Платить меньше, ездить дольше: эксперты рассказали, как экономить на топливе

Платить меньше, ездить дольше: эксперты рассказали, как экономить на топливе

31 октября 2019, 18:29ОбществоPhoto: Аким Закиров
В СибАДИ состоялся семинар образовательной программы по экономичной эксплуатации автомобилей для профессионалов и автолюбителей. Представители топливной отрасли и эксперты вуза рассказали о том, как правильно экономить на автомобильном топливе без негативных последствий.

Любой российский автомобилист рано или поздно сталкивается с нелегким выбором – экономить на качестве топлива или нет. Эксперты уверены: заправляя авто на безымянных заправках или из бензовоза на трассе, автолюбитель рискует состоянием своей машины.

К чему ведет некачественное топливо

Подобная история случилась на глазах исполнительного директора ООО «Автоплюс Омск» («Тойота-Центр Омск» и «Лексус Омск») Виктора Гребенникова.

«Зачастую попадание некачественного топлива в бак автомобиля не вина автолюбителя. Однажды к нам в центр приехал человек с подобной проблемой – машина сломалась сразу после заправки. Я с ним поговорил, предупредил о стоимости ремонта двигателя, на что он ответил, что теперь у него есть куда как большие проблемы, потому что заправился он на принадлежащей ему же заправке», – отметил эксперт.

Ремонт топливной системы, по словам Виктора Гребенникова, может обойтись в такую же сумму, как стоимость пятилетнего запаса хорошего горючего. При этом сами работники и даже владельцы небольших частных заправок не всегда знают источники происхождения реализуемого у них топлива. С Гребенниковым согласен и доктор технических наук, профессор СибАДИ Александр Корнеев. По его словам, хорошее топливо не может быть дешевым.

Как рассказал кандидат технических наук, доцент СибАДИ Виталий Лисин, всего одна заправка некачественноым топливом грозит автомобилю существенной поломкой.

«Для некачественного топлива характерны несколько стандартных проблем. Это и отсутствие легких фракций, что повышает расход топлива зимой, увеличивает количество выбросов, засмоляет камеру сгорания. Смолообразующие примеси забивают форсунки и топливный насос. Излишек антидетонационных (октаноповышающих) присадок, железа, марганца, свинца нарушает изоляцию электродов свечей зажигания. А использование обедненных смесей, из-за отсутствия полного сгорания, повышает температуру клапана двигателя, что в итоге может привести к его полному разрушению», – считает Лисин.

Все эксперты едины во мнении – заправляться на неизвестных АЗС небезопасно. В крупных сетях работает множество степеней защиты и контроля качества продукта, которые гарантируют, что в бак конечного потребителя попадает лишь качественное горючее.

Кто и как контролирует качество топлив

Руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Омской области Роман Шадурский отмечает, что в крупных топливных компаниях нельзя натолкнуться на «подделку».

Photo:Аким Закиров

«Мы гордимся системой контроля качества топлива, принятой в нашей сети. Топливо перед попаданием на АЗС обязательно проходит паспортизацию. Перед сливом в резервуар мы проводим приемо-сдаточный анализ», – рассказывает эксперт.

Если потребитель сомневается, всегда можно потребовать паспорт качества: в нём указаны параметры реализуемой в данный момент на АЗС партии топлива, есть печать, подпись поставщика и дата поставки. По словам Шадурского, партия 92-го, 95-го бензина и дизеля полностью распродается за один-три дня. Дата старше недели - повод задуматься.

– Если у автовладельца есть сомнения в качестве топлива, ему необходимо инициировать отбор проб на АЗС – из топливораздаточного крана или резервуара, из которого он заправился. Проб отбирается три. Первая передается клиенту и может быть исследована в любой лаборатории по его выбору. Вторая также отправляется на анализ в аккредитованную лабораторию, но уже представителями АЗС. Третья, так называемая арбитражная, остается на АЗС опечатанной и нетронутой до завершения разбирательства. Пробы отбираются совместно клиентом и представителем АЗС. Составляется акт отбора, сами пробы опечатываются с проставлением подписей сторон. Объем отобранной пробы оплачивает автовладелец. В случае подтверждения ненадлежащего качества топлива, данные расходы автовладельцу возмещаются.

