Posted 9 мая 2019,, 03:03

Published 9 мая 2019,, 03:03

Modified 23 февраля 2022,, 12:46

Updated 23 февраля 2022,, 12:46

Эксперты обвинили «Аэрофлот» в катастрофе в Шереметьево

9 мая 2019, 03:03
Эксперты в области авиации прокомментировали трагедию, произошедшую в московском аэропорту «Шереметьево» с самолетом SSJ-100, закончившуюся гибелью 41 человека. По их мнению, причина авиакатастрофы - в ухудшившейся подготовке летчиков, за что несет ответственность в том числе «Аэрофлот», сообщают «Новые Известия».

Так, по мнению заслуженного летчика-испытателя, Героя России Александра Гарнаева, «в стране давно полностью и до основания искоренена система подготовки летчиков. Россия уже вообще не готовит профессиональных летчиков много лет. Все летчики, которые готовятся летными государственными учебными заведениями Российской Федерации, не научены летать на самолетах. Их по 4-5 лет учат чему угодно — бальным танцам, физкультуре, подметанию аллей, но не полетам».

Гарнаев считает, что нажимать кнопки на тренажерах — недостаточно, чтобы научиться летать. И хотя в авиакомпаниях кнопочные самолеты, которые управляются как в компьютерных играх, в какой-то момент может произойти отказ, а навыков ручного управления у пилотов нет.

«За трагелию в «Шереметьево» несет ответственность все государство — Российская Федерация, а «Аэрофлот» это лишь одна из авиакомпаний, которая живет по ее законам, это часть России», заключил Гарнаев.

Исполнительный директор Общества независимых расследований авиационных происшествий Валерий Постников также видит причину трагедии в некачественной подготовке пилотов, а не в несовершенной конструкции SSJ-100.

Прежде всего, считает эксперт, по сравнению с прошлыми временами на сегодняшний день численность экипажа сократилась с пятерых человек до двух летчиков. К тому же «цифровой» борт, где основную работу выполняют компьютеры, а сам летчик фактически работает лишь 5-7 минут, вносит свою лепту. Привыкший лишь к контролю пилот в случае отказа автоматики остается «один на один с огромной машиной, которой нужно управлять вручную, вспоминать все, чему учили много лет назад на тренажерах и что он много лет не делал. Не натренирован на это. И у него возникает психологическая паника».

Также эксперт отметил, что в настоящее время при подготовке летчиков большее количество времени уделяется их работе на тренажерах, а не в реальном небе. Однако случаются ситуации, пусть даже очень редко, когда даже самая современная автоматика помочь не может.

«Ну, попала молния в самолет, но он же не вышел из строя? Иначе он бы просто не прилетел в «Шереметьево» двигатели работали, машина села на полосу. В конечном счете ответственность за произошедшее несет авиакомпания «Аэрофлот», и уж точно не несет ответственности авиакомпания «Сухой», заключил Постников.

Заслуженный летчик-испытатель, Герой России Роман Таскаев также раскритиковал российскую систему подготовки пилотов, обучение которых в целях экономии преимущественно проходит на тренажерах, а не в реальных полетах при участии летчиков-испытателей. При этом средства на подготовку пилотов выделяет сама авиакомпания, хотя свои требования к ней, конечно же, могла бы сформировать и Росавиация. Но сами летчики отвечать за свой уровень подготовки не могут».

Авиаконструктор и бывший сотрудник ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич рассказал о том, что сами летчики признаются в своей неготовности управлять самолетом в ручном режиме. Тренировок на тренажерах оказывается недостаточно, а во время реальной работы им запрещают переключаться на ручной режим. Поэтому количество часов налета на SSJ-100 для пилота носит формальный характер, поскольку опыта управления в ручном режиме фактически нет.

Как считает авиаконструктор, причина трагедии — в существующей системе подготовки пилотов, в том числе в ее поддержании компанией «Аэрофлот». Тренировки на тренажере не способны имитировать все внештатные ситуации на всех типах машин. При этом в компании всего один тренажер на сто экипажей (Лукашевич ссылается на информацию, полученную из социальных сетей):

«И чему они тогда там учатся? Правда это или не правда — я не знаю, но то, что там ситуация больная, — это видно. И за все это отвечает «Аэрофлот».

Вадим Лукашевич обратил внимание и на поведение «Аэрофлота» в момент после катастрофы. Компания, тратящая на имидж и пиар по 800 млн рублей, целые сутки после трагедии не размещала на сайте не то чтобы списка фамилий жертв, но даже их количество. К тому же, вместо того чтобы вначале разместить соболезнование родным погибших и заверить, что сделают все для изменения методики обучения пилотов, «Аэрофлот» отчитался о том, что на 55 секунд перевыполнен норматив времени на эвакуацию, в то время как больше половины пассажиров сгорели заживо.

К слову, по мнению «Новых Известий», компания «Аэрофлот» проявила некий цинизм, выражая скорбь, как выразилось издание, «в рекламном режиме». К посту-соболезнованию заподозрили размещение фейковых комментариев с завуалированной рекламой.

"