Posted 23 марта 2020,, 05:00

Published 23 марта 2020,, 05:00

Modified 4 августа 2022,, 20:56

Updated 4 августа 2022,, 20:56

«Я вообще розеток боюсь». Откровения омского электрика-мошенника

23 марта 2020, 05:00
Город55 узнал, что мошенники, ранее продававшие газовые датчики по завышенным ценам, вывели на рынок новый прибор, а сами быстро переквалифицировались в электриков.

Историй о том, как псевдогазовики ввели в заблуждение пенсионера и продали ему за баснословную сумму прибор, красная цена которого 1 тыс рублей, полно в каждом регионе. В Омске до сих пор появляются сообщения о людях, которые ходят по домам в одежде сотрудников газовой службы и пытаются всучить жильцам какие-то устройства. Но собеседник Города55 уверяет, что организации, занимающиеся такой около криминальной деятельностью, уже перепрофилируются. Люди перестают доверять газовикам, и сейчас мошенники решили вывести на рынок новый прибор, а сами быстро переквалифицировались в электриков. Согласно уговору, интервью публикуется на условиях анонимности.

- Андрей (имя изменено – прим. ред.), помнится, когда я готовил о тебе первую публикацию, ты уверял, что собираешься увольняться. Дескать, совесть замучила…

- И ты мне поверил?

- Я тебе тогда сразу сказал, что не верю.

- И правильно. Кто же сможет отказаться от таких денег? Смотри (достаёт телефон и запускает мобильный банк), мои расходы в январе – 386 тысяч, в феврале – 756, в марте – уже 567. Где я, человек без образования, смогу ещё столько в месяц зарабатывать?

- А не лучше ли быть бедным, но честным?

- С таким подходом далеко не уедешь. Но мы ведь встретились не для того, чтобы философствовать. Ты просил рассказать о том, чем я сейчас занимаюсь. Я готов. Всё равно мы в Омск заходить с этой темой не планируем.

- То есть омичи могут спать спокойно?

- Не факт (улыбается). Сейчас у руководства позиция такая. Но кто знает, что будет через несколько месяцев.

- С чего сейчас начинается твоя, с позволения сказать, работа?

- Всё так же, как и раньше с газовыми датчиками. Я приезжаю в какой-то город и отдаю в полицию комплект документов, а также уведомляю администрацию, иногда энергосбыт, о том, что буду ходить по квартирам и предлагать к продаже реле. Что за документы отдаю - сам толком не знаю. Знаю, что надо их отдать, и все. Власти потом вроде пробивают, что у нас все официально и с юридической точки зрения наша деятельность законна. В офисе у нас стоит кассовый аппарат. Правда, мы продаем по 100 реле, а через кассу проходит 10.

- Реле? Это то, что пришло на смену газовым датчикам?

- Да. Руководство поняло, что с этим газом мы народу порядком надоели. Вот и стали выводить на рынок новый прибор. Продаем по цене раз в 10 выше, чем он стоит на самом деле.

- Вы проходили какое-то переобучение с газовиков на электриков?

- Да мы и на газовиков-то не особо учились. Сейчас суть-то осталась та же. Поменялось только устройство и спич – легенда, которую мы рассказываем людям. Продаваемый прибор называется стабилизатор напряжения. Включил в него чайник, холодильник, телевизор, при скачке напряжения прибор сгорит, но бытовая техника останется целой. Вроде так он работает, я сам толком не знаю…

- Не знаешь? Ты же людям объясняешь, как он работать должен!

- Да я вообще, если честно, электричества и розеток боюсь. Но при этом у меня есть документ, согласно которому я имею допуск к работе с напряжением до 1000 вольт. У нас многим такой выдали. Там даже есть штамп, что мы какую-то аттестацию прошли. Хотя, разумеется, ничего такого не было.

- И как изменилась легенда, обработка потенциальной жертвы?

- Я стучусь в квартиру и спрашиваю, был ли вчера скачок напряжения. Человек, разумеется, отвечает, что не было. «Повезло вам, - говорю, - вчера по району был, у людей куча бытовой техники погорела». Человек в ужасе. На этой волне я предлагаю ему проверить напряжение в розетке. В старых напряжение примерно 237-240 вольт. До 250 считается нормой. Но мы говорим, что напряжение завышено, людей же приучили, что норма - это 220 вольт. Я показываю мультиметр, на котором, разумеется, горит не 220, и говорю, что при 240 техника может сгореть, а при 252 проводка вообще начнет плавиться. В общем, рисую страшную картинку, вплетая в разговор информацию о недавних страшных пожарах, случившихся из-за короткого замыкания. Затем говорю клиенту: «У вас реле стоит с прошлого года, поэтому, видимо, ничего не сгорело». Он спрашивает: «Что за реле?». Далее – как с газовым датчиком. Я достаю устройство, и объясняю, что в прошлом году всех в доме хотели заставить проводку менять, но потом поняли, что это будет стоить 200-300 тысяч с квартиры. Решили в итоге установить реле контроля напряжения – они дешевле. В прошлом году устройства стоили 28 тысяч, в этом году цена не изменилась, но появились льготные программы – теперь их можно приобрести за 7000 тысяч. Потом пара психологических приемов и все – человек купил прибор.

- Только один?

- Я по два стараюсь продать. Но у нас в организации люди умудрялись и по 15 штук в одну квартиру продавать (улыбается).

- А если человек поймет, что его одурачили, и вызовет полицию?

- И что? Ну посижу я три часа у них. Уже не один раз забирали. Документы проверят и отпустят. Я ж говорю – с юридической точки зрения у нас все законно. Поди потом и докажи, что тебя обманули.

- Ну а синяки тебе люди в порыве праведного гнева не оставляли?

- Нет, до драки дело пока не доходило.

- Ты говорил, что в Омск с этими реле ваша компания пока заходить не планирует. Ну а в каких городах вы сейчас работаете?

- Хабаровск, Новгород, Москва (ее немного сейчас прикрыли), Новосибирск, Ростов, Белгород и недавно парни еще с Крыма приехали.

- Не могу не спросить про ситуацию с коронавирусом. Люди сейчас не боятся запускать к себе в квартиры тебя и твоих коллег?

- У меня таких ситуаций не было. В чате коллеги тоже не писали ничего такого.

- Что еще помимо реле и газовых датчиков сейчас продают организации вашего профиля?

- Ну я знаю еще ребