Грязный воздух. Почему в Омске не удается прекратить выбросы в атмосферу
2 августа , 20:07
Общество
Photo: Медиахолдинг1Mi
Что ни день, то вонь. Практически ежесуточно последние два месяца омичи жаловались на неприятные выбросы. Город55 разбирался, что происходит.

Стационарные посты мониторинга и мобильная экологическая лаборатория фиксировали превышения ПДК по целому спектру химических веществ, передавали данные замеров в соответствующие ведомства, но ни одно предприятие, загрязняющее атмосферу, по большому счету не было наказано.

Почему так происходит и что нужно сделать, чтобы прекратить травить омичей вредными выбросами?

Анализ Росприроднадзора

В мае Росприроднадзор опубликовал результаты анализа качества атмосферного воздуха в 12 промышленных городах России (один из них Омск), которые участвуют в проекте «Чистый воздух». Исследования проводились в период действия коронавирусных ограничений.

Проведенный анализ показал, что в восьми городах качество воздуха за это время улучшилось, в трех осталось на прежнем уровне или не изменилось. И только в Омске зафиксировано превышение уровня загрязнения воздуха.

«В Омске в течение периода повышенной готовности зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций взвешенных частиц РМ2.5, взвешенных частиц РМ10, диоксида азота, оксида азота, фенола, взвешенных веществ, хрома», — говорится в отчете ведомства.

С началом лета экологическая ситуация изменилась в худшую строну. Если в апреле, мае были разовые превышения объемов выбросов, то в июне нарушения стали носить регулярный характер.

Первая летняя вонь

Летом, после ослабления режима самоизоляции, число претензий к качеству воздуха в Омске резко увеличилось. В первые дни июня на горячую линию центра экологического мониторинга регионального минприроды поступило более 400 жалоб от омичей на едкий химический запах. После отбора проб выяснилось, что минимум по шести химическим веществам в городе превышена предельно допустимая концентрация (ПДК по этилбензолу, фенолу, сероводороду, стиролу, хлорметилбензолу и ацетальдегиду). В минприроды предположили, что источник выбросов — объект федерального надзора. Вероятно, завод «Омский каучук».

К этому времени Сибирское управление Росприроднадзора уже закончило предыдущую внеплановую проверку на заводе «Омский каучук» после того, как в мае в городе были зарегистрированы выбросы этилбензола и фенола. По ее результатам на предприятии зафиксировали превышения нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, нарушения при эксплуатации газоулавливающих установок, нарушения при проведении производственного экологического контроля на источниках выбросов. Комментируя результаты проверки, на заводе отметили, что в течение последнего месяца их технические производства находились на плановом остановочном ремонте и не работали. И, таким образом, предприятие не могло иметь отношение к экологической обстановке в начале июня. Позже омская межрайонная природоохранная прокуратура подала иск в суд с требованием признать незаконной деятельность АО «Омский каучук» по выбросу вредных веществ в воздух. Ведомство потребовало приостановить выбросы, а также обеспечить инвентаризацию источников выбросов, как того требует закон. Слушание по делу назначено на 5 августа.

Очередной шум в соцсетях из-за выбросов омичи подняли в середине июня. 13-го числа Обь-Иртышское УГМС подтвердило превышение в 2.2 ПДК по хлориду водорода в Октябрьском округе. А 14 июня выезд мобильной эколаборатории на северо-западную промышленную площадку зафиксировал превышение ПДК по сероводороду и по взвешенным частицам РМ2.5.

В последующие дни эксперты также регистрировали высокие выбросы. 20 июня сразу в нескольких точках измерения в Советском округе было установлено превышение ПДК этилбензола (2.2 ПДК), сероводорода (1.2 ПДК) и по взвешенным частицам (1.5 ПДК). В ночь на 24 июня передвижная лаборатория фиксировала превышение ПДК по этилбензолу (1.8 ПДК), сероуглероду (1.4 ПДК) и сероводороду (3.8 ПДК).

По фактам превышения выбросов вредных веществ в атмосферу 13–15 июня Росприроднадзор организовал внеплановую проверку двух предприятий — АО «Омскводоканал» и АО «Центральное конструкторское бюро автоматики».

