Gorod55
Третья волна коронавируса. Готов ли омский бизнес к новому локдауну
6 февраля, 14:40
Экономика
Третья волна коронавируса. Готов ли омский бизнес к новому локдауну
Фото: Медиахолдинг1Mi
С чем столкнется омская экономика в этом году? Пойдет ли она в рост или ничего хорошего ждать не стоит? Готов ли омский бизнес к новой волне коронавируса и будет ли она вообще? Нужны ли дополнительные меры господдержки для предпринимателей? Город55 попытался найти ответы на эти вопросы.

В ожидании третьей волны

На официальном уровне российские власти пока не говорят о третьей волне коронавируса. Тем не менее ряд экспертов склоняются к тому, что нам ее вряд ли удастся избежать. К примеру, главврач московской больницы «Коммунарка» Денис Проценко в декабре прошлого года в интервью журналистам рассказал, что все предыдущие эпидемии в мире протекали в три этапа и лишь потом шли на спад.

Высказался по поводу третьей волны и министр здравоохранения Омской области Александр Мураховский. В телевизионном интервью он рассказал, что регион готов к возможному всплеску заболеваемости.

«Мы ожидаем рост острых респираторных вирусных инфекций (не ковид), но мы уже с вами проходили опыт октября, ноября, когда шло наложение роста больных ОРВИ, ковидом, росла заболеваемость, усложнялись процессы течения болезней. Но мы готовы к третьей волне, у нас на сегодняшний день развернуто по региону 3670 коек», — отметил министр.

Экономический прогноз

Омская экономика в прошлом году пережила настоящий шок из-за вынужденной остановки бизнеса. Сегодня она понемногу начинает восстанавливаться.

Тем не менее ожидать резких изменений в экономике региона в текущем году не стоит, считают экономисты. Какого-либо всплеска деловой активности не будет. В то же время сфере услуг придется осваивать новые формы бизнеса, чтобы адаптироваться к будущим неожиданностям.

Экономист Олег Рой уверен, что этой весной коронавирус вряд ли нанесет по омскому бизнесу такой же ощутимый удар, как в прошлом году. Тем не менее вероятная третья волна может остановить наметившийся процесс оживления в экономике.

«Многие сегодня уже приспособились к условиям, вызванным наступлением коронавируса. Судя по статистическим данным, производственная отрасль уже почти восстановилась. В наиболее уязвимом положении сегодня оказалась сфера услуг, которая, однако, при благоприятных условиях также может быстро восстановиться», — считает эксперт.

По мнению экономиста Евгения Капогузова, для омского бизнеса сегодня есть более страшная вещь, чем возможный новый всплеск коронавируса. Это снижение потребительского спроса.

Фото:Медиахолдинг1Mi

«Не третьей волны надо опасаться, а того, что ограничения вроде сняты, но народ по-прежнему не возвращается к массовому потреблению в традиционной сфере услуг. Есть инерция от того, что люди привыкли жить в ограничениях.

Пересмотрели свой образ жизни, структуру потребления, отношение к тратам. А зачем нам еще одна пара обуви, новая одежда? В этом плане может быть негативное влияние на торговую, потребительскую сферу», — отметил эксперт.

Выдержит ли бизнес новый локдаун

Омский бизнес в целом согласен с выводами экспертов. Настроение в отношении будущего в предпринимательском сообществе царит безрадостное, но общее мнение таково, что хуже уже не будет.

«С одной стороны, было падение экономики. Некоторые отрасли очень сильно пострадали. Торговля, ресторанный бизнес, сфера услуг, туризм. С другой стороны, была выплачена помощь. Те, кто правильно вел бизнес, кто правильно оформил все бумаги, ее получили. Эта помощь оказалась кстати. Она приподняла предпринимательский дух. Что касается 2021 года, то бизнес настроен, безусловно, пессимистично. Но мало кто верит, что повторится что-то подобное», — говорит омский ритейлер Виктор Шкуренко.

По словам предпринимателя, на этот раз власти не пойдут на суровые ограничительные меры для бизнеса. Локдаун по примеру марта 2020 года объявлять не будут, поскольку за него надо платить. А платить никто не хочет.

«Есть молчаливое согласие бизнеса и власти в этом вопросе. Нам никто не угрожает локдауном, и я не верю, что он будет.

