Gorod55
90 процентов сомнений: как ведутся закупки в райцентрах Омской области
11 апреля, 11:34
90 процентов сомнений: как ведутся закупки в райцентрах Омской области
Фото: pixabay.com
Город55 провел исследование финансовой самостоятельности районных центров региона, проанализировав их закупочную деятельность.

В процессе подготовки материала редакция отсмотрела свыше 1.7 тыс. контрактов, заключенных через площадку госзакупок. Рассматривались только те, которые были заключены в период с 1 января 2018 года по 9 апреля 2021 года, то есть за последние три года.

Дисклеймер

В материале представлена аналитическая информация, подготовленная на основе данных известного сервиса, специализирующегося на предоставлении сведений о различных аспектах деятельности российских компаний. Негативные маркеры и признаки нарушений не говорят о том, что какое-то предприятие (орган власти) вело нечестную игру на портале госзакупок. Однако они показывают основные тенденции, проблемы и ошибки при ведении закупочной деятельности.

Статистика

Всего с 1 января 2018 года администрации 32 районных центров Омской области провели 1 721 закупку, закончившуюся подписанием контракта. Те или иные маркеры нарушений нашлись в 1 559 из них, то есть в 90.6% случаев.

Чаще всего негативные индикаторы встречаются в аукционах крупных городских поселений. Так, рекордсменом является администрация Называевска — 150 закупок за три года, из которых различными подозрительными маркерами отмечены 143. На втором месте администрация Исилькульского городского поселения — 148 закупок (из них 134 с индикаторами), на третьем Тюкалинск — 145 (из них 134 с индикаторами). За ними идут администрации еще двух городских поселений — Любинского и Таврического. У них по 117 и 116 закупок (из них 112 и 104 закупки с негативными индикаторами соответственно).

Однако если рассматривать индекс нарушений (отношение закупок с имеющимися индикаторами к общему числу открытых аукционов в райцентре), то результаты окажутся совсем другими. Так, безусловным лидером этого рейтинга станет администрация Тарского городского поселения — из 82 проведенных за три последних года закупок индикаторы были обнаружены в 81-й (98.8%).

На втором месте окажется Шербакульская администрация — из 90 ее закупок в 87 наблюдаются индикаторы нарушений (96.6%). На третьем месте разместится поселок городского типа Любино — 112 закупок с признаками нарушений из 117 (95.7%), четвертым будет Называевск — 143 сомнительных аукциона из 150 (95.3%), замыкать пятерку будет Павлоградка — 31 закупка с индикаторами из 33 совершенных (93.9%).

Почти нарушения

Самые частые маркеры нарушений при закупках, проводимых администрациями райцентров, это торги без снижения — от 0 до 2% от изначальной цены (566 закупок), участие лишь одной фирмы (548 закупок), наличие неучаствующих заявок (420 закупок), завершение контракта позже обозначенных в документации сроков (332 закупки) и непредвиденное повышение цены (166 закупок).

Так, например, задержался ремонт внутрипоселковых дорог в Любинском поселении. Контракт, изначально рассчитанный на период с 29 декабря 2019 года по 31 декабря 2020 года, оказался продлен на 2021 год — фактически он исполнен лишь 31 марта. Подрядчиком работ за 55.4 млн рублей выступило омское ООО «ТехБазис» (владелец — Владимир Бойчук).

Еще более странным образом прошли торги на реконструкцию сетей водоснабжения в Исилькуле. Изначально местная администрация в плане-графике закупок заложила на оплату подрядчика 29.7 млн рублей, а затем во время торгов увеличила эту сумму до 40.9 млн рублей. Подрядчиком с предложением провести работы за 29.3 млн рублей было выбрано ООО «БлокСтройПроект». Правда, контракт с ним был заключен почему-то на другую сумму — 31.6 млн рублей.

Помимо этого, часто в райцентрах встречаются закупки, которые вызывают вопросы к ценообразованию. В частности, по итогам 249 аукционов экономия контракта превысила 25%, что значительно больше средних значений. При этом лишь в 221 случае экономия достигалась за счет предложения победителя аукциона, который сам снижал стоимость выполняемых работ или поставляемых товаров. Это значит, что в 28 случаях реальная стоимость работ выяснялась лишь по ходу исполнения контракта.

Например, администрация Черлакского городского поселения в начале 2020 года запросила за ремонт местных автодорог 52.5 млн рублей, а подписала контракт с АО «ДРСУ № 3» на 39.4 млн рублей. Вдвойне это кажется странным, если учесть, что ООО «Горьковское ПТП — 24» предлагала за ту же работу сумму еще ниже — 39 млн рублей.

Рынки

Наиболее сомнительной сферой закупок в райцентрах региона оказалось строительство и ремонт (включая проектирование и строительный надзор) — 385 закупок.

