При поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть» и правительства Омской области в городе над новыми произведениями уличного искусства работают современные художники — им предстоит создать три новых шедевра.
Накануне в Камергерском переулке, главном креативном пространстве города, прошла дискуссия об арт-экспериментах в новом высокотехнологичном искусстве. Среди спикеров встречи: дизайнер и создатель приложения для рисования SketchAR Андрей Adno, член правления «Газпром нефти» Александр Дыбаль, художник и идеолог фестиваля STENOGRAFFIA Андрей Колоколов. Модератором обсуждения выступил художник, куратор профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна ВШЭ Андрей Люблинский.
Эксперты обсудили, какие возможности открывают технологии в искусстве, зачем технологическим компаниям совместные проекты с художниками и как работают новые «творческие тандемы» на стыке арта и технологий.
Стрит-арт-художник Александр Adno представил проект SketchAR. Созданное им приложение для смартфона учит рисовать с помощью дополненной реальности. Пользователь загружает любое изображение, накладывает выбранный эскиз поверх листа бумаги, стены, пола — на любую поверхность, куда хочет перенести картинку. А затем карандашом или кистью начинает обводить контуры.
Член правления «Газпром нефти» Александр Дыбаль рассказал об опыте сотрудничества с российскими арт-мастерами. Компания сегодня создает тандемы с современными художниками, донося до публики свою философию и идеи, подтверждая статус лидера технологической трансформации. Один из таких примеров — арт-коллаборация с художником Максимом Жестковым.
«В этом году на экономическом форуме в Санкт-Петербурге мы впервые решили сделать не просто обычный стенд, а масштабный и технологичный арт-объект, в котором попытались выразить собственную философию, относящуюся к искусственному интеллекту, к изменениям, происходящим в индустрии. Мы создали огромную ленту Мёбиуса, составленную из гибких экранов, на которых демонстрировалось новое цифровое произведение, посвященное теме трансформации», — сказал Александр Дыбаль.
По словам Александра Дыбаля, результат сотрудничества с известным арт-мастером превзошел все ожидания. На основе реальных 3D-моделей геологических пластов, которые формируют с помощью нейросетей, художник создал произведение цифрового искусства — макромир и визуальную симуляцию из миллиарда «умных частиц». Наглядное выражение того, что в компании подразумевают под трансформацией.
«Газпром нефть» сейчас и сама переживает трансформацию — организационную и технологическую, рассчитывая сделать свои активы, в том числе и Омский НПЗ, самыми современными на международном уровне. Компания применяет не только цифровые модели, но и технологию искусственного интеллекта в бизнес-процессах. А также использует для прогноза работы своих производственных объектов большие данные, называя их «новой нефтью».
Идеолог фестиваля STENOGRAFFIA Андрей Колоколов представил первое граффити, созданное без участия человека. Нейросеть «Яндекса» создала эскиз античной мозаики, восстановив недостающие детали. А собранный художниками робот затем отрисовал ее на фасаде дома.
«На первом фестивале, 10 лет назад, у нас были технологии — нажимать пальцем на баллончик, а в прошлом году у нас получился принтер, который рисует на стене. Это первое уличное произведение — мурал, который был сделан без участия человека», — говорит он.
Технологии позволяют искусству стать более точным в выражении смысла, но искусственный интеллект никогда не заменит художника, сошлись во мнении эксперты. Раньше были цветные мелки, а теперь компьютерные технологии. И тогда, и сегодня — это всего лишь инструменты, которые позволяют человеку развиваться в новых творческих направлениях. Задача же тандемов искусства и бизнеса — делать города ярче и красочнее, рассказывать о сложных материях в близком и понятном каждому формате стрит-арта.
Напомним, юбилейная STENOGRAFFIA проходит в 13 городах и населенных пунктах России. Это крупнейший в стране стрит-арт-фестиваль, в ходе которого уличные художники превращают невзрачные городские здания или территории в местные достопримечательности. За 10 лет фестиваль объединил почти 300 художников, создавших более 500 арт-объектов. Шедевры уличного искусства вошли в коллекцию интерактивного проекта Google Arts & Culture.