Posted 6 апреля 2018, 09:37
Published 6 апреля 2018, 09:37
Modified 19 августа, 20:37
Updated 19 августа, 20:37
В связи с этим редакция, вероятно наивно, предполагает, кто из представителей омского бизнеса теоретически мог бы спасти «Иртыш».
Почем игра?
Из-за территориальной протяженности зона «Восток» самая затратная по логистике во втором дивизионе первенства Профессиональной футбольной лиги. Показательный пример: болельщики помнят, как в 2003 году «Тюмень», вылетев из первого дивизиона, всеми силами стремилась попасть в зону «Урал», где переезды между городами короче, затрат меньше.
В зоне «Восток» шесть команд. Если сравнивать финансирование клубов, у омского ФК «Иртыш» наиболее тяжелое положение. Хуже дела обстоят только у «Читы» - там долги перед игроками и тренерами не погашены до сих пор, и уже сорвался первый тренировочный сбор.
Сейчас основной источник финансирования «Иртыша» - омская мэрия. По программе «Омский футбол» в год выделяется порядка 34,5 млн рублей (цифра 2017 года). Когда разгорелся недавний скандал с задержкой зарплат в «Иртыше», стало понятно, что денег хватает только на выплаты команде, хотя формально программа всегда охватывала и местный детский футбол, и взрослый любительский. Михаил Расин, на тот момент директор департамента по делам молодежи, физкультуры и спорта администрации Омска, заявил, что выделенная сумма покрывает только 50% потребностей «речников». В таком случае «прожиточный минимум» «Иртыша» - 70 млн рублей в год.
Зарплаты почти всех их игроков (за исключением нескольких «стариков») сейчас составляют от 15 до 20 тысяч рублей. За такие деньги играть соглашаются только молодые ребята, не обремененные семьей.
В 2012 году по рассчитанной смете нужно было 90 миллионов. А уже с бюджетом в 120 миллионов некоторым командам удается попасть в Футбольную Национальную Лигу (ФНЛ). Пример - красноярский «Енисей». Впрочем, как ИА «Город55» пояснил осведомлённый источник, 120 млн – это только муниципальные и региональные вливания. Частные отчисления там предпочитают официально не декларировать.
Насколько нам известно, с 2003 года чиновники и руководители клуба постоянно искали каких-либо спонсоров, финансовых партнеров. Если просто поднять старые футбольные программки на матчи за 2005, 2007, 2009-11 годы, то там можно насчитать помимо информационных спонсоров 27 компаний из самых разных сфер: торговые комплексы, киноцентр, различные производители питьевой и минеральной воды, торговый дом по продаже шин, сеть продуктовых магазинов, спорт-бар и пивоваренный завод. Однако сейчас в этом ряду только сеть пекарен и кондитерских «Провиантъ».
Были и локальные успехи – в 2013 году внебюджетные поступления удалось увеличить по сравнению с 2012-м в 10 раз. Но, как известно, в 2014 году случился общий обвал экономики и ситуация осложнилась.
Экс-президент «Иртыша» Сергей Новиков (в 2008-2011 и 2012-2015 годах), ныне заместитель директора областного автономного учреждения «Дирекция спортсооружений», рассказал нам, что ни один президент клуба, не обладающий должным политическим весом, не наберет нужной суммы на команду. Работать с партнерами должен руководитель, обладающий политическим весом, какой в свое время был, например, у Леонида Полежаева (до мая 2012 года - губернатора Омской области).
«Поиск денег для руководства клуба - задача не обязательная, но желательная. К примеру, омский «Авангард» (хоккейный клуб – ред.). Я знал того же Бардина (президент «Авангарда» в периоды 1997-2003 гг. 2007-2008 гг. – ред.), он как президент клуба и затем главный менеджер не занимался поиском спонсоров.
Деньги находил председатель попечительского совета Леонид Полежаев. Всё, что надо было, все вопросы обеспечения были связаны с первым лицом региона. И будь там президентом «Иртыша» хоть Новиков, хоть Петров, Сидоров, Волошок, кто угодно – мы не найдём тех средств в полном объёме, которые нужны на команду.
