Posted 27 ноября 2015,, 02:47

Published 27 ноября 2015,, 02:47

Modified 3 августа 2022,, 23:54

Updated 3 августа 2022,, 23:54

Сначала любить, потом учить

27 ноября 2015, 02:47
Деньги для ума.

По данным опроса «Левада-Центр», более 70% российских родителей недовольны качеством школьного образования в стране. Нынешний тренд в их настроениях отметился ровно тогда, когда появилась возможность понимать, какие горизонты открывает ребенку школа за рубежом и дает ли гарантию успешного будущего пятерочный аттестат в нашей стране.

Стоит учесть, что процент граждан, которые могут позволить себе выезды, а тем паче обучение за границей, не превышает 30%, среди остальных 40% просто принято роптать на ЕГЭ и необходимость в репетиторах, а также быть сильно недовольными сборами в классные и общешкольные фонды. Хотя сборы эти на самом деле ничтожно малы и, подразумевается, доступны любому работающему гражданину.

Будет лукавством заявить, что Россия не стремится к модернизации и повышению качества образования, правильнее будет сказать: Россия стремится! Достаточно посчитать количество реформ, проведенных министерством начиная с 1985 года, примерно каждые 3-4 года. Однако, несмотря на старания чиновников, малорадостная действительность такова, что мы являемся чуть ли не единственной страной, чей аттестат о среднем образовании не признается ни в англо-саксонских, ни в западных, ни европейских, ни даже в азиатских странах. Окончив школу, например, в провинции Китая или в Индии, подросток при наличии желания и хороших академических знаний без проблем поступает в любой вуз мира. В нашей же стране пятерочный аттестат не открывает школяру дверь даже в отечественный городской университет, не говоря уже об МГУ им. Ломоносова, Бауманке или МГИМО.

Со времен Советов общее образование в стране должно было быть бесплатным и выполнять лишь одну функцию – подготовить ученика к поступлению в вуз. То есть государство снимало с плеч родителей вопрос о будущем детей. Данный тренд формально сохранен и по сию пору. Но лишь формально. По просторам Интернета гуляет история о том, как один из специалистов ломоносовского университета проводил ознакомительную лекцию для родителей будущих абитуриентов. Во время общения он задал залу, в котором сидело более 200 образованных взрослых людей, мечтающих видеть своего отпрыска в стенах лучшего вуза страны, всего 10 обычных вопросов школьной программы по истории, литературе, физике и прочее. Правильные ответы, да и то не с первого раза, он получил всего в двух случаях из десяти.

Отсюда дилемма – факт успешного обучения этих родителей, по крайней мере в школе, под сомнение не ставится (поверьте, не абы кто попадает на лекции к экспертам МГУ им. Ломоносова), но куда подевались все знания и для чего было столько лет их получать, если вскоре они все равно были забыты?

На самом деле ответ очень простой. Сама по себе информация, выдаваемая в процессе обучения, ее качество и объемы, как бы это ни обидно было слышать современным учителям, более не несет в себе почти никакой ценности. Нынешний мир слишком быстро меняется, а стало быть, и актуальность информации устаревает ежегодно, иногда ежемесячно. 20 лет назад старшеклассники, сдавая зачет по информатике, показывали учителю, как они умеют включать и выключать компьютер, а самым сложным заданием было создание папки на рабочем столе. Изменяются не только факты и скорость обмена информацией, исчезают целые профессии, а с ними и знания. Поэтому самой ценной задачей для школы сегодня является развитие навыков. Это никакого отношения не имеет к набившей оскомину фразе «Открываем учебник, читаем параграф».

Какие навыки нужны современной российской действительности? Прежде всего лидерства, обучения, коммуникации, решения конфликтов, а также нужно уметь работать в команде, находить нестандартные решения, мыслить абстрактно, иметь собственное суждение, уметь вести переговоры, отстаивать свою точку зрения, контролировать эмоции, избегать стороннего влияния, разбираться в людях и прочее и прочее, перечислять можно долго. А информация сегодня доступнее некуда, если имеешь навык в ней ориентироваться – академических знаний в голове будет даже больше, чем необходимо.

Но показать пример и научить вроде как можно только тому, что ты сам умеешь. Если каждый учитель российской школы оценит себя на наличие и развитость перечисленных выше навыков, сколько баллов он себе поставит?

Да, всему виной неконкурентоспособная зарплата за адски тяжелый труд. Но не только. В современную школу все меньше и меньше попадает истинных энтузиастов своего дела, по-настоящему понимающих и принимающих постулат великого Коменского: «Сначала любить, потом учить!». Стоит акцентировать – они есть, но их очень-очень мало.

Студент, окончивший педагогический вуз, сегодня не горит желанием начинать свою карьеру в системе, многие участники которой и по сей день задание «создать папку на рабочем столе» выполнят с трудом, а навык конфликтолога с успехом заменяют навыком интригана. В подавляющем большинстве российских школ существуют острые конфликты внутри коллектива. Это касается и высших заведений: если ранее практически каждый студент, окончивший образовательный курс, пределом мечтаний видел остаться работать на кафедре, то сколько таких сегодня?

А вот зарубежная система образования, в отличие от нашей, уже 100 лет как сместила приоритеты с IQ на EQ (эмоциональный интеллект), а главной целью обучения выбрала как раз развитие личности, духовности и всех необходимых для этого качеств, а академизм уже потом. И, казалось бы, при таком невнимании к знаниям их наука каким-то образом научилась обгонять нашу, как сказал в интервью российский нобелевский лауреат Алферов, на 30-40 лет вперед.

Родители, чьим детям посчастливилось учиться в тамошних школах (Британия, Европа, Америка), взахлеб рассказывают, насколько неожиданным для них становилось моментальное вовлечение чад (независимо от пола и возраста) в актерство, спорт, творчество, культуру, волонтерство и профильное самоопределение.

В заграничных министерствах образования уверены, что учиться нужно исключительно тому, что тебе на самом деле пригодится. Причем учиться исключительно с прикладной точки зрения: решил стать врачом, будь добр препарируй крысу; решил податься в банкиры – начинай отслеживать биржевые котировки. А поэтому к выбору профессии ученики с родителями подходят с особой тщательностью, отсюда уровень профессионализма на выходе.

Что происходит у нас? В профильных классах по математике, так и быть, добавят по 2 дополнительных часа дисциплины в неделю. Остальное – извольте к репетиторам.

Кстати, о репетиторах. Такой значимости для поступления в вуз, как в России, они не имеют более ни в одной стране. Зарубежная система образования категорически против найма дополнительных учителей ребенку во время учебы в школе. Предполагается, что все, что необходимо для развития и обучения дитяти, может и будет давать школа – и точка. Родители лишь должны позаботиться о том, чтобы ребенок имел желание учиться.

Теперь о желании учиться. Пересмотрите хоть тысячу зарубежных фильмов, вы не найдете в них ни одного героя-школьника, который бы не любил посещать школу. Если такой герой, конечно, сознательно не создается сценаристом для сюжета. Никакого отношения к пропаганде это не имеет, это их действительность. Сформированная еще в начальных классах нелюбовь к учебе – это тоже чисто русская черта. Всему виной количество стрессов, которые испытывает ребенок, попадая на школьную скамью. Начиная со второго класса наша система подразумевает выставление отметок, в то время как зарубежная система начинает оценивать учеников только в средней школе.

Отсюда детские кошмары перед двойками и экзаменами. Количество домашних заданий: на приготовление «домашки» ребенок в Англии должен тратить не более 1,5 часов в день, остальное время он использует на хобби, спорт, дополнительное образование (кружки и секции). В России же ребенок сидит над учебниками от 1,5 часов в день до бесконечности. Отдельной главой можно описать вес рюкзака российского школьника и количество в нем учебников, что является главной проблемой сколиозов, по мнению медиков, а вовсе не быстрый рост и не успевающие развиваться кости.

Насчет конфликтов в детских коллективах наших школ. Если вам доводилось переводить ребенка в другую школу по любой причине, вы точно подпишетесь под тем, что атмосфера даже в лучших российских классах далеко не дружеская. Если вы при этом еще и другой национальности, вы сталкивались не просто с неприятием, скорее всего, даже с детской агрессией. Детский снобизм, неприятие других культур, непонимание менталитета – это тоже наша российская образовательная особенность, у нас ведь этому не учат. В то время как за границей с первых дней детей учат быть людьми мира, ведь мало ли где доведется работать.

ЕГЭ – ненавистная противоречивая аббревиатура, ночной кошмар и для выпускника, и для родителя. То, что ЕГЭ – последствие одной из образовательных реформ, знают все, но мало кто знает, что его создание было попыткой внести элемент как раз западного образования в российскую кондовую модель. Дело в том, что за рубежом все экзамены проводятся только в письменной форме, познавать дисциплину на многочисленных устных занятиях ученик может сколько угодно, но сдать экзамен обязан письменно. При этом, как уже писалось выше, ребенок в заграничной школе уже к 12 годам определяется, в какой области и сфере ему хочется развиваться, и каждый сданный тест по необходимой дисциплине в течение всех лет обучения – это балл заключительному ЕГЭ.

Когда приходит время писать заключительный тест, финальный балл (predict score) уже известен на 99%, т. к. ученик зарабатывал эту оценку в течение всего периода обучения в школе. А как эта идея в итоге реализовалась у нас? В России ЕГЭ стал уже основным поводом для психических расстройств учеников старшей школы, часто даже с суицидальными намерениями.

К 18-ти годам (в российской общеобразовательной системе учатся на год меньше) выпускник любой зарубежной школы с хорошими отметками в аттестате всегда имеет несколько приглашений от вузов, готовых его принять для дальнейшего обучения. Ученику остается только послать документы и пройти устное собеседование, на котором необходимо обосновать ректору заведения, почему он выбрал именно этот университет и кем видит себя в будущем.

К 16-ти годам российский подросток начинает ломать голову и писать список из вузов, куда он направит документы на тот случай, если куда следует его не возьмут. При этом каждая семья мечтает только об одном – неважно, какой будет институт, важно, чтобы не платить (за рубежом вообще нет бесплатного высшего образования), ну или чтобы в армию не забрали. Ведь в сознании наших сограждан до сих пор живет убеждение о том, что именно государство должно позаботиться о будущем наших детей. Вот такие шутки истории. Страны Советов нет, а убеждения остались.

Осознание государством проблемы в существующей школьной системе и попытки их решать свидетельствуют о том, что оно всячески старается поддержать желание общества получать нужное образование, хоть в России, хоть за границей.

Сегодня существует федеральная программа Global Education, доступная многим, но совершенно невостребованная. Наше государство готово оплачивать обучение любому студенту, желающему закончить бакалавриат в любом из мировых вузов по специальностям, наиболее необходимым сейчас нашей стране. Из условий только одно: вернувшийся в родные пенаты специалист должен три года потрудиться на благо родины, но только не в Москве или в Питере, а в отдаленных районах, например на Дальнем Востоке, на Чукотке, в северных районах или Сибири. И программа буксует, желающих почти нет.

Лакмусом отношения современного общества, то есть нас с вами, к значимости качества образования является и факт того, что совсем недавно крупные банки выводили на рынок новые продукты – кредиты на образование для детей. И, к сожалению, кредиты эти не имели ровным счетом никакого спроса. Вот «потребы» на шубы, телевизоры, туры на моря, на пылесосы и ремонты били и бьют все рекорды. А заботу о будущем подрастающего поколения должно по-прежнему взять на себя государство. В то время как за границей кредиты на образование получают и используют практически повсеместно, не уповая на президента.

Характерная черта быть недовольным, винить во всем вышестоящего, но не предпринимать при этом никаких самостоятельных усилий – это тоже русское национальное, достаточно вспомнить уроки истории. Расставлять приоритеты между приобретением новой машины и обеспечением своего ребенка качественным образованием умеют на сегодняшний день единицы. Интересоваться тем, что на самом деле обеспечит будущее нескольких поколений, сегодняшние молодые родители начинают, но не так активно, как хотелось бы.

Важно помнить: когда в старости у вас не будет желания смотреть на себя в зеркало, вы всегда сможете любоваться своими детьми. И это счастье стоит дороже любых денег, важнее любого времени и достойно любых усилий.


Елена Петрова

"