Posted 25 января 2022, 05:34
Published 25 января 2022, 05:34
Modified 19 августа, 22:00
Updated 19 августа, 22:00
Вознамерились
Первые сигналы о намерении «Омскгоргаза» и «Омскгазсети» подать на самобанкротство появились перед Новым годом. Так, 28 декабря 2021 года на «Федресурсе» было опубликовано уведомление за подписью генерального директора АО «Омскгоргаз» Любови Моисеенко.
В качестве кредиторов в уведомлении указаны Генеральная прокуратура Российской Федерации, поскольку сервис не может указать публично-правовое образование — РФ, и ПАО «Промсвязьбанк».
Через два дня, 30 декабря 2021 года, о намерении самообанротиться заявили и в ООО «Омскгазсеть». Сообщение подписано директором компании Оксаной Вороновой.
Отметим, что в данном случае, кредитор тут в единственном лице: Генпрокуратура РФ.
Кабала на миллиарды
Через две с небольшим неделе намерения «Омскгоргаза» и «Омскгазсети» воплотились в жизнь: в один день, 17 января 2022 года, в Арбитражный суд Омской области поступили исковые заявления «О признании должника банкротом». При этом если у поставщиков сумма исковых требований составляет свыше 2.53 млрд рублей, то у сетевиков она чуть ниже: более 2.29 млрд рублей.
В ответе на запрос Города55, генеральный директор в «Омскгоргаз» Любовь Моисееенко сообщила, что на решение запустить процедуру банкротства компанию толкнул иск от «Промсвязьбанка» о солидарном взыскании 377.9 млн рублей и вступившее в законную силу решение Тверского районного суда города Москвы по иску заместителя Генерального прокурора РФ Анатолия Разинкина об обращении в доход государства свыше 2.27 млрд рублей. Одним из соответчиков по этому делу стал «Омскгоргаз».
Что касается «Омскгазсети», то она тоже фигурировала в претензиях Генпрокуратуры и, как сообщалось выше, отразила эти долги в сообщении о намерении обанкротиться. Однако, как выяснил Город55, общество значится ответчиком и по судебной тяжбе «Промсвязьбанка» на те самые более 377.7 млн рублей.
Помимо «Омскгоргаза» и «Омскгазсети» соответчиками по этому иску также выступают АО «Офис-Центр» и ООО «Омскводпром-сервис».
Дебет с кредитом
Собственно, из-за отсутствия у «Омскагазсети» информации о претензиях со стороны «Промсвязьбанка» и возникают вопросы к сумме исковых требований в заявлении о банкротстве: откуда появилась цифра 2.29 млрд рублей?
По тяжбе с банкирами «Омскгазсеть» является соответчиком, и в случае проигрыша будет платить по долгам солидарно, то есть не всю сумму, присужденную судом. Да и в иске Генпрокуратуры общество фигурирует в компании с экс-депутатом Госдумы Андреем Голушко, бывшим депутатом омского Заксобрания Сергеем Калининым, Константином Марченко, который некогда руководил омской РЭК, а также с АО «Омскгоргаз» и ООО «Омскриэлт». Опять же получается солидарная ответственность.
По тем же причинам не бьются и долги «Омскгоргаза» на более чем 2.53 млрд рублей. По претензиям Гепрокуратуры компания будет платить наравне с другими ответчиками, то же самое их ждет и в случае удовлетворения требований «Промсвязьбанка».
В общем, причины такого расхождения в цифрах пока до конца не понятны.
Откуда ветер дует
Общие кредиторы в банкротных делах «Омскгоргаза» и «Омскгазсети» оказались совсем не случайно.
На данном этапе «Омскгоргаз» — это крупнейший поставщик сжиженного газа в Омской области. По самым скромным подсчетам, он занимает порядка 85% регионального рынка.
Голубое топливо для потребителей траспортируется по сетям, которые фактически принадлежат «Омскгазсети».
Обе эти компании аффилированы с бывшим депутатом и сенатором Андреем Голушко, а также с его давним бизнес-партнером Сергеем Калининым. В свое время именно Голушко выкупил 27.6% акций у мэрии Омска, а затем еще 21.4% у правительства Омской области. Как итог, «Омскгоргаз» долгое время являлся, пожалуй, главным активом ХК «Акция», которой в равных долях владели Голушко и Калинин (после ареста его доля перешла к супруге Екатерине Талызиной).