Если клиент инициирует процедуру отбора проб после того, как партия нефтепродукта реализована, исследуется хранящаяся на АЗС контрольная проба. При этом используется принцип взаимного контроля – свои подписи на акте отбора и пломбе ставит как перевозчик (водитель бензовоза), так и оператор АЗС. Контрольная проба хранится на АЗС до поступления следующей партии нефтепродукта. На моей памяти ни одного подтвержденного случая заправки некачественным топливом не было. После изучения ситуации дело оказывается не в качестве топлива, а, например, в состоянии топливной системы автомобиля».

Еще одна ступень контроля качества топлива в сети «Газпромнефть» – работа передвижных лабораторий Сибирского испытательного центра «Газпромнефть-Лаборатории». Таких станций в России насчитывается девять, в Сибири – две.

Как пояснила руководитель Сибирского испытательного центра «Газпромнефть-Лаборатории» Ирина Григорьева, проверки всегда проходят внезапно, адреса проверяемых АЗС становятся известны лишь за несколько часов до выезда специалистов. Это позволяет добиться от проверок максимально объективного результата.

На АЗС недоливают?

К такому выводу приходят водители, которым на АЗС заправляют на несколько литров больше объема, заявленного автопроизводителем. «На самом деле это миф, который мы сегодня развенчаем. Пустой топливный бак объем которого по документам 64 литра, мы заполним с помощью образцового мерника (метрологического прибора, который применяется для проверки точности отпуска топливораздаточных колонок на АЗС) и узнаем, сколько топлива туда помещается на самом деле», – пояснил доцент СибАДИ Сергей Корнеев.

Оказалось, в указанный бак может поместиться 67,5 литра топлива. Директор ООО «Автоплюс Омск» Виктор Гребенников уточнил, что автопроизводители закладывают в документацию лишь минимальный размер топливного бака, поэтому история с якобы «увеличивающимся бензобаком» давно известна дилерам.

Можно ли экономить на топливе

Можно, и эксперты СибАДИ, рассказали, как.

Факторов, влияющих на расход топлива, множество. Среди них - количество установленной в нем электроники. В частности, все современные двигатели имеют датчик кислорода, который постоянно автоматически отслеживает процесс сгорания топлива. Так, например, наиболее полное сгорание килограмма топлива случается тогда, когда на него приходится 14,7 кг воздуха. Самим водителям было бы эффективней ездить на обедненной топливно-воздушной смеси, однако датчик кислорода и встроенный каталитический нейтрализатор этого просто не позволят, так как сгорание топлива при неоптимальном количестве воздуха наносит серьезный вред экологии.

Сторонняя электроника увеличивает расход топлива на 10-15%. Еще 4% дает езда при не оптимально накачанных колесах, столько же – открытые окна при скорости свыше 50км/ч.

Как утверждает директор федерального учебного центра СибАДИ Александр Бакунов, больше всего экономить на топливе можно отказавшись от ряда вредных привычек. Среди распространенных ошибок водителя – прогревание двигателя в зимний период, высокая скорость при сниженной передаче и экстремальная манера вождения. В дни сильных морозов многие водители предпочитают прогреть машину прежде чем начать движение. Но дело в том, что во время езды блок привода нагревается гораздо быстрее, чем в неподвижном состоянии автомобиля, а холодный двигатель потребляет гораздо больше топлива, поэтому предварительно прогревать транспорт не стоит. Вторая ошибка – резкое снижение передачи при достижении высокой скорости. Считается, что 2, 5 тысячи оборотов в минуту для бензинового двигателя и 2 тысячи для дизельного вполне достаточно, чтобы переключить передачу на более высокой скорости. Нужно понимать, что эковождение – это плавное ускорение и переключение без резких движений. Третья ошибка – экстремальная стиль езды. Быстрый расход топлива во время такого вождения не единственная проблема, к ней рано или поздно прибавятся неполадки с коробкой передач, быстрый износ колодок и тормозных дисков. Достаточно отказаться от маневренного вождения, и можно будет сэкономить до 50 % топлива.

Главный же способ сэкономить – следить за состоянием своего авто, улучшать свои водительские навыки и заправляться на АЗС известных сетей.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter