Posted 27 июня 2018, 06:04

Published 27 июня 2018, 06:04

Modified 19 августа, 20:35

Updated 19 августа, 20:35

Цифровые рельсы: Коммерческий транспорт внедряет новые технологии

27 июня 2018, 06:04
Возможности цифровизации рынка коммерческих перевозок обсудили ведущие эксперты отрасли.

Диалог о перспективах применения новых технологий состоялся на Петербургском международном экономическом форуме в рамках круглого стола с участием крупнейших компаний-перевозчиков – ГК «Деловые Линии», «Монополия», Globaltruck, «Дженти», «ЛидерТранс» и ПИТЕРАВТО. Там же компания «Газпром нефть» представила свою цифровую платформу, способную изменить правила игры в отрасли.

Многозадачная платформа

«Газпром нефть» одной из первых презентовала для транспортных компаний свои цифровые решения. Они объединены на платформе ОПТИ 24, включающей в себя платежную топливную карту, онлайн-систему управления бизнесом, набор электронных сервисов и сеть специализированных АЗС для коммерческого транспорта.

С помощью онлайн-системы, через сайт для корпоративных клиентов или специальное мобильное приложение, можно блокировать топливные карты, устанавливать лимиты и ограничения, просматривать данные по транзакциям, получать информацию о ценах и услугах на АЗС, прокладывать маршруты с учетом расположения заправок и пунктов сервиса.

«Мы строим новый платформенный бизнес, где не наличие ресурса, а информационные технологии определяют успешность бизнеса. Удобные и понятные цифровые решения являются основой современной коммуникации и коммерческих отношений. Мы становимся более открытыми, удобными для клиентов и партнеров, и платформа ОПТИ 24 является этому доказательством. ОПТИ 24 создает новую цифровую экосистему рынка грузоперевозок и логистики», – говорит директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов.

Компания долго готовилась к переходу на «цифру», постепенно переводя своих клиентов с топливных талонов на пластиковые карты. В 2015 году было выпущено более 600 тыс. топливных карт, их принимали на 2300 АЗС «Газпромнефть» и станциях партнеров. Следующие два года прошли под знаком разработки новой бизнес-модели. В результате, в «Газпром нефти» начали развивать онлайн-процессинг, а также начали создание новой сети автоматизированных заправочных станций для корпоративных клиентов. В конце прошлого года открылась первая из них.

«Уже в 2016-2017 годах стало понятно, что для дальнейшего роста нам необходимо активно изучать отраслевой и мировой опыт, сегментировать клиентов, понять их потребности и сформировать такой продукт, который будет ими максимально востребован. У нас есть инфраструктура, в ближайшее время появится виртуальная карта, также мы наполняем все это новыми цифровыми сервисами для клиентов, куда входят мобильное приложение, сайт, цифровые продукты и платформенные решения для развития бизнеса», – рассказывает начальник департамента клиентских решений дирекции региональных продаж «Газпром нефти» Алексей Бобров.

Клиентам предложат различные маршрутные и платежные сервисы. «Сейчас, например, мы работаем над целым рядом телематических продуктов и маршрутных сервисов, позволяющих построить оптимальный маршрут из точки А в точку Б с учетом стоимости топлива», – делится планами Алексей Бобров. Платежные сервисы будут реализованы в партнерстве с различными финансовыми, страховыми, банковскими институтами. Например, в скором времени обещают интегрировать в платформу ОПТИ 24 возможность оплаты топливной картой «Платона» и штрафов ГИБДД.

В «Газпром нефти» уверены, что эти и другие сервисы будут для клиента более ценными, чем возможность экономии нескольких десятков копеек на литр топлива. «Дополнительную экономию могут получить крупные перевозчики и агрегаторы, у которых на субподряде зачастую работают небольшие транспортные компании. В таком случае сложно выдавать и изымать пластиковые карты постоянно, потому что это несет в себе определенные издержки, электронную же карту можно эмитировать на короткий срок и на определенном маршруте», – говорит начальник департамента клиентских решений.

Будущее за «цифрой»

Эксперты же формулируют общие тренды рынка и пытаются спрогнозировать, какие эффекты даст переход на «цифру» и как именно он произойдет.

Старший партнер McKinsey & Company Ермолай Солженицын назвал основной тенденцией рынка грузоперевозок и логистики интеграцию IT-систем по всей цепочке – между теми, кто заказывает, кто перевозит, и теми, кто производит.

«Пока в редких случаях это бывает действительно единая IT-система, но необходимо обеспечить как минимум прозрачность подключения участников рынка друг к другу, чтобы обеспечить общедоступность данных, считает представитель консалтинговой компании. – Технологии уже в такой степени определяют развитие отрасли коммерческих перевозок, что многие компании думают не о том, насколько они транспортные, а насколько они IT-компании. Основной вопрос – как скоординировать возможности с управленческими решениями, так как есть сложившиеся алгоритмы, есть данные, и они требуют интеграции. В целом задача «цифры» в том, чтобы с учетом наличия данных, стартапов, а также очагов инноваций внутри компании объединить все элементы в эффективный и понятный рабочий процесс».

Директор Центра цифровой трансформации, руководитель проектной работы Московской школы управления «Сколково» Николай Верховский уверен, что будущее сферы коммерческих перевозок за IT-решениями. В первую очередь цифровые сервисы помогут обеспечить быстроту, безопасность и прозрачность процесса грузоперевозки.

«Безусловно, 2018-2019 – это годы поиска платформ, их складывания, примеры перевозок пассажиров показывают, что здесь есть потенциал и эффективность, но мы должны понимать, что и все связанные с этими сервисными платформами проблемы придут в коммерческие перевозки (к примеру, агрегатор “Яндекс.Такси” столкнулся с забастовками водителей таксопарков). Повышение эффективности означает, что кто-то понесет потери, и вопрос, как это пройти безболезненно – открытый, пока нет ни одной доказанной бизнес-модели, которая давала бы оценки в цифрах – как поменяется и вырастет рынок, так что это складывание мы будем наблюдать в течение какого-то времени», – прогнозирует Верховский.

Генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани уверен, что рынок нуждается уже не только в IT-специалистах, но и в ученых-математиках. Технологические решения были частью бизнеса компании с момента основания.

«Сейчас мы уже тестируем систему, которая позволяет строить прогнозные модели с минимальным откликом. Поэтому у нас работают не просто технические специалисты, но и кандидаты и доктора наук, которые делают расчеты для прогнозных моделей, проверяют гипотезы», – рассказывает глава «Деловых Линий».

Крупнейший логистический оператор отдает предпочтение тем поставщикам IT-решений, которые могут предложить интеграцию с его собственной системой. В частности, группа компаний использует топливные карты от «Газпром нефти». Фарид Мадани отмечает, что это позволило сократить временные затраты сотрудников и автоматизировать ряд процессов внутри компании.

Источник: ИА «Город55»

Подпишитесь