Собственно, после возбуждения уголовного производства по так называемому «газовому делу» в отношении Сергея Калинина и других, в числе которых и Константин Марченко, начались проверки со стороны фискальных и надзорных органов доходов, расходов и имущества Голушко, Калинина, Марченко и подконтрольных юридических лиц. Итогом этих мероприятий и стал иск от Генеральной прокуратуры.
Напомним, по версии следствия, Сергей Калинин создал ОПГ и организовал аферу с тарифами по транспортировке газа для населения, ущерб по которой составил порядка 1.4 млрд рублей. Участниками этой аферы в уголовном деле в числе прочих значатся «Омскгоргаз» и Омскгазсеть». Подробнее об этом Город55 рассказывал здесь.
Суд да дело
Иск от Генпрокуратуры к Андрею Голушко, Сергею Калинину и Константину Марченко, а также «Омскгоргазу», «Омскгазсети» и «Омскриэлту» поступил в Тверской районный суд города Москвы 5 ноября 2020 года. Уже 9 ноября в качестве обеспечительной меры по делу судья наложил арест на некое имущество и активы Голушко, Калинина и Марченко, а также ООО «Омскгазсети», «Омскгоргаза», «Омскриэлта», «Холдинговой компаним «Акция», «Бауинвеструса», «Сибагрохолдинга», «Милкома», выпускающего молочную продукцию под брендом «Лужайкино», и «Торгового дома «Милком».
Однако в последующем суд пошел на некие уступки и, например, снял обеспечительные меры по заявлению «Омскгоргаза» более чем на 112,6 млн рублей, а затем на свыше 94,5 млн рублей ежемесячно. Эти средства предназначались на текущую финансово-хозяйственную деятельность предприятия и на выплату заработной платы работникам.
Что касается самого иска, то он был удовлетворен в полном объеме 16 марта 2021 года и у Голушко, Калинина и Марченко появился долг перед государством на 2 млрд 272 млн 361 тыс. 715 рублей и 67 копеек. Эту сумму вместе с ними разделили «Омскгоргаз», «Омскгазсеть» и «Омскриэлт».
Затем последовали многочисленные апелляции, главная из которых не была удовлетворена 17 декабря 2021 года: коллегия судей оставила решение первой инстанции неизменной, и оно вступило в законную силу. Однако сейчас Голушко и другие участники процесса обратились с жалобой в кассационный суд. Город55 попытался получить комментарий на этот счет у адвоката, представляющего интересы экс-депутата Госдумы в суде, но тот комментировать ситуацию не стал.
Кредит, проценты и поручители
Что касается претензий ПАО «Промсвязьбанк», то из доступных на данный момент документов омского арбитража, с которыми ознакомился Город55, следует, что само заявление поступило в суд еще 21 января 2021 года, а было принято к производству 29 января.
Как значится в материалах дела, банк требует взыскать солидарно с «Омскгоргаза», «Омскгазсети», «Офис-Центра» и «Омскводпрос-сервиса» свыше 377.9 млн рублей. По всей видимости, это долг по возобновляемой кредитной линии, которая была открыта еще в октябре 2017 года.
Отметим, что в рамках разбирательства по этому делу «Омскгазсеть» заявляло встречный иск о признании недействительными договоров поручения, но заявление было возвращено.
Претензии к банку есть и у «Омскгоргаза». В частности, в своем иске они заявили, что по первому договору им в одностороннем порядке подняли процентную ставку от 13.88% в 2019 до 21.88% в конце 2020 года. По второму — с 13.61% в 2019 до 21.61% в 2020 году.
Сейчас эта встречная претензия принята судом к рассмотрению.
Что дальше?
Пожалуй, главный вопрос, который сейчас интересует многих, что будет, если суд все же введет конкурсное производство в «Омскгоргазе» и «Омскгазсети». Что ждать потребителям, придется ли им столкнуться с отключение газа? С этим вопросами Город55 обратился к экспертам: профессору кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ Олегу Рою и депутату Омского городского Совета, руководителю Омского союза предпринимателей Алексею Провозину.