Самая крупная строительная закупка с негативным индикатором была совершена администрацией Кормиловки 12 марта 2021 года. Местные чиновники за 191 млн рублей предложили подрядчикам провести ремонт очистных сооружений. В итоге контракт на 171 млн рублей был подписан с челябинской компанией «Риел-Строй» (занимается строительством жилья), принадлежащей Алексею Косенко. Контракт вызывает вопросы сразу по нескольким причинам — на торги была подана жалоба в УФАС, претендент с наименьшей ценой не был допущен к участию, а единственным допущенным участником стало именно «Риел-Строй».

Самым частым поставщиком в строительной сфере оказалось омское ООО «Игра-Спорт» — 14 контрактов. Примечателен один из них, заключенный с администрацией Большереченского поселения 6 апреля 2021 года. За 2.6 млн рублей компания, занимающаяся торговлей спортивным оборудованием, установит детскую площадку на улице Ленина. Правда, контракт был подписан просто так, без проведения процедуры торгов.

Второй по количеству торгов с индикаторами нарушений сферой контрактов оказалась дорожная деятельность (проектирование, строительство, ремонт). Всего было заключено 362 договора по результатам сомнительных торгов, крупнейший из них — уже упоминавшийся ремонт внутрипоселковых дорог в Любино.

Самым частым поставщиком в дорожных контрактах оказался ИП Виктор Абель. В прошлом Абель управлял крупным ЗАО «КрутинскАгроПромэнерго», сейчас исполняет мелкие контракты на ремонт дорог. Осенью 2019 года он взялся за ремонт дороги в р. п. Крутинка за 8.1 млн рублей. Правда, контракт с ним заключили на 8.9 млн рублей. Как это водится в райцентрах, срок исполнения был продлен почти на месяц с лишним.

Впрочем, у некоторых администраций есть не просто любимые, но фактически единственные поставщики, «закрепленные» за одной сферой. Так, в Называевске все аукционы на оказание услуг по благоустройству территорий (21 контракт) оказывает одна фирма — управляющая компания «Называевск». Руководит юрлицом городской депутат, бывший пожарный Константин Дадонов.

Помимо благоустройства, компания работает в городе и на нескольких других рынках — транспортные услуги, охрана и пожарная безопасность, похоронная деятельность (содержание кладбищ). Всего за последние три года компания Дадонова получила в администрации Называевска 47 контрактов.

Самостоятельность

В отличие от Называевска, в Омской области есть и такие райцентры, которые вовсе не ведут закупочной деятельности от лица администрации главного поселения. В их числе Калачинск и село Нижняя Омка.

Закупочную деятельность они прекратили почти одновременно — с 1 января 2016 года. Нижняя Омка, будучи бедным, особенно в сравнении с другими райцентрами, поселком, в период с 2013 по 2015 год провела лишь пять закупочных процедур. Дороже миллиона рублей селу обошелся лишь один контракт — строительство водопровода за 19.5 млн рублей. Подрядчиком выступило ООО «КалачинскЭнергоСервис». Компания задержала срок окончания работы на зиму и сдала водопровод лишь 31 декабря 2015 года. Отметим, «КалачинскЭнергоСервис» на 50% принадлежит предполагаемому брату главы Калачинского района Фридриха Мецлера.

Сам же Фридрих Мецлер в период с 2006 по 2014 год возглавлял Калачинск, и при нем администрация города вела активную закупочную деятельность, стартовав на площадке госзакупок в январе 2011 года с контракта на 100 тыс рублей с местным предпринимателем Игорем Дворяткиным (уборка снега).

В марте 2014 года Мецлер выиграл выборы главы Калачинского района и уже в сентябре вступил в должность. После его ухода с поста закупочная деятельность администрации Калачинска прекратилась: последний контракт на 19.7 млн рублей, что на 10% больше начальной (максимальной) цены контракта, чиновники заключили с ООО «ГП «Геомастер». Компания, принадлежащая местному предпринимателю Сергею Тишкову, за эти деньги занималась реконструкцией Калачинского водозабора в селе Воскресенка.

Всего за период с января 2011 года по сентябрь 2014 года с помощью площадки госзакупок администрация Калачинска заключила 96 контрактов. Администрация района за это же время заключила 32 контракта. После перехода осенью 2014 года на пост главы района Фридриха Мецлера городская администрация прекратила закупочную деятельность полностью, а администрация района заключила с поставщиками еще 321 контракт.

Однако не все администрации райцентров со временем теряют самостоятельность — некоторые ее наоборот получают. Так случилось в селах Азово, Одесское и Колосовка, где местные администрации впервые самостоятельно вышли на площадку закупок лишь в январе 2018 года.