Поэтому я считаю, что спонсорские деньги – это прерогатива не только руководителя клуба, каких-то его штатных работников, на этом уровне по сути ничего не решается. Интерес в первую очередь должен проявлять мэр, если команда принадлежит городу. А я - да, ходил, да, были компании, которые помогали. Но это были небольшие деньги, 2,3,5 миллионов рублей – порядка 10% от общего бюджета», - рассказывает Новиков.
Игра с государством краплеными картами
Эксперты называют несколько причин, по которым спонсоры не хотят связываться со спортивными клубами. Так, председатель контрольно-ревизионной комиссии Омской областной федерации футбола Олег Реснянский уверен, что за свои деньги бизнес хочет получать рычаги управления клубом.
«Если спонсор вкладывает деньги в спортивные клубы, тогда как минимум хочет получать отчёт, на что тратятся его деньги, а как максимум – влиять на эту команду, иметь право назначить тренера или президента. На других условиях спонсоров туда не «подтягивают». Никто не хочет с государством играть краплёными картами», - говорит Олег Ресянский.
Отчитываться перед спонсором, по мнению Ресянского, чиновники не готовы. Финансовые потоки не любят посторонних глаз.
«Руководителям областей и городов, а точнее их подчинённым, которые курируют команды, неинтересно привлекать спонсора, потому что тот как раз и будет совать нос в финансовые дела клуба. Поэтому при Расине (экс-директор департамента – ред.) бюджет давал деньги и сам Расин не хотел, чтобы кто-то кроме него и президента клуба, назначенного им же, знал, как тратятся деньги. То есть на словах да, он говорит, что мы активно ищем спонсоров, но не можем найти, а на деле это не так», - уверен Реснянский.
Спонсорство клуба – это всегда некий торг, считают эксперты. Например, волейбольный клуб «Спартак» (затем «Омичка») какое-то время сотрудничал с «Омсктехуглеродом» и НПО «Мостовик». Председатель совета директоров «Омск Карбон Групп», куда входит «Омсктехуглерод», Валерий Каплунат рассказывает об обстоятельства, при которых он оказался спонсором волейбольного клуба.
«С волейболом у меня была элементарная ситуация. Губернатор Полежаев (Леонид, глава региона до мая 2012 года – ред.) понимал, что этот бизнес упрямый, задиристый, ему лично не подчиняется, создал массу проблем.
«Ну ты там давай маленько, пофинансируй клубик. И у тебя проблемы мы решим. Снимем наше административное давление. И криминально-уголовное». Что бы я ответил? Когда это идёт под угрозой и шантажом.
Причём это был первый этап. Второй этап – нужно было выжать с меня гораздо большие деньги, уже на «Авангард». Здесь подломился – давай подломим на большем варианте. Закончилось это тем, что я их всех просто послал. И губернатора в том числе. Нормальная модель для бизнеса? Для цивилизации? Для российского государства? Нет. Ведь эти спонсорские деньги очень неплохо разворовывались», - рассказывает Каплунат.
Аналогичную историю излагает и Олег Реснянский. По его словам основатель НПО «Мостовик» Олег Шишов «со слезами» давал деньги на волейбол.
«Шишов давал эти деньги, но плакал. Это нарушало всё плавное течение бюджетов компании, её инвестиционные планы, понимаете? Денег на хоккей и волейбол требовались столько, сколько не мог себе позволить сам «Мостовик». И деньги не просили, а требовали», - отмечает председатель КРК.
Эксперт описывает одну из схем, при которой мэрии под руководством Евгения Белова удавалось «вытягивать» у бизнеса деньги на футбол. Она связана с помещениями в подвалах зданий на Любинском проспекте. Договоры об их аренде мэрия заключала всего на год. Предприниматель сделал в подвале ремонт, открыл магазин, набрал некую клиентскую базу, наладил, одним словом, торговлю, но договор аренды заканчивается и ему ставят условие: «Договор продлим, если перечислишь энную сумму в фонд помощи детскому футболу». В том числе деньги шли на «Иртыш».
