Posted 23 мая 2019,, 04:26

Published 23 мая 2019,, 04:26

Modified 23 февраля 2022,, 13:01

Updated 23 февраля 2022,, 13:01

Кукловоды и марионетки. Против кого на самом деле митинговали в «Омсктехуглероде»

23 мая 2019, 04:26
Работники выступали против предполагаемой медиаатаки на завод техуглерода, проводником которой, по мнению руководства (а за ним и сотрудников) является блогер Орис Брут. Поскольку тема экологии в Омске чрезвычайно политизирована, Город55 отправил на место событий корреспондента, отвечающего за социальный блок.

Конфликт между блогером и руководством «Омсктехуглерода» длится с марта 2018 года: Владимир Лифантьев (Орис Брут), специализирующийся на экологических темах, опубликовал видео с небольшим расследованием о загрязнении окружающей среды «Фабрика облаков сажи». Основная претензия к заводу — недостаточно жесткие экологические стандарты при выбросах в атмосферу. Приводились кадры черного снега вокруг завода и потемневшей от сажи рыжей собаки. Руководство встало на защиту предприятия, обвинив автора в дезинформации по заказу неких интересантов. Он сам объявлялся «марионеткой», целая серия публикаций была посвящена «разоблачению» стоящих за блогером бенефициаров (среди них фигурировали известные политики и главы омских «кланов»). Лифантьев публиковал ответы на сайте BK55, однако конструктивного диалога на публичных площадках не получилось — отчасти он перекочевал в суды. Глава холдинга Валерий Каплунат подал к редакции иски о защите репутации, ответчиками в которых выступали блогер и владелец ИД «Триэс» Сергей Сусликов, но проиграл.

«Очную ставку» устроили спустя больше года. На днях совет трудового коллектива предприятия объявил митинг против «лжи СМИ», главным героем которого стал блогер. На собрание в своеобразной форме он был приглашен лично.

Город55 решил дистанцироваться от политической нагрузки мероприятия и рассмотреть его исключительно как социальное явление — поэтому освещал митинг корреспондент, специализирующийся на социальных темах.

Митинг прошел 22 мая возле головного офиса «Омск Карбон Групп» на улице Барабинской. У предприятия собрались не меньше двух сотен человек. Актив развернул плакаты «Хотим работать на заводе, а не на оптовке», «Атаки на „Омсктехуглерод“ — палки в колеса нацпроекта», «Задачи президента выполним» и подвинулся с ними в первые ряды. Однако люди в гуще толпы оказались не так хорошо информированы о целях мероприятия. Они убеждены, что нужно защищать завод, но от кого именно — затруднились ответить. Как выяснилось, скандальный ролик смотрели немногие, имя блогера мало кто знает. Люди пришли из солидарности, из страха потерять рабочие места (основные тезисы в риторике предприятия — ложные публикации в СМИ ставят под угрозу существование самого завода, его пытаются «отжать» с помощью медиашантажа, коллектив останется на улице). Само содержание «нападок» людей интересует меньше.

«Я сформулировать четко не смогу. Я пришла защищать свое предприятие, я хочу, чтобы оно существовало. [От кого защищать?] Я не против кого-то, я просто за то, чтобы предприятие жило, у меня была работа и зарплата. [Вы знаете конкретный повод митинга, следили за конфликтом?] Это не моя позиция, я не знаю», — рассказала одна из участниц.

Другие упирали на то, что завод несправедливо обвиняют в экологических проблемах города, тогда как на остальные предприятия якобы не обращают внимания. Из этого рабочие с подачи руководства делают вывод о спланированной атаке.

По словам участников, многие пришли добровольно — при этом ради митинга их в разгар дня отпустили с работы.

«Тот, кто участвует в непрерывном процессе производства, находится на работе, кто может покинуть свои места на пару часов, те пришли. Те, кто не в смене сегодня, тоже пришли», — заявила работница.

«Сказали, что будет митинг, собрали всех. Но, в принципе, никто не заставляет, я могу в любой момент уйти», — объяснил другой сотрудник.