Поймите правильно, есть третья волна коронавируса — это одна история. Волна бизнеса не коснется. Самое страшное — это локдаун, закрытие предприятий. Я не верю, что он будет. Предпосылок, что что-то закроют, нет»,

— уверен предприниматель.

Омский ресторанный бизнес — одна из самых пострадавших отраслей. Участники рынка считают перспективу третьей волны пандемии вполне реальной. И полагают, что все трудности еще впереди.

Фото:Медиахолдинг1Mi

«Ресторанный бизнес в Омске очень разноцветный. Ситуация складывается таким образом: кто сможет привести свои затраты и обязательные платежи к уменьшившимся объемам доходов, тот выживет, а кто не сможет, тот не выживет», — сказал владелец ресторана «Клуб деловых людей» Павел Борисов.

Но в то же время участники рынка отмечают, что этот период может стать хорошим моментом для входа в бизнес новых игроков.

«Рестораны закрываются. Много очень закрылось. Кто-то открывает — появляется свежая кровь. Что будет дальше, прогнозов делать не хочется. Я вообще по натуре оптимист, поэтому мы работаем», — делится мнением владелец ресторана «Пеликан» Алексей Фомин.

«Все готовятся к еще более сложному периоду. Очень многие участники повыпадали. Кто-то стал на паузу. Но в то же самое время появляются новые лица: местные и иногородние.

Один из трендов — появление игроков, которые хотят воспользоваться ситуацией и попробовать новые форматы ресторанного бизнеса. У омских рестораторов настроение боевое. Нужно подготовиться к еще одному раунду, и он будет сложнее», — сказал омский ресторатор Алексей Хомицкий.

Нужны ли новые меры поддержки

Облегчить проблемы омского общепита ввиду его невысокой рентабельности могли бы дополнительные налоговые льготы. Сейчас они обсуждаются на уровне федерации.

Свои предложения по поддержке ресторанного бизнеса озвучил уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. В конце января на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным он предложил создать для общепита специальный налоговый режим на основе упрощенной системы налогообложения с прогрессивной шкалой, в котором налоговые ставки будут зависеть от объема выручки предприятия, а также отменить или снизить до 10% налог на добавленную стоимость (НДС) для отрасли.

Омские рестораторы в целом поддерживают инициативы бизнес-омбудсмена. Но отмечают, что в данный момент такие меры в регионе могут быть востребованы лишь у ограниченного круга предпринимателей (крупных сетевых заведений) и не коснутся большинства омских рестораторов, работающих по «упрощенке» и не платящих НДС.

Фото:Медиахолдинг1Mi

Тем не менее с учетом перспектив будущего роста бизнеса снижение НДС для общепита омские участники рынка считают положительным фактором.

«Это было бы очень круто — снижение ставки в два раза. Эта инициатива востребована теми участниками, у которых выросшие масштабы деятельности не позволяют использовать упрощенную систему налогообложения. До пандемии мы рассматривали вопрос дальнейшего развития. Мы достигли определенного уровня, и последующее масштабирование развития приведет к тому, что мы попадем под НДС и уровень налоговой нагрузки станет качественно другой. Это (увеличение налоговой нагрузки при переходе на общую систему налогообложения — ред.) сдерживает нас и лишает возможности для роста и выхода в другие регионы. Пока события прошлого года снизили актуальность этого вопроса. На время мы перестали об этом думать», — говорит Алексей Хомицкий.

***

Так или иначе, омский бизнес на фоне ожиданий третьей коронавирусной волны верит в счастливый исход. Говорить о плохом предприниматели не хотят, боясь, видимо, напророчить.

Меры материальной поддержки, конечно, не помешали бы, но региональные власти и российский Минфин работают по своим правилам и вряд ли в текущей ситуации легко пойдут на открытие бюджетного дефицита для поддержки бизнеса.

Впрочем, и бизнес не сильно ратует за предоставление дополнительных льгот.

«В принципе, они особо не нужны. Если не будут запрещать работать, локдаун не будут объявлять, то и не надо. Мы привыкли уже к низким темпам роста экономики.

У нас ожидания стали более реалистичные. Нас отучили фантазировать. Жесткая реальность такова, что приходится выживать. Мы в этом режиме выживаем»,

— сказал Виктор Шкуренко.