Posted 8 августа 2019, 12:38
Published 8 августа 2019, 12:38
Modified 23 февраля 2022, 13:30
Updated 23 февраля 2022, 13:30
В первый день августа руководитель Роскосмоса Дмитрий Рогозин отчитался Владимиру Путину о работе корпорации в первые шесть месяцев 2019 года. Итоги работы привлекли внимание президента отчасти потому, что в прошлом году Счетная палата назвала Роскосмос «главным финансовым нарушителем», потому что корпорация, по данным издания, не совсем правильно распорядилась почти триллионом рублей. Председатель Палаты Андрей Кудрин заявил, что в компании украли несколько миллиардов рублей, а при нынешней экономической ситуации в стране такие пропажи денег недопустимы.
Путину Рогозин рассказал о строительстве Национального космического центра — офисных и жилых зданий на территории Центра им. Хруничева с производственными помещениями. На работы предполагается потратить 25 млрд рублей, и эти деньги позволят к 2024 году полностью «оздоровить» финансовое состояние корпорации. Также в числе достижений оказались несколько успешных, по словам Рогозина, коммерческих проектов. Однако на фоне SpaceX, по мнению «Новых известий», достижения Роскосмоса теряются.
При этом для космоса нужны не только ракеты. Основная рабочая сила задействована в производстве запчастей и деталей для этих ракет и не только ракет — заводы госкорпорации обеспечивают нефтяников запорной и фонтанной арматурой. Но предприятие все равно, по словам Рогозина, задействовано только на 40-50%.
Сегодня Роскосмос стал брендом, и им маркируются не только ракеты, но и куда более «приземленные» вещи. «Новые Известия», изучив 77 предприятий госкорпорации, выяснили, что из повседневных вещей может быть непосредственно связано с космосом.
Пивоварни, пекарни, изготовление электроплит, саней и подлодок, даже очистка сточных вод и проектирование ТРЦ в Кемерово — всем этим занимается госкорпорация Роскосмос. Сначала эта деятельность не вяжется даже с названием компании, однако эксперты уверены, что многопрофильность — отголоски СССР.
«Производство непрофильной продукции — это традиции. Еще в советские времена они были обязаны производить ширпотреб. В СССР порядка 60% машиностроения было занято выпуском военной продукции. Например, Центр Хруничева выпускал санки и лыжные палки. Но в СССР такой подход был самым быстрым вариантом обеспечить людей товарами повседневного пользования. Сегодня же я не вижу причин вот этого воспроизводства Советского союза», — отметил в беседе с «Новыми Известиями» ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.
Независимый эксперт, кандидат технических наук Вадим Лукашевич тоже не видит смысла отчитываться о деятельности неосновных предприятий Роскосмоса: «Трамваями и прочим можно заниматься дополнительно, но это не профильная деятельность. Если, например, у меня есть банк, в холле которого стоит аппарат по продаже кофе, я же не буду отчитываться о результатах продажи кофе», - пояснил Лукашевич.
Он уверен, что на производство саней и электроплит идут деньги, направленные на профильную деятельность корпорации. Это, по словам Вадима Лукашевича, нецелевое использование средств, и Роскосмос вкладывает большую часть денег именно в непрофильную продукцию.
При этом Лукашевич отметил, что для предприятия такое производство может быть полезным, если оно не перевешивает основное направление работы: «Если продукция соответствует уровню предприятия, если ее производство идет не в ущерб для основной продукции, если не ведет к срывам сроков, то это нормально», — комментирует эксперт.
Однако качество основной продукции, по версии издания, тоже не настолько отличное. Например, сейчас корпорация подвела итоги аукциона на производство легкой версии «Ангара 1.2» за 2.027 млрд рублей — ее будут производить в омском филиале ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, ПО «Полет». При этом «Союз-2.1б», который старше «Ангары» на 60 лет, стоит 1.3 млрд рублей и способен вывести на орбиту более тяжелую полезную нагрузку. Сравнивать со SpaceX тоже нет смысла: две российские «Ангары» по цене равны запуску «Falcon 9», но с технической стороны они находятся на разных ступенях.
Гарантии того, что побочная продукция Роскосмоса обеспечит будущее госпорпорации, нет. Чаще всего компании, которые занимаются чем-то одним, добиваются больших успехов, чем когда берутся за все и сразу, делает вывод издание. У Илона Маска также помимо SpaceX есть производство автомобилей и компания по бурению тоннелей. Но всем этим он занимается отдельно, и финансирование тоже поступает из разных каналов.
«Если Рогозин хочет под флагом трамваев получать больше денег на космос, то это вряд ли получится. Скорее, наоборот», — заключил эксперт Натан Эйсмонт.