Ни дня без выбросов

В июле дня не проходило, чтобы омичи не жаловались на горячую линию и в соцсетях на неприятные запахи в городе. Ситуацию усугубляло еще и то, что на улице стояла 30-градусная жара и люди не могли открыть окна.

Чиновники минприроды тогда сообщили, что на основании полученных данных со стационарных постов контроля качества уполномоченными органами ведется надзор на восьми предприятиях Омска. Также подано заявление в полицию о проведении проверки из-за превышения выбросов асфальтового завода в поселке Горячий Ключ. Следом прокуратура вынесла постановление о направлении материалов проверки предприятия в следственное управление для уголовного преследования. В конце июля СУ возбудило уголовное дело в отношении владельца асфальтового завода.

В этом же месяце за превышение выбросов к административной ответственности привлекли Управление дорожного хозяйства и благоустройства городской администрации и находящийся в его ведении асфальтовый завод. По мнению минприроды, управление плохо контролировало экологические нормы на своем предприятии. Между тем в администрации Омска сообщили, что их асфальтовый завод не имеет отношения к загрязнению воздуха. Выбросы были, но их содержание не превышало установленные параметры, а нарушения касались лишь правил ведения документации и сроков проведения экологического контроля.

20 июля на аппаратном совещании губернатор Александр Бурков устроил разнос министру экологии Илье Лобову за отсутствие результатов по снижению загрязнения воздуха в городе. Министр назвал главным источником отрицательного воздействия на атмосферу по сероводороду «Омскводоканал». Губернатора не устроил отчет. Он потребовал предоставить план работы по каждому промышленному объекту с указанием вариантов решения проблемы.

Тем временем Сибирское управление Росприроднадзора 21 июля закончило внеплановую проверку «Омскводоканала». Превышения по сероводороду не нашли, но было установлено 45-кратное превышение нормативов выброса фенола от стационарного источника на предприятии. В «Омскводоканале» такое превышение назвали «ложно завышенным». Впрочем, это не помешало омскому межрайонному природоохранному прокурору обратиться с иском в суд и потребовать устранить нарушения законодательства, а омским следователям — начать доследственную проверку, по результатам которой будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела.

Что касается сероводорода, то 29 июля замеры передвижной экологической лаборатории показали 15-кратное превышение ПДК в санитарно-защитной зоне «Омскводоканала» и 1.1 ПДК в ближайшей жилой зоне. Судя по всему, за этим последует еще одна внеочередная проверка предприятия специалистами Росприроднадзора.

«Серые зоны»

По мнению экспертного экологического совета при губернаторе Омской области, фокус внимания в борьбе с выбросами в регионе необходимо сосредоточить на обследовании так называемых «серых зон» — территорий с неустановленными источниками выбросов, которые существенно влияют на общую неблагоприятную картину и являются причиной жалоб населения.

Для этого необходимо провести инвентаризацию всех источников выбросов по реестру предприятий, оказывающих негативное воздействие, определить перечень потенциальных загрязнителей воздуха и проанализировать деятельность предприятий в «серой зоне»

«Омск — крупный промышленный город с предприятиями различного профиля: нефтехимия, теплогенерация, военная промышленность. Каждое предприятие — крупное, среднее, мелкое — осуществляет выбросы загрязняющих веществ. Разумеется, экологически ответственные крупные предприятия соблюдают природоохранное законодательство, реализуют программы снижения воздействия на окружающую среду. Они прозрачны перед контролирующими органами и общественностью — нормируют выбросы, имеют необходимую разрешительную документацию, а Роспотребнадзором устанавливаются границы санитарно-защитной зоны на основании оценки риска для здоровья человека.

Реальные источники загрязнения трудно установить. Выявление «серых зон» — серьезная задача»,

— отметил Рашид Исмаилов.

Они обычно не отражены в инвентаризационных картах минприроды, не нормируют выбросы и не имеют разрешительной документации. В то же время контролирующие органы из-за отсутствия законодательной базы не располагают возможностью привлечь их к ответственности. Эксперты считают, что в кодекс об административных правонарушениях необходимо внести изменение, позволяющее расценивать работу предприятия без инвентаризации как правонарушение.

