Posted 25 февраля 2020,, 02:34

Published 25 февраля 2020,, 02:34

Modified 23 февраля 2022,, 14:04

Updated 23 февраля 2022,, 14:04

Пыль убивает, почва умирает: неизвестные факты о пескосоляной смеси

25 февраля 2020, 02:34
Несмотря на то, что нынешняя зима оказалось малоснежной, на дороги Омска планируется высыпать более 60 тыс тонн песка и соли. Активные снегопады начались в конце января — начале февраля, что в очередной раз породило дискуссию о необходимости применять современные технологии для борьбы с гололедом.

Проблемы с уборкой снега наблюдаются не только в Омске, где прокуратура вынесла представление администрации города. Надзорное ведомство подсчитало, что на ремонт и содержание магистралей в бюджет заложили лишь 19% от необходимой суммы. Из положенных 159 единиц уборочной техники имеется только 103, шесть из которых в неисправном состоянии. В Канаде, которая близка по климатическим условиям к Сибири, в Ньюфаундленде мэр запретил жителям выезжать на собственном транспорте, чтобы не мешать уборке снега. В работах участвует армия, людей просят приходить с собственными лопатами. В Ванкувере дорожная соль закончилась в магазинах, и горожане потребовали от мэрии открыть свои запасы.

В целом в развитых странах за последние десять лет в четыре раза увеличились объемы применения противогололедных реагентов. В США — до 24 млн тонн, в Норвегии — до 350 тыс тонн, в Швеции — до 130 тыс тонн.

Вопрос безопасности

При проведении любых мероприятий во главу угла ставятся безопасность и снижение травматизма на дорогах. Чистое покрытие способствует быстрому движению без ДТП. При напряженном городском трафике у коммунальных служб есть по мировым стандартам всего два часа, чтобы убрать снег и наледь.

Добиться такого результата можно только с применением современного реагента, который топит снег и лед. С каждым годом число автомобилей растет, а значит увеличивается и число дорог, к которым предъявляются самые высокие требования по стандартам обслуживания. Поэтому растет спрос и на материалы, применяемые в работе.

Соль земли

За рубежом до сих пор используется обычная соль (хлорид натрия) для борьбы со снегом. Ее применение пытаются ограничить в городах из-за вреда, оставив только для работ на сельских трассах. Применение чистого технического хлорида натрия уплотняет грунт, затрудняется водо- и воздухообмен. Растения страдают от недостатка кислорода и влаги. Проблема особо актуальна для Омска, утратившего статус «города-сада». Применение соли зимой не способствует росту числа зеленых насаждений.

Последние исследования Технического департамента транспорта, дорог, строительства мостов и дорожной безопасности Франции показывают, что применение реагента с формиатом менее вредно для окружающей среды, чем техническая соль в чистом виде. От таких материалов даже машины ржавеют не так сильно. Только в США ежегодно тратят 5 млрд долларов на решение инфраструктурных проблем, возникающих из-за применения соли.

Опасный песок

Песок и соль десятилетиями применялись для борьбы с гололедом, но никто не задумывался о вреде, который наносит применение этой смеси. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) доказала, что мелкие частицы и пыль наносят вред. Они образуются от применения песка. По данным ВОЗ, каждая седьмая смерть на планете случается из-за пыли. Исследования университета при министерстве здравоохранения России доказывают, что смет на дороге представляет крайне токсичную и опасную для здоровья человека смесь. Для снижения запыленности воздуха применение пескосоляной смеси в мире сокращается.

Как ранее сообщал Город55, в Омске зафиксирован роста числа онкологических заболеваний органов дыхания. 11,4% случаев зарегистрированных злокачественных новообразований приходятся на трахею, бронхи и легкие. Не радует и статистика по заболеваниям ЛОР-органов. Среди омичей распространены хронические болезни миндалин и аденоидов. На них приходилось 25,8% всех оториноларингологических заболеваний в Омске в 2018 году. В этот же период фиксировалось 302,6 случаев на 100 тыс. населения аллергического ринита (поллиноза).

Использование устаревшего способа уборки улицы является затратным. Песок уносит ветром, его приходится снова рассыпать. В итоге на дороге все равно образуется снежный накат, который трудно убрать. При потеплении песок с солью разрушают дорожное покрытие, на асфальте образуются трещины. К тому же забивается ливневая канализация, загрязняются воздух и водоемы.

«Песок, разбрасываемый на дорогах, оказывает негативное влияние на водные организмы значительно сильнее, чем реагенты, — рассказал эколог Эрик Бенбоу из американского университета Дэйтона. — Он засоряет места обитания личинок насекомых, живущих в ручьях и водоемах. Что влияет на всю цепочку питания и сказывается в итоге на рыбах».

Современные реагенты разбавляют талый снег, так что его концентрация оказывается минимальной. В Москве реагенты используют более 10 лет. Анализ водоемов столицы показывает, что содержание хлоридов там в разы ниже допустимых концентраций.

Какая грязь!

Применение песка и соли для борьбы с гололедом остается распространенным методом в российской провинции. Это пережиток времен, когда не существовало эффективных и технологичных способов борьбы с зимней стихией, а о последствиях для здоровья людей и экологии думали мало.

Если дороги обрабатывать песком и солью, то именно песок становится основой грязной «каши», которую все привыкли наблюдать. Месиво становится труднопреодолимым препятствием и копится на обочинах, сужая проезжую часть. С наступлением весны все становится только хуже. Снег и лед на солнце тают, остается песок. Убрать мелкие частицы, особенно при дефиците специализированной техники, сложно, поэтому он превращается в убийцу для горожан и окружающей среды.

Лучшее решение

Число автомобилей в городах растет, песок и соль наносят однозначный вред, выходом из ситуации видится применение современных реагентов. Их не сдувает ветром, они эффективно плавят лед и снег, требуется реагента значительно меньше, чем песка и соли. В этом году реагент, имеющий сертификат экологической безопасности лаборатории Росприроднадзора, применяется в Омске на проспекте Карла Маркса, Красном Пути и части проспекта Мира. Остальные улицы убирают по старинке, применяя пескосоляную смесь.

ГИБДД отмечает, что по сравнению с прошлой зимой, когда реагент не применялся, снизилось число ДТП (444 против 531). Снижается число погибших и травмированных. Если прошлой зимой на дорогах Омска погибло 20 человек, то нынешней — всего пять. В период с 1 декабря 2018 года по 28 февраля 2019 года в местах 350 аварий были выявлены неудовлетворительные дорожные условия — накат, стекловидный лед, талый и рыхлый снег. Нынешней зимой таких ДТП на 40 меньше.

В состав реагента, который выборочно применяют на улицах города вместо пескосоляной смеси, входят вещества, рекомендованные экспертами для снижения вреда технической соли. Среди компонентов — биоразлагаемая соль формиат натрия. При использовании она распадается на воду и углекислый газ, не накапливаясь в грунте. Эффект должны заметить и автомобилисты: их машины будут меньше подвержены коррозии.

Современные реагенты применяются не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в 50 городах по всей стране. При их создании использовались прогрессивные наработки российских и иностранных ученых. Омск теперь тоже входит в число передовых территорий, куда пришел тренд на применение актуальных технологий уборки улиц.

"