Крупные игроки футбольных дотаций
В середине 1999 года (это следующий год после вылета «Иртыша» из первой лиги во вторую) генеральным спонсором футбольного клуба стало ЗАО «Росар», которым тогда руководила Галина Захарова. Логотип пивоваров появился на форме игроков, в программках и на афишах, на рекламных щитах на самом стадионе «Красная звезда» и по городу. Сотрудничество продлилось до конца 2000 года и закончилось с уходом в федеральные структуры мэра Омска Валерия Рощупкина. Действующий тогда директор департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Михаил Расин вспоминает, что «Росар» был спонсором не из-за преференций, а из своей маркетинговой стратегии.
«Насколько я понимаю, «Росар» был спонсором, а затем вышел, не потому, что ему кто-то что обещал, а потому что он выходил на высшие сорта пива мирового значения. И ему нужен был рекламный канал в виде команды, которая в спорте имела бы высокие турнирные результаты. А «Иртыш» не мог претендовать на серьёзные достижения. Ведь в 2000 году он занял в зоне «Восток» седьмое место. И «Росар» перешёл на рекламное продвижение через команду «Авангард». Вот так было», - вспоминает Расин.
Единственный спонсор, по словам экспертов, который сознательно занимался делами клуба - Александр Веретено и его корпорация «Оша». При нём и по его указанию в клубе поменяли всю административную структуру, он поставил своего президента. При нём в 2002 году по неофициальным данным у «Иртыша» был самый большой бюджет в зоне «Восток», задача ставилась выйти в первый дивизион, но она была не выполнена. Когда он погиб (Веретено утонул весной 2002-го), без него всё полетело. 2003-й стал годом особенно большого безденежья, в межсезонье клуб покинули по сути все ключевые сильные игроки. После этого и по сей день таких же крупных партнёров или спонсоров у омского клуба уже не появлялось.
Исключение – ОАО «ОмскВодоканал», который в 2008 году стал генеральным спонсором, но сотрудничество продлилось всего полгода.
«Привлечь «Водоканал» получилось именно благодаря усилиям мэра Виктора Шрейдера и председателя Горсовета Сергея Алексеева. А также Сергея Фролова, который тогда был директором департамента физкультуры и спорта. От него мы получили около 25 млн рублей. Этих денег нам оказалось достаточно, чтобы решить все наши тогдашние проблемы. Дополнительно привлечь ряд футболистов, съездить на сборы, оплатить питание сразу на полгода вперёд, купить транспорт, которым клуб и сейчас пользуется. Это и стало тем толчком, с помощью которого мы буквально за год решили задачу выхода в первый дивизион», - уточняет Сергей Новиков.
В 2005 году из-за проблем с деньгами и долгов бывшим игрокам приходилось даже регистрироваться под новым названием «Иртыш-1946». В 2009 году «речники» выиграли зональный турнир и по сути были уже обязаны далее играть в первом дивизионе, мэрия финансировала команду сама. Но несмотря на игру в первом дивизионе спонсоров перед началом сезона 2010 года найти не смогли! Траты на новом уровне бюджет уже не тянул, были перебои с зарплатой. «Иртыш» вылетел обратно во второй дивизион. Но главной цели мэр Виктор Шрейдер, похоже, достиг ещё весной – в ходе предвыборной кампании он откровенно хвастал результатами «Иртыша». И переизбрался на новый срок.
Когда в сезоне-2014/15 при главном тренере Сергее Бойко «речники» выиграли «серебро» зоны «Восток», команда снова могла попасть уже в ФНЛ, которая была создана вместо первого дивизиона, но повторилась ситуация 2008 года – городские чиновники сказали «нет». И после этого пошла уже откровенная деградация, увязанная с уменьшением финансирования.