«Вся ситуация с этими компаниями, конечно, выглядит тревожно, но, учитывая стратегическое значение отрасли, я уверен, что этот вопрос находятся на личном контроле у губернатора и федеральных ведомств. Ведь вопрос с поставками газа, это не только еду приготовить, но и отопление жилого фонда, а также социально значимых объектов. Потому будет сделано все возможное, что бы в экономическом плане ни для города, ни для области не наступило серьезных последствий», — уверен Алексей Провозин.
Однако, по мнению депутата, избежать некой чехарды в случае открытия конкурсного производства, скорее всего, не удастся.
«Уверен, что никто не допустит отключения потребителей всех уровней от газоснабжения на длительное время. Хотя, если банкротство все же состоится, я могу предположить, что во время переходного периода возможны некие перебои с поставками газа. Ведь во время банкротных дел всегда хромает организационная структура внутри компаний. Потому не исключено, что по недосмотру или путанице, к примеру, где-то не вовремя будет заправлен газгольдер — водитель газовоза не туда поедет, диспетчер что-то напутает, или еще что-то. Но с точки зрения безопасности миллионного города даже и таких мелочей не должно быть, и вот за этим, по моему мнению, будут пристально следить городские и областные властные структуры. По поводу сменщика этих компаний — он не заставит себя долго ждать, но не в этом суть, главное, чтобы не пострадали люди», — считает Провозин.
Про перебои с поставками газа упомянул и профессор Олег Рой, который сравнил грядущее банкротство «Омскограза» и «Омскгазсети» с эпопеей «Омскводоканала».
«Опасность для города и области в банкротстве „Омскгоргаза“ и „Омскагазсети“ есть, и это факт. и тут можно вспомнить печальный опыт с „Омскводоканалом“, когда город потерял всякое управление над компанией и потом пришлось все возвращать. Тогда получилось, но с большими издержками. Вообще, на мой взгляд, и по неформальным правилам такие компании должны находиться в собственности города», — считает Олег Рой.
По мнению экономиста и социолога, в случае банкротства все имущество этих компаний моментально подхватят.
«Уверен на сто процентов, что заберут сразу. Это достаточно выгодный и прибыльный актив. Если свое время даже убыточный „Омскэлектро“ подхватили, то тут и подавно, поскольку и „Омскгоргаз“ и „Омскгазсеть“ — это гораздо лакомый кусок. Тем более, что углеводороды, особенно газ, дорожает день за днем. Акции газовых компаний растут», — сообщил Рой.
Избежать проблем с поставками газа для потребителей, по мнению эксперта, не удастся.
«Проблемы с газоснабжением в случае банкротства будут. Тем более, что у нас нет синхронности по решению установления стоимости газа, и по порядку принятия таких решений. Веерные отключения будут, но, судя по тому как резко власти отреагировали на них в конце прошлого года, следует ожидать куда более оперативного вмешательства. Если его не произойдет, то большой минус будет как для нового мэра, так и для губернатора. Но опасность и риск таких ситуаций есть», — полагает профессор Рой.
При этом, уверен Олег Рой, покупателю нужно изначально понимать, что у компаний огромные долги.
«Покупатель изначально будет знать, что ему придется мириться с немалыми долгами, и он пойдет на этот шаг сознательно. Однако, возможно, что после покупки всех активов будет произведена реструктуризация всех задолженностей. Одно ясно, что ни город, ни область эти долги гасить не будут», — сообщил Городу55 Олег Рой.
Между тем, по мнению экономиста, имущество «Омскгоргаза» и «Омскгазсети» дробиться не будет.
«Имущественный комплекс этих компаний и сфера их деятельности это одно из приоритетных направлений в развитии региона. Потому я уверен, что в случае банкротства дробить активы не будут: на торги пойдут цельные и единые лоты», — заявил Рой.
Отметим, что суд пока что не принял иски о самобанкростве обеих компаний к рассмотрению, но Город55 и дальше будет следить за развитием событий. Мало того, представители власти и омского бизнеса на условиях анонимности уже называют тех, кто может стать преемником имущества «Омскгоргаза» и «Омскгазети». Но остается вопрос, как все эти пертурбации скажутся на тарифе для населения.