Зона отчуждения: как строительство ж/д моста в Омске перевернуло жизнь округи

Зона отчуждения: как строительство ж/д моста в Омске перевернуло жизнь округи

23 октября 2019, 11:56ОбществоPhoto: "Город55"
Строительство еще не началось, но люди уже ощутили перемены. Кто-то улучшил жилищные условия, променяв бараки на новостройки за солидные компенсации, кто-то до последнего сопротивлялся. Так или иначе, сейчас вокруг будущей стройки появилась зона отчуждения, состоящая из заброшенных и разграбленных дач.

В Омске на перегоне между станциями Московка и Комбинатская собираются построить новый железнодорожный мост через Омь, который заменит старый 1955 года постройки. Новое сооружение будет находиться в 50 метрах от нынешнего и обойдется компании «РЖД» в 1.8 млрд рублей.

Предназначение у моста не изменится: по нему будут перегонять грузовые составы, в том числе для транспортировки нефтепродуктов с ОНПЗ, — увеличится только грузоподъемность конструкции. Возвести мост должны до февраля 2022 года. Первый этап работ начнется уже этой осенью и, как выяснилось, потребует некоторых жертв: в зоне строительства вырубят больше тысячи деревьев, а также снесут около 200 дач и несколько жилых домов. При этом в РЖД сообщили, что все эти действия согласованы с властями, садовые участки и «11 квартир барачного типа» выкуплены в собственность компании, а вырубки Омску компенсируют.

Старый мост через Омь все еще действует. Его разберут лишь после строительства нового, который появится в 50 метрах.
Photo:"Город55"

Город55 решил посмотреть, как строительные планы повлияли на жизнь округи. История оказалась не из разряда тех, когда жители сообща поднимаются на защиту своих земель, — здесь большинство было радо денежным компенсациям. Дачи в этой местности весной нередко затапливает, поэтому многие были не прочь поменять участки. Хотя, по словам соседей, которых это не коснулось, поначалу некоторые возмущались. О строительстве моста тут слышали еще с 2013 года, переговоры о продаже шли два-три года. Земли давно выкупили, но люди уже начали сомневаться, что мост действительно будут делать.

А вот жители попавших под снос «барачных» домов без возражений променяли удобства на улице на благоустроенные квартиры в новостройках в соседнем Амуре.

Взамен этих бараков жильцы купили квартиры в новостройках. За такое жилье выплачивали по 3 млн.
Photo:"Город55"

К слову, постоянных жителей здесь было немного. Ближайшая к мосту обитаемая зона — окраина улицы 1-й Учхозной, где расположены конечная остановка транспорта и несколько производственных строений. Тут же находятся четыре одноэтажных двухквартирных дома, три из которых пойдут под снос. Они давно заброшены, частью разобраны и утопают в горах строительного мусора. Рядом постройка — возможно, раньше такой же жилой дом — разрушена до основания, от нее уцелел лишь кусок стены с оконным проемом.

Photo:"Город55"

«Весной-летом уже здесь никто не жил. Вообще разговоры ходили год-два, что будут участки сносить, потом приезжал представитель [РЖД]. Все получили суммы в зависимости от состояния дома, кто-то купил квартиры в других местах, кто-то остался здесь в поселке, потому что не хотят уезжать. За какой-то [дачный] участок отдали 500 тысяч рублей, за какой-то — 600 тысяч, за эти квартиры, как я слышала, — 3 млн. Люди купили себе однокомнатную квартиру и еще дачу в другом месте», — рассказала пожилая дачница, чей участок не попадает под снос.

Неожиданно нам удалось встретить бывшего хозяина одной из заброшенных квартир. Мужчина подъехал к ней на машине — по его словам, просто посмотреть, что там осталось из вещей. Он говорит, что с переговорами о продаже к ним приходили еще три года назад, а уже год семья живет в новостройке в Амуре-2 и весьма довольна стечением обстоятельств.

«У меня был частный дом, все удобства на улице. Сейчас купил двухкомнатную квартиру. Конечно, все устраивает», — заявил он.

При этом с дачами все обстояло немного сложнее. Дачница говорит, что соседи сначала возмущались, хотя потом согласились с предложенными условиями. С весны люди уже окончательно покинули «сады», и возвращаться им запретили. Дело в том, что здесь возникла проблема с мародерством.

«Предупреждали, чтобы не было мародерства, чтобы никто из дачников туда не ходил, ничего не снимал, не разбирал — хозяин уже железная дорога», — рассказывает женщина.

Тем не менее охотники разнести пустые дачи на материалы находились. По словам двух парней, работающих на установке колодцев, одну «полосу» выкупленных садовых участков в СНТ «Березка» снесли уже в прошлом году, потому что брошенные дома начали ломать — то ли бывшие хозяева, то ли соседи.

Дачи еще сохраняют признаки былой жизни.
Photo:"Город55"

Нашлись и те, кто пострадал от грядущей стройки. Это владельцы нелегально построенных дач. Мужчина рассказал Городу55, что его семья пользовалась участком, пока руководство СНТ не стало требовать правоустанавливающих документов. Перед строительством там запустили инвентаризацию, и нелегалы вынуждены были просто бросить дачу. Впрочем, омич не сильно расстроен по этому поводу.

Садовые участки попадают под снос полосами — крайними аллеями пяти садоводческих товариществ, примыкающих к линии железной дороги. Это СНТ «Трикотажник», «Энергетик-5», «Энергетик-5/2», «Березка» и «Дзержинец».

Близость будущей строительной площадки четко проявляется по мере продвижения вглубь садоводчеств. В основном массиве не заметно никаких признаков изменений: ухоженные дома, еще частично не убранные грядки с капустой, иногда появляются редкие осенние дачники. Однако на подходе к крайним аллеям картина меняется на глазах. Здесь начинаются «зоны отчуждения»: порушенные заборы, полуразобранные постройки, заросшие пустыри, которые раньше служили огородами. Вокруг ни души — очевидно, люди не появлялись тут уже давно. Зато видны следы мародеров. Сталкерской «романтики» этим видам добавляет колючая проволока, которой защищались от воров бывшие хозяева.

Photo:"Город55"

Кое-где заметны признаки былого «гражданского сопротивления». На одной из покинутых дач висит старое объявление: «Внимание! Троценко продает наши земли. Кто против продажи, подпишитесь в подписных листах». Кто такой Троценко и много ли людей выступало против, выяснить уже невозможно, но эта «война» явно проиграна.

Такие зоны запустения протянулись по краям всех пяти садоводчеств. Причем никакой охраны там сейчас, по-видимому, нет. Близость цивилизации выдают лишь сигналы регулировщиков на мосту, которые объявляют о приближении поездов. Старый мост, кстати, будет функционировать вплоть до постройки нового, прерывать движение по нему не станут ни на день. А уже после его разберут.

При этом среди дачников ходят слухи, что по новому мосту запустят пассажирские электропоезда, а на месте снесенных участков сделают платформу. Якобы об этом рассказывали людям, чтобы получить согласие на продажу. Сейчас уже трудно понять, действительно ли их сознательно вводили в заблуждение или кто-то из местных что-то перепутал, однако некоторые всерьез ждут появления под боком электрички, которой, разумеется, не будет: единственный путь, как и сейчас, будет предназначен только для грузовых составов. Пассажирских поездов в проекте нет.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter