Posted 26 ноября 2020, 04:00
Published 26 ноября 2020, 04:00
Modified 19 августа, 21:38
Updated 19 августа, 21:38
Как говорится на сайте областного правительства, заключение такого соглашения подразумевает обеспечение «доступа на территорию предприятия уполномоченных должностных лиц Минприроды для наблюдения за организацией и проведением производственного экологического контроля и мероприятий по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий». Как заметил недавно глава ведомства Илья Лобов, организация, которая подписывает соглашение, готова взять на себя дополнительные обязательства по улучшению экологической обстановки в регионе.
На сегодняшний день соглашения заключены с 32 компаниями. Среди них — АО «Газпромнефть-ОНПЗ», АО «ОмскВодоканал», ПАО «Омский каучук», ООО «Омсктехуглерод» и другие.
Еще 22 предприятия отказались подписывать соглашение. Из ответа Минприроды на запрос Города55 следует, что в список «отказников» попали такие крупные предприятия, как АО «Транснефть — Западная Сибирь», АО «Омскшина» и АО «ТГК-11». Не подписало документ и УДХБ мэрии Омска, а также печально известный предприниматель Айк Петросян, асфальтовый завод которого периодически обвиняют в загрязнении воздуха в поселке Горячий Ключ.
На данный момент в распоряжении редакции имеются комментарии трех предприятий о причинах отказа от подписания соглашения: это АО «Транснефть-Западная Сибирь», АО «Омскшина» и АО «ТГК-11». Первые две компании не согласны с отдельными пунктами документа, но в целом не против подписания; последняя, как следует из ответа, считает представленную ей редакцию соглашения противоречащей нормам законодательства.
Что ответила «Омскшина»
Исходя из комментария «Омскшины», предприятие итак открыто для регионального Минприроды, а объем реализуемых мероприятий в сфере экологии руководству представляется достаточным. Организация «обеспечивает доступ на территорию всех заинтересованных лиц, осуществляющих региональный надзор в области охраны атмосферного воздуха», и фактов препятствия доступу сотрудников омского Минприроды «при проведении плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок не выявлено». Также, согласно комментарию, открытость проявляется в предоставлении отчетов по программе «Чистый воздух» в ряд инстанций — от федеральных до областных, в том числе и в омское профильное ведомство. «Взятые на себя обязательства предприятие выполняет», — отмечают в «Омскшине».
Большая часть комментария от АО «Омскшина» посвящена заботе об экологии региона — вплоть до регулярных субботников в «Восточной роще». Так, отмечается, что за 7 лет предприятие снизило выбросы на 32%. В 2024 году «Омскшина» ожидает экологические эффекты от ввода в эксплуатацию нового резиносмесительного оборудования в подготовительном цеху — на соответствующий проект, уверяют на предприятии, выделяется существенное финансирование. Оборудование, которое оказывает негативное воздействие на окружающую среду, будет демонтироваться.
«АО „Омскшина“ дополнительно разработан Перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на 2020–2027 гг., согласованный с Министерством природных ресурсов и экологии Омской области. В соответствии с данным документом в установленном порядке ведется отдельная работа по реализации организационных и технических решений по обеспечению снижения выбросов загрязняющих веществ», — заявили на предприятии.
Что ответила «ТГК-11»
Что касается «ТГК-11», то здесь считают, что представленный им проект соглашения об экологическом партнерстве противоречит требованиям закона и, соответственно, не может быть подписан в текущей редакции. В частности, на предприятии ссылаются на одну из статей ФЗ «О защите конкуренции» о том, что недопустимо «необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований». Кроме того, в комментарии упоминается «Положение о регулировании выбросов в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий на тепловых электростанциях и в котельных», согласно которому, уменьшение выбросов при первом режиме должно составлять до 5 — 10%, а не предлагаемые региональным Минприроды 15-20%.
Также гендиректора «ТГК-11» Владислава Полочанского, от лица которого составлен комментарий, не устраивает прописанный в соглашении пункт об особом порядке осуществления выездных проверок при НМУ, не подразумевающем каких-либо согласований.
«Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ. Министерство природных ресурсов и экологии Омской области такими полномочиями не обладает», — подчеркнул директор ТГК-11.
В финальной части комментария упоминается, что предприятие уделяет повышенное внимание экологической безопасности и поэтапно снижает уровень выбросов за счет технического перевооружения.
Что ответила «Транснефть»
Самым кратким и емким оказался комментарий «Транснефти». На предприятии подчеркнули, что, согласно ФЗ «Об охране окружающей среды», в отношении АО «Транснефть — Западная Сибирь» осуществляется не региональный, а федеральный государственный экологический надзор. Кроме того, объекты предприятия являются режимными, на них действуют специальные меры безопасности и особый порядок посещения третьими лицами.
«С учетом вышеизложенного в 2018 г в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области дважды направлялась позиция АО „Транснефть — Западная Сибирь“ по экологическому сотрудничеству — предлагалось рассмотреть возможность подписания Соглашения в редакции Общества. На сегодняшний день предложенный Обществом вариант находится на рассмотрении в ведомстве», — отметили в компании.