2019, 13:05
Published 5 декабря 2019, 13:05
Modified 19 августа, 21:17
Updated 19 августа, 21:17
Сегодня поговорим о малом бизнесе. Его обычно называют одним из главных драйверов улучшения экономической ситуации. Надо сказать, что данный экономический постулат подтверждается не только практикой многих стран, но и омскими цифрами. Наши ремесленники, малые предприятия последние два года действительно показывают наибольшие темпы роста (судя по объемам налоговых отчислений в региональный бюджет).
По данным УФНС России по Омской области, в регионе сегодня работают более 64 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства (59% — ИП, 41% — юридические лица). Среди них наибольшая доля приходится на микропредприятия (компании с оборотом до 120 млн рублей) — порядка 95%. Малых предприятий (с оборотом до 800 млн рублей) — около 4% и средних — менее половины процента.
Согласно подсчетам налоговиков, в 2018 году эти предприятия уплатили в консолидированный бюджет Омской области 13.8 млрд рублей, или на 12.2% больше, чем годом ранее. Обращает на себя внимание тот факт, что наибольший объем поступлений обеспечили именно микропредприятия (7.2 млрд рублей, или 52.2%, с годовым ростом на 19.2%, или 1.2 млрд рублей). Доля поступлений от малых предприятий (МП) существенно ниже — 5.2 млрд рублей, или 37.5%. Рост в секторе МП составил 7.7%, или 370 млн рублей. Что касается средних компаний, то их доля в омском бюджете осталась на уровне 10%. Причем платежи снизились на 1.9% и составили 1.4 млрд рублей.
Стоит отметить, что по итогам первой половины 2019 года поступления от малого бизнеса составили 24% всех налоговых платежей, в денежном выражении — 7.5 млрд рублей, что на 15% больше аналогичного показателя прошлого года.
Стартовав с лоточной торговли, омский малый бизнес сегодня активно двигается по разным направлениям, порой получая большую известность за рубежом, чем в Омске. На наш взгляд, несправедливо, когда локальные бренды остаются почти без внимания в родном городе.
В нашем обзоре сегодня — неизвестные истории известных омских брендов.
Деревянные сумки Mybacio
Российский модный бренд Mybacio был основан в Омске в 2014 году. Его автор — Николай Андрианов. Как рассказал основатель торговой марки, пять лет назад он создал первый деревянный клатч ручной работы. Нетривиальный подход к женским аксессуарам привлек внимание модных девушек со всего мира. Сегодня команда Mybacio выпускает целые коллекции сумок из дерева.
«Mybacio — в переводе с итальянского «мой поцелуй». Первый клатч был с красивыми женскими губами, отсюда название», — говорит дизайнер.
Для изготовления сумок используется натуральное дерево с последующей отделкой ручной росписью. Последняя коллекция — сумки со светодиодной подсветкой. По словам мастера, его бренд помимо России знают в США, Арабских Эмиратах, Южной Корее и Китае, немало покупателей среди звезд шоу-бизнеса.
«Мы все делаем в нашем городе, в Омске. А вот почитатели бренда живут в разных уголках нашей страны и за рубежом. В Омске они тоже есть, и мы этому, конечно, рады», — сказал Николай Андрианов.
Дизайнерская одежда, бренд Falchenko
Татьяна Фальченко — основатель и креативный директор бренда Falchenko. Рассказывает, что много лет занималась модой, шила одежду для себя. Постепенно хобби переросло в профессиональную деятельность. Пять лет назад написала бизнес-план и выиграла грант омского правительства на создание малого бизнеса.
«Первый год мы занимались медицинской одеждой, это позволило заработать первоначальный капитал, который затем вложили и основали марку модной женской одежды Falchenko», — говорит Татьяна.
Сегодня она имеет свое швейное производство, предлагает одежду в розницу и под заказ. Основной покупатель — активные деловые женщины в возрасте 35+.
«Каждую неделю обновляем коллекцию, три-четыре новинки у нас появляется. Все производство у нас в Омске, работает семь человек. В целом у нас сегмент премиальный, но и более бюджетная линейка запущена. В следующем году мы хотим запустить недорогую молодежную линейку», — рассказывает предприниматель.
«Мы сейчас на такой стадии, когда тяжело понять, куда и как дальше идти. Скорее всего, придется либо делать франшизу, либо переходить на крупный опт. Открывать свою розницу — нужны миллионы. Еще у нас в планах сделать красивую выходную коллекцию и сдавать ее в прокат. Многие жалуются, что вечерние модели дорогие, а прокат в Омске скучный».
