Доктор на скейтборде и песня «Грибов» - в новом спектакле омского театра
6 марта 2018, 18:04
Культура
Фото: предоставлено театром "Арлекин"
Объединили двух классиков.

В театре «Арлекин» сегодня премьера — спектакль для взрослой аудитории (как минимум возрастное ограничение 12+) «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность». Его поставил режиссёр Борис Гуревич, при его очень большом профессиональном опыте это его первая работа в кукольном театре. В Омске в другом театре – «Галёрка» - кстати, уже идёт спектакль о севильском цирюльнике «Безумный день, или женитьба Фигаро», вышедший в 2016 году. Но в сравнении можно сказать – работы это совершенно разные. Тем более что у Бомарше это трилогия: «Тщетная предосторожность» её открывает, «Безумный день» является второй часть, есть ещё и третья – «Преступная мать, или Второй Тартюф». И хотя «Арлекин» - театр кукольный, в «Цирюльнике» прежде всего играют живые актёры, хотя куклы, конечно, очень важно дополняют действие. Да и больше того – есть пара моментов, когда актёров делают похожими на кукол. Для этого им сверху спускают костюмы на кукольных нитях и люди гротескно двигаются как марионетки, да ещё при этом и вычурно поют.

Накануне прошёл общественный просмотр постановки для критиков, журналистов и друзей театра. Публика встретила её очень тепло.

В замысле этой работы Гуревича два принципиальных момента – постановщик объединил пьесу Пьера Бомарше и оперу Джоакино Россини. Не буквально, но очень творчески. Есть текст Бомарше, есть музыка Россини в виде вокальных номеров то там, то тут (причём очень уместно) – и сочетание получилось очень любопытным и симпатичным. Второй момент – молодёжный состав спектакля. Молодые актёры в ансамбле, причём Фигаро сыграл Виктор Капустян – для него это вообще первая роль в «Арлекине» и, как видим, сразу вот такая рельефная и практически знаковая. Ещё одна роль Капустяна здесь – автор, сам Бомарше. И переход от одного образа к другому Виктор совершают абсолютно органично и непринуждённо. Однако самых разных актёрских удач тут вообще много – взять и Альмавиву (Артур Арутюнов), и доктора Бартоло (Дмитрий Исаев), и Базиля (Данил Чернов).

В наше время постановщики нередко вносят в классику элементы чего-то актуального, живого – они объясняют это тем, что нужно сделать материал интереснее для нынешнего зрителя, который может не понять что-то из реалий того времени. В данном случае Борис Гуревич не миновал этого соблазна – и опять же удачно. Публика с хохотом, очень радушно реагирует, когда слуги Бартоло оказываются угловатыми и наивными выходцами из Средней Азии, сам Бартоло ездит на скейтборде, а в одном из диалогов вдруг цитируется хит группы «Грибы» «Между нами тает лёд» и так далее…

«Я просто не понимаю, как можно ставить пьесу, если она 1744 года, в тех реалиях. Вы не понимаете, я – тоже не вполне. Это невозможно. Поэтому понятно, что вот что-то современное, как-то приблизить, для меня все эти ситуации органичны, а характеры те же, проблемы те же. Потом есть прелесть столкновения этой реальности и той, «театр – театр», - пояснил это журналистам после показа сам режиссёр.

Из «Севильского цирюльника» таким образом, немного повторимся, сделали очень сложный по комбинации и при этом лёгкий для восприятия синтез – оперы, драматического театра, кукольного и даже балета (за этот компонент и танцы в целом в частности отвечал балетмейстер, заслуженный артист Росси Виктор Тзапташвили). Главный балетный номер при этом – мужской. В программке это обозначено как «Пара лебедей» и комичнейшим образом играют их в костюмах балерин те же Тимур Шаймиев и Александр Галахов, что и воплотили образы слуг Бартоло – Весны и Начеку.

«При встрече в «Арлекине» возникла эта идея, Бомарше я люблю, пьесу «Фигаро» уже ставил в других театрах, хорошо его знаю, оперу эту люблю, потом, когда переговоры с театром вывели на это название, это соединение логически возникло. Кукольный театр, синтетический, оперу по-настоящему не споёт никто, соседние сферы. Всё совместно возникло.

Первая часть – менее раскручена, менее известна, с моей точки зрения – недооценена. Плюс божественный Россини. Есть и божественный Моцарт, конечно, но Россини – это как бы более допустимо» - добавил Борис Гуревич.

Помимо сегодняшней премьеры далее спектакль в ближайшее время сыграют 8 и 29 марта.

Кирилл Янчицкий

Источник: ИА «Город55»