Кроме того, специалисты уверены, что необходимо пересмотреть саму систему наказания предприятий, отравляющих атмосферу. По словам омского депутата Госдумы Дмитрия Перминова, российское природоохранное законодательство нуждается в совершенствовании в части возмещения вреда, причиненного экологии предприятиями.

«У нас сложилась ситуация, что экологический вред в РФ наносится на триллионы рублей. В то же время по судебным решениям взыскано 17 млрд рублей, а возмещено всего 600 млн рублей. Это капля в море. Необходимо найти такой механизм, чтобы предприятия возмещали ущерб в полном объеме. Как минимум должны возместить тот вред, который они нанесли экологии. Кроме того, закон должен стимулировать предприятия. Чтобы им было выгодно ставить современное оборудование, фильтры, чтобы не было негативного воздействия на окружающую среду», — сказал депутат.

Фоновый показатель загрязнения воздуха

По мнению омского эколога Сергея Костарева, первый шаг, который необходимо сделать для улучшения воздуха в Омске, — определить реальный фоновый показатель загрязнения атмосферы. С помощью этого показателя специалисты могут определить, какие предприятия имеют отношение к тем или иным выбросам.

«Установив реальный фоновый показатель, мы увидим, что он значительно больше, чем мы думаем. У нас в городе окажется очень плохой воздух, если правильно измерить. Это дает основание предъявлять требования к предприятиям, чтобы они снизили свои выбросы. А пока никакой Росприроднадзор не может требовать от предприятия снизить выброс меньше разрешенного. Потому что ему это разрешили на основании фонового загрязнения. Фоновое загрязнение низкое — им разрешают выбрасывать много. Они выбрасывают много — мы все задыхаемся. Приходит проверка, а предприятие говорит: извините, мы действуем по закону. И они правы. Бывает, конечно, когда нарушают, но чаще всего действуют по правилам.

А гоняться с измерителем за каждой трубой… Это можно делать, но это никак не поможет улучшить ситуацию»,

— говорит эколог.

Не учитывает статистика и величину воздействия на загрязнение атмосферного воздуха иных компонентов, помимо вклада промышленных предприятий. Например, влияние частного сектора (печное отопление, особенно в зимнее время) подсчитано очень приблизительно, а доля автомобильных выхлопов, по некоторым оценкам, уже приближается к половине всех выбросов в городе.

«Тут тоже много работы. Частный сектор никто и никак не нормирует. Что и как они жгут — неизвестно. Потом — транспорт. Решением экологической проблемы в центре города является перевод на электрический транспорт и платные парковки в центре. И все, вопрос будет решен. Люди какое-то время повозмущаются, но в Москве так сделали, и у них получилось — загрязнение упало в два-три раза. Да, перевод транспорта на электричество дорого стоит, но, думаю, обойдется дешевле, чем реконструкция одной набережной», — уверен Костарев.

Датчики на трубах

Отдельная тема — датчики на трубах предприятий, автоматически измеряющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. По мнению экологов, как только предприятия установят такое оборудование, омичи сразу же почувствуют эффект.

Однако сегодня, за исключением одного предприятия, заводы в Омске не спешат устанавливать такие системы. Более того, в мае стало известно, что правительство РФ урезало расходы на федеральную программу «Чистый воздух», одним из пунктов которой является как раз развитие сети автоматического контроля за выбросами в российских городах.

***

Напомним, Омск входит в список 12 промышленных центров, где к 2024 году объемы выбросов в атмосферу вредных веществ должны быть сокращены на 20%.

В 2020 году регион за счет федеральной поддержки планировал начать инвестировать в экологические проекты, в том числе в систему автоматического мониторинга выбросов, озеленение, перевод транспорта на газомоторное топливо. Но заложенные средства были секвестированы и направлены Минздраву на решение проблем с коронавирусом. В итоге программа лишилась 15 млрд рублей.

То, что в связи с этим в Омске пострадает экология, региональные власти назвали печальным фактом. По некоторым оценкам, период реализации проекта «Чистый воздух» теперь сдвинется как минимум на три года. Надо полагать, что раньше этого срока надеяться на чистый воздух омичам не стоит.