Posted 24 сентября 2019,, 11:22

Published 24 сентября 2019,, 11:22

Modified 23 февраля 2022,, 13:35

Updated 23 февраля 2022,, 13:35

Экологическая неэффективность: как в Омске борются за снижение выбросов

24 сентября 2019, 11:22
Каким образом предприятия, отказавшиеся от соглашения с Минприроды, намерены выполнять план по снижению выбросов на 20% и почему контролирующие ведомства не могут договориться о самых принципиальных вещах — Город55 разбирается в экологических противоречиях.

В 2018 году Омск попал в список 12 городов с плохой экологией, а следом — в президентский указ о снижении совокупного количества выбросов на 20% к 2024 году. Эта задача указана в федеральном проекте «Чистый воздух», в рамках которого в Омске разработали местный комплексный план по дальнейшему пресечению загрязнений. Сейчас выбросы составляют около 250 тыс. тонн в год. Их планируют уменьшить на 52.5 тыс. тонн. На это компании потратят 109.3 млрд рублей, федерация — 6.8 млрд и область — 400 млн.

Параллельно правительство Омской области предложило крупнейшим компаниям региона заключить дополнительные соглашения о взаимодействии, которые носят добровольный характер. В том числе они предполагают допуск региональных надзорных органов на территорию предприятий для проведения проверок. Ранее мы уже сообщали, что соглашения подписали только 26 промышленных предприятий. Еще 21 компания отказалась от экологического партнерства с минприроды. В итоге как мотивы их отказа, так и детали их планов по снижению загрязнений остались неизвестны.

Между тем среди ведомств тоже нет единства представлений о том, как контролировать ситуацию с выбросами. Жители города постоянно жалуются на химические запахи в воздухе, но установить конкретных виновников удалось лишь в двух случаях (нашумевшие «ХимПром» и «Астра»). Несмотря на непрерывный мониторинг выбросов, данные о них должны пройти несколько инстанций, прежде чем последует официальная реакция. Эффективной обратной связи у правительства и надзорных органов нет, что признают и сами чиновники. Например, в разработанном минприроды регламенте межведомственного взаимодействия прописали, как оперативно действовать при выявлении высокого загрязнения воздуха, однако департамент Росприроднадзора по СФО отказался его подписать — без объяснения причин. В результате каждое ведомство само за себя, а за общую картину не отвечает никто. И даже при фиксации повышенных загрязнений одним из инструментов мониторинга нет гарантий, что факт этого будет официально доказан.

Ранее мы уже публиковали полную карту загрязнителей воздуха в Омске. В ближайшее время редакция Города55 подготовит два спецпроекта: о том, как экологические «отказники» намерены сокращать выбросы до 2024 года и что мешает ведомствам наладить согласованный контроль.

"