Posted 21 мая 2019, 10:44
Published 21 мая 2019, 10:44
Modified 19 августа, 21:05
Updated 19 августа, 21:05
Как пояснили Городу55 в пресс-службе регионального министерства здравоохранения, решение о предоставлении или непредоставлении лицензии ритейлерской сети будет принято во второй половине июня.
«К нам поступили документы на открытие трех фармацевтических точек. Рассматриваться они будут в течение 45 дней. Предполагается, что к концу июня станет уже ясно, получит АО «Тандер» лицензию на торговлю лекарствами или нет», - рассказала редакции пресс-секретарь ведомства Светлана Оспенникова.
Одной из первых точек в городе станет торговый комплекс на улице Пригородная, 13. В здании уже расположено две точки ритейлерской сети – супермаркет «Магнит» и магазин «Магнит Косметик». Вывеска «Магнит Аптека» появилась на здании, помещение внутри ТЦ готово к работе, однако прилавки до получения лицензии закрыты.
Напомним, что АО «Тандер» развивает аптечную розницу с середины 2017 года, открыв за это время 51 точку в южных регионах страны. Это аптеки площадью 20–80 кв. м рядом с магазинами «Магнит» в формате «у дома» и гипермаркетами. У компании есть стратегия по развитию сети аптек и формата дрогери. В планах, как сообщает РБК, несколько тысяч аптек и лидерство в аптечной рознице.
В 2018 году компания приостановила развитие собственной сети аптек. Причина заключалась в уходе из компании в январе 2018 года главы направления аптек и формата «Магнит Косметик» Сергея Гончарова. В 2019 году его место досталось Валерии Солок. Под ее руководством компания намерена запустить в 2019 году 2000 аптек по всей стране, сообщает сайт «Фармацевтический Вестник».
Федеральный монстр
У «Магнита», помимо аптек, были аналогичные планы по захвату лидерства на рынке косметики. На 2019 год компанией запланировано открытие на территории страны 1200 точек «Магнит Косметик». В 2012 году магазины впервые зашли в Омскую область, где в первое время начали теснить основного местного игрока – компанию «Парфюм-Лидер» Андрея Коровина.
Однако в 2018 году суммарный товарооборот компаний «Парфюм-Лидер» и Marafett составил около 8 млрд руб, что является рекордным для сети. Бизнесмену удалось справиться с натиском сильного федерального конкурента. Коровин предполагает, что «Магнит» будет заходить на рынок фармацевтики, используя классический демпинг цен, которым славится много лет.
«Я вижу политику «Магнита» в продуктовом сегменте, вижу политику в косметике. Мы [«Парфюм-Лидер»], например, развиваемся в сторону экспертов в работе, это тоже своего рода специализация. Будет ли «Магнит» пользоваться агрессивным ценообразованием? Так они больше ничего не умеют. Вот как пример - «Пятерочка» пришла с другим форматом, и в «Магните» «попухли» (были шокированы. – Прим. ред.) от этого, до сих пор пытаются догонять по сервису. А у «Пятерочки» разве есть какие-то дни скидок или еще чего такого? Нет, просто обычный дружелюбный формат», - пояснил редакции Андрей Коровин.
Федеральную сеть бизнесмен именует «монстром». По его словам, с таким сильным игроком, как «Магнит», напрямую бороться просто невозможно – необходима специализация, необходимо делать упор на слабые стороны конкурента.
«Придет «Магнит Аптека» в Омск – у нашего местного бизнеса будет всего два варианта. Это либо бодаться в лоб и проиграть, либо сегментироваться и выигрывать. Необходима специализация, как пример – аптека для пенсионеров или ортопедическая аптека. В лоб же невозможно бороться с монстром, у него будут лучшие условия всегда. Единственное, что может спасти, это локация – если занял удачное место, которое конкурент не может занять», - отмечает эксперт.
Государственные игроки не паникуют
Генеральный директор ОАО «Омское лекарство» (принадлежит министерству имущественных отношений Омской области), врач-иммунолог Игорь Богдашин считает, что омским аптекам рано паниковать из-за прихода сильного федерального конкурента. Несмотря на то, что рынок фармацевтики в регионе «перегрет», новый игрок не сможет сильно повлиять на позиции местного бизнеса.
«Как и всякий новый игрок, «Магнит» приведет к обострению конкуренции, сейчас ведь рынок очень конкурентный. Доходность без открытия новых точек невысокая, рынок глубоко перегрет, и дальше все будет только обостряться и обостряться. Но мы каждый год находим решения, как нам расти дальше. Нужно смотреть на формат, в котором будет работать конкурент, какие решения они будут делать. Будем отвечать на действия «Магнита». Пока никакой катастрофы», - отметил в разговоре с редакцией Города55 Богдашин.