Однако были и те, кто не разделял пафоса коллег. Один парень заявил, что ему «стыдно держать плакат» (по ходу мероприятия его держал другой человек).

Основным спикером стал председатель совета директоров «Омсктехуглерода» Валерий Каплунат. Речь его сводилась к разоблачению неназванных врагов: успешное предприятие, которое «старше советской власти», с помощью медиашантажа пытаются склонить к выплате криминальной ренты. По его словам, такую ренту платил «Мостовик» и пал жертвой. То же сейчас происходит с «Ошей». За информационной атакой стоят «кукловоды» из «мафиозно-криминальных кругов» и их «марионетки», а региональная власть бездействует. Был брошен прямой вызов губернатору: не поддерживать завод — значит, противодействовать курсу президента.

«Мы тоже почувствовали систему двойных стандартов, которую применяет наша власть. Принцип такой: „это не наше дело, разбирайтесь сами, есть суды“. А кто будет выполнять национальные проекты России? Никто не помешает нам. А тех, кто противодействует нам в целях выплаты криминальной ренты, мы накажем через закон. И власть не сможет умыть руки, мы заставим ее реагировать. Они противодействуют курсу президента, если препятствуют развитию точек роста. Мы точка роста. Горе той власти, которая не способна взять в управление эти процессы. Предыдущий губернатор и был снят за эту, мягко скажем, импотенцию», — заявил Каплунат с трибуны.

За ним в том же духе выступали другие руководители и рядовые сотрудники. Слесари и инженеры с выражением читали по бумажке тезисы о криминальной ренте. По видеосвязи включились коллективы сотрудников предприятий холдинга из Волгограда и Могилева (где строительство завода оказалось под угрозой из-за протестов населения).

«Странно, что ваш губернатор не вмешивается, в отличие от нашей региональной власти. Врагам надо дать по зубам! [Хором:] Омичи, Волгоград с вами», — звучало с экрана.

Наконец по регламенту подошла очередь держать ответ тем самым врагам — в лице блогера Лифантьева. Встретили его под «уканье» первых рядов. Он попытался снизить накал конспирологических теорий, вернувшись к теме экологии, о которой в пылу речей почти забыли.

«Был исторический период, когда Полежаев пытался отжать завод. Но сейчас уже другое время. Вы говорили про выполнение поставленных президентом программ. А что, поднятие промышленности — единственная задача? Разве Омск не вошел в десятку самых загрязненных городов? Разве „Омсктехуглерод“ не входит в четверку предприятий по количеству валового выброса в регионе? Все, что я здесь услышал, — будто я самое главное зло. Ну ладно, марионетка самого главного зла. Вот я еще две статьи напишу — и все, трындец заводу», — говорил блогер.

После этого слово снова взял Каплунат — но уже на более дружественной ноте. Он фактически объявил перемирие, пригласив блогера на экскурсию по заводу.

«Он проявил мужество, придя на митинг. Честно скажу, я не ожидал. Я не стал бы его писать в противники. Если так, как он говорит, — ну и не было бы тогда конфликта. Но драматизм в том, что, очевидно, его материалы каким-то образом используются», — заявил Куплунат, добавив, что вовсе не воюет с «независимыми СМИ».

Заявлялось, что завод много раз проверялся надзорными органами, превышение ПДК никогда не фиксировалось, а теперь предприятие ради работы с иностранными партнерами внедряет такие стандарты, каких в России еще нет.

«Но мы же понимаем, что идти на завод надо не тогда, когда на него приглашают», — прокомментировал Лифантьев Городу55 «джентльменское» приглашение Каплуната.

Затем митинг продолжился по регламенту — с заготовленными гневными речами сотрудников, хотя в основном конфликте уже была поставлена точка. Внимание публики понемногу рассеялось, как и накал. Оставшиеся у сцены активисты проголосовали за резолюцию с обозначенными тезисами. Впрочем, осталось непонятным (в том числе самим рабочим), от кого они так дружно защитили завод. Претензии к блогеру как «марионетке» мафии, надо полагать, сняты — но тогда борьба без главного героя выглядит уж очень абстрактной.

"