Барные стулья Wood_lab_siberian
Омич Владимир Мироненко два с половиной года назад решил заняться производством барных стульев для кафе и ресторанов. Продает в основном в Европу и в США. Говорит, в России продаж пока не было.
«Стулья из металлической рамы, а сами сиденья — либо кожа, либо дерево. Розничного магазина у меня нет, все размещено на сайте. Бары в Америке основном покупают. Последний раз обшивал крокодиловой кожей. Они присылали нам свои материалы, а мы все делали. Бывает, люди домой заказывают — деревянные стулья или барные стойки», — рассказывает Владимир Мироненко.
Срок изготовления заказа зависит от объема и требований к качеству и виду материалов клиента. В среднем за неделю Владимир делает три стула. Но бывают и эксклюзивные заказы, для исполнения которых приходится привлекать помощников.
«Недавно в Лондоне открывали ресторан, и нам сразу заказали 28 стульев. Вообще я работаю один, но тут пришлось нанимать сотрудников по договору. В перспективе я хочу приобрести свое помещение для мастерской, сейчас арендую. Ну и захватить весь мир своими барными стульями».
Владелец мастерской Семен Беленко
Еще один ремесленник — Семен Беленко. Он занимается изготовлением посуды и предметов интерьера из дерева. Бизнес семейный, передается из поколения в поколение с 1887 года.
«Я с пяти лет начал заниматься ремеслом. Сначала мастерскую убирал. Потом делал простые черновые работы. Папа выточит что-то, а я стою шкурю. Параллельно глиной занимался. У меня две сестры есть, мы лепили, учились чувствовать форму. Форму я почувствовал, наверное, лет через 12, как начал заниматься. Самое сложное в нашем деле — найти идеальную форму, чтобы взял в руки вещь и ее не захотелось выпускать», — рассказывает Семен Беленко.
Дерево для своих изделий Семен заготавливает самостоятельно. Часто выезжает для этого на Кавказ, в Краснодарский край, поскольку многие породы дерева, применяемые для производства, в Омске не растут.
«Все упирается в дерево. Почему сегодня так мало мастеров и людей, которые работают с деревом? Это связано с тем, что с ним сложно работать. Само важное — хорошо и правильно высушить дерево. Например, у нас есть работы, на которые мы даем гарантию 100–150 лет. Многие люди смеются, но на самом деле мы можем и больше дать. У нас люди отвыкли от долгосрочной гарантии и привыкли, что все одноразовое. Вот у меня есть бочка, ее дед сделал. У нее сгнили металлические обручи, а так она по-прежнему служит: не пропускает воду».
Омские лонгборды
Омич Кирилл Горловский решил заняться выпуском роликовых досок — лонгбордов. Это скоростная разновидность скейтборда, выполненная в свободном дизайне. Специализируется на деках для лонгбордов, а также делает различные пластиковые детали для досок. Один из последних экспериментов — изготовление колес.
«Сейчас освоил производство сноусерфов — это вроде сноуборда, только без кантов и креплений. Помимо производства изредка организую показы фильмов про лонгбординг — потихоньку просвещаю народ. Начал я все это в 2015-м — хотелось кататься и была внутренняя потребность что-то делать руками. По сути, для меня это хобби. Я все делаю сам, на деньги, которые откладываю с зарплаты на основной работе. Есть друг, который оказывает моральную поддержку и с которым вместе катаемся, но производство все пока на мне. Заказчиков — примерно пять-шесть в год, и почти все не из Омска. Но я за большим количеством и не гонюсь. Хотя планы по расширению есть — я в ноябре как раз переехал в мастерскую побольше», — сказал Кирилл Горловский.
Здоровое питание
Рынок здорового питания в Омске стабильно растет. Предприниматель Михаил Гоголев несколько лет назад выбрал сегмент — производство арахисовой пасты. Сегодня у него небольшой штат сотрудников и большие планы по приучению омичей к здоровому питанию.
«Ниша в Омске свободная, никто особо не замается у нас производством пасты. Мы начинали работать с узбекским арахисом. Оказалось не то. Много перепробовали — и китайский, и индийский арахис. Остановились на самом качественном — арахисе из Аргентины, иногда используем бразильский. В Омске мы заказываем только гофротару, все остальные компоненты — привозные», — сказал руководитель компании Nuts fun Михаил Гоголев.
На следующий год у предпринимателя запланирован ребрендинг товарного знака и заход в федеральные сети. Сегодня у него нет своей розницы. Все продажи идут через интернет-магазин, а также секции в магазинах здорового и спортивного питания.