По словам врача, «Омское лекарство» уповает на специализацию, что и предполагал в качестве выигрышной тактики против «Магнита» Андрей Коровин. Результат для компании Богдашина – исторический рекорд по выручке без открытия новых точек в марте 2019 года, а также рост в 15% по сравнению с первым кварталом 2018 года.
«Всегда точкой роста является та или иная активность. Для нас в прошлом году это было открытие сети ветеринарных аптек. Два года у нас ушло на внедрение карт льготников, которые позволили и льготникам экономить, при этом реальные миллионы рублей, а не мифические «баллы» или еще что-то в этом роде. Мы четвертый год подряд растем, не открывая новых точек», - отмечает Богдашин.
По мнению врача, тактика федеральной фармацевтической сети будет слабо отличаться от ритейлерской. Так, по словам Богдашина, «Магнит Аптека» начнет демпинговать по некоторым самым массовым позициям, чтобы отбирать потребителей у «Фармакопейки» и «Аптеки от склада». Ассортимент товаров будет не слишком широким: стандартный лекарственный набор - условное «обезболивающее» с не менее условным «активированным углем». Но при этом лекарства для лечения онкологии или другие узкоспециальные вещи там купить будет нельзя.
Сама идея аптеки, работа которой построена по схеме ритейла, кажется Богдашину забавной. Он отмечает, что открытие трех новых точек «Магнит Аптека» не изменит позиции игроков на рынке.
«Ритейл, который проходной и который на каждый день, это интересно. Наверно, первое время будет типичная стратегия большого федерального игрока – переманивание кадров, сейчас их особенная нехватка, особенно на селе. Но в целом у нас есть множество конкурентов и без них, добавится сейчас еще один – ничего страшного», - резюмирует врач.
Сети растут
Другие крупные сети, присутствующие в Омске, продолжают расти. Так, по данным рейтинга аналитического центра Vademecum, «Фармакопейка» и пермская «Аптека от склада» (более известна как «Аптека-Таймер») заняли в рейтинге аптечных сетей России 10 и 11 места. Получить оперативный комментарий о новом игроке на рынке от «Фармакопейки» и «Аптеки от склада» не удалось.
«Фармакопейка» за 2018 год получила выручку в 19 млрд рублей, а количество точек продажи возросло до 890. Каждая аптека приносит примерно 1.8 млн рублей в месяц. В Омске насчитывается 175 аптек сети, поэтому средняя выручка по городу в месяц составляет 320 млн рублей, или 3,8 млрд рублей в год. Общий рост выручки по сравнению с 2017 годом составил для «Фармакопейки» 3.3%.
«Аптек от склада» в Омске насчитывается 62 точки (707 по всей стране). Средняя выручка каждой в 2018 году – 2.3 млн рублей в месяц. В общем, сеть зарабатывает в Омске 142.6 млн рублей в месяц, или 1.7 млрд рублей в год. При этом «Аптека-Таймер» в феврале 2019 года приобрела иркутские сети «Авиценна» и «Аптеки 36и6 & Живея», а в Челябинске приобрела местную сеть «Рифарм». Теперь общее число точек «Аптек от склада» - 904 по всей стране.
Исключительно омская «Семейная аптека» заняла в рейтинге 83-е место с выручкой за 2018 год в 1.35 млрд рублей. Каждая из 77 точек приносит владельцам в среднем 1.6 млн рублей в месяц. По сравнению с 2017 годом выручка сети увеличилась на 24.9%.
Возглавляемое Игорем Богдашиным «Омское лекарство» в рейтинге аналитического центра заняло 78-е место. Каждая из 130 точек приносит в среднем по 900 тыс. рублей выручки в месяц. За 2018 год выручка составила 1.4 млрд рублей, рост по сравнению с 2017 годом составил 2%.
Аналитики утверждают, что с каждым годом сегмент фармацевтической розницы продолжает таять – на 200 крупнейших игроков приходится все большая доля рынка (66% на 2018 год). Аптеки «Магнита», в свою очередь, не позиционируются как отдельный бизнес внутри магазинов, а становятся их неотъемлемой составляющей: не платят аренду и могут не показывать высоких продаж. Сейчас «Магнит» нацелен на конкуренцию с неорганизованной розницей и мелкими сетями, однако в ближайшие несколько лет может начать теснить с рынка крупных игроков.