Возглавить «Иртыш» может губернатор Бурков
Эксперты приходят к неутешительным прогнозам – варианта у «Иртыша» два: забвение или уход в область. Олег Реснянский, например, предполагает, что это может произойти уже в ближайшем будущем, по окончанию сезона. Непонятно, как конкретно будет происходить этот процесс. Предполагается, что «Иртыш» может поменять юрлицо и будет уже не некоммерческим партнёрством, а некой другой организацией.
Вероятно, также придется уволить нынешнего президента Игоря Волошка, против которого сейчас ведётся уголовное дело из-за уже упомянутых задержек зарплаты.
Новым президентом, возможно, формально станет либо сам врио губернатора Александр Бурков, либо кто-то из его подчинённых в правительстве, имеющий достаточный политический вес.
Примеров, когда губернаторы являются президентами футбольных клубов, предостаточно: скажем, в Краснодарском крае – ранее - Александр Ткачёв («Кубань»), в Томской области и по сей день – Сергей Жвачкин («Томь»). А в Омске это был и мэр Валерий Рощупкин.
Фактическим руководителем - на должности, например, генерального или исполнительного директора - будет опытный в футбольных делах человек. На главного тренера прочат Александра Ивченко (тогда это будет уже четвёртое его пришествие в «Иртыш»).
«Очень хотелось бы, чтобы «Иртыш» ушёл в область, потому что ситуация такова, что городской бюджет слишком дефицитный. Если раньше область тащила на себе «Авангард», то сейчас она не тратит на него ни копейки. «Газпром нефть» полностью взяла это на себя. У области остаются баскетбол и волейбол, но это совсем другие деньги», - прокомментировал этот прогноз Сергей Новиков.
По неофициальной информации представители городского департамента спорта уже приходили в клуб и заявили прежней управленческой команде – «Ваше время кончилось, скоро придётся уйти». Официально – предупредили о будущих сокращениях после окончания сезона. Если эта команда упрётся – каждый год у участников ПФЛ заканчивается лицензия, её нужно продлевать, в данном случае её продлевать не будут, и «Иртыш» в целом перестанет быть профессиональным клубом. И ПФЛ уже не будет реагировать на новые жалобы о невыплатах зарплаты.
«Если президентом будет врио губернатора или человек из его окружения – они уже не позволят не выплачивать зарплату игрокам и сотрудникам по 6-7 месяцев», - отметил председатель КРК Реснянский.
Что же касается поиска спонсоров уже при областном статусе «Иртыша», то, скорее всего, снова обратятся к тем, кто находится в некой зависимости от региональных властей. Либо нескольким таким компаний.
ИА «Город55» обратился к списку самых богатых омичей, кто в примитивном понимании мог бы спасти омский «Иртыш». Мы даже связались с некоторыми из них. Да, наивно. Да, мы предполагали ответ. Но кто-то должен был это сделать!
Внимание! Мы ищем спасителя!
Итак, чтобы закрыть финансовую дыру «Иртыша», напомним, требуется порядка 35 млн рублей. Чтобы за команду было не стыдно - чуть больше,90 млн рублей в год.
По версии журнала «Бизнес курс», самыми богатыми омичами 2017 года стали братья Михаил и Юрий Сутягинские (ГК «Титан»), Темури Латария («Руском-Агро») и Валерий Каплунат («Омсктехуглерод»).
ГК «Титан» в 2017 году стала самым крупным налогоплательщиком региона. Активы братьев Сутягинских издание оценило в 5 млрд рублей. Сейчас известно, что «Титан» сотрудничает с ХК «Авангард», однако главный спонсор хоккейной команды – «Газпром Нефть». В составе совета директоров клуба – ставленники «Газпром нефти», они же назначают руководство ХК, даже форма игроков брендирована логотипами моторного масла и заправками. А что «Титан»? ГК «Титан» имеет борта на «Арене Омск», а так же мелким шрифтом указан партнером на сайте «Авангарда». Но мог бы получить брендированную форму футболистов «Иртыша». И лавры спасителя.
Дозвониться до Михаила Сутягинского нам не удалось. Публикуем ответ пресс-службы компании.
«ГК «Титан» обладает большим опытом по поддержке спортивных команд Омской области ввиду того, что развитие физкультуры и спорта является одним из значимых направлений социальной деятельности компании. ГК «Титан» поддерживает различные спортивные организации и секции, проекты и мероприятия регионального, федерального и международного уровней. По некоторым направлениям поддержки партнерские отношения длятся более 10 лет. Представители футбольного клуба «Иртыш» в ГК «Титан» с просьбой стать спонсором или партнером команды не обращались. Отметим, что в рамках социальной программы ГК «Титан» основные долгосрочные направления сотрудничества уже определены», - говорится в сообщении.
Узнали мы и позицию Темури Латарии. Суммарная доля его активов оценена изданием в 5 млрд рублей. У него уже есть опыт спонсирования спортивной команды - в сезон 2015-2016 годов «Руском-Агро» выступало партнером женской баскетбольной команды «Нефтяник». На вопрос, готов ли он помогать «Иртышу», Темури Латария не ответил отказом.
«Да, опыт есть. Когда мы помогали женской команде «Нефтяник», девушки показывали хорошие результаты. По «Иртышу» к нам с предложением никогда не обращались. Я не люблю отвечать на гипотетические вопросы, скажу так: если бы обратились, мы бы это рассмотрели. С пониманием, о каких суммах идёт речь, что за проблемы у команды. И исходя из возможностей нашей компании», - ответил Темури Латария.
Председатель совета директоров «Омск Карбон Групп» Валерий Каплунат, третий по капитализации человек в регионе, поделился своей философией по теме финансирования спортивных клубов. Мы так и не поняли, готов ли он помочь «Иртышу», но уверены - шансы есть.
«Я в футбол не играю, не разбираюсь в нём, обращались ли ко мне мэрия и «Иртыш» с предложением подобного сотрудничества? Может быть, да, может быть, нет. Не помню. Ко мне в день обращается порядка 100 различных организаций по разным аспектам. В этом вопросе, очевидно, нужна некая программа, согласованная с исполнительной властью. С этого я бы начал. А всё остальное – это так, рассуждения дилетантов. Спорт я люблю. Но сотрудничество там надо строить по правилам. А не по каким-то полукриминальным факторам, которые существуют во взаимоотношениях.
В России просто в целом существует вот такая криминальная система спонсорской помощи спортивным игровым командам. Нормальной популяризации спорта и приобщения молодёжи нет. С пивом посидеть и поорать на аренах – можно. А реально заниматься спортом мальчишке – нет возможности. В другую сторону уходят деньги.
Я не хочу откупаться. А пока мне варианты и модели создают в виде откупа. Модель должна быть прозрачная, многогранная и многообразная. Да, спонсор должен знать, на что идут его деньги. Но это только один из пунктов, какой должна быть модель. А есть и другие, дополняющие картину и делающие модель жизнеспособной, чтобы она могла принести пользу стране. Я даже не хочу влиять ни на какую политику клуба, назначения там, мне это неинтересно».
Отметим, что пятую строчку рейтинга самых богатых омичей занимает Валерий Кокорин, гендиректор строительной компании «АСК» (суммарная оценка активов 1,9 млрд рублей). И к нему с просьбами о помощи «Иртышу» также никогда не обращались. Он рассказал, что деньги нужно вкладывать не в спорт, а в физкультуру, а если вырастают чемпионы, то это приятный бонус.
«Но детские спортивные школы – это одно, а профессиональные клубы – другое. У нас в стране достаточно различных органов и структур, отвечающих за профессиональный спорт, это их епархия, они несут за это ответственность, и мы в это не вмешиваемся. Я никогда не интересовался конкретным уровнем затрат по содержанию профессиональных клубов, но думаю, что это принципиально иной уровень финансирования. Не случайно ведь за многими профессиональными спортивными клубами стоят крупные корпорации, тот же «Авангард», как вы помните, спонсирует «Газпром». И этот тренд сложился не просто так», - скромничает Валерий Кокорин.
Кирилл Янчицкий
Источник: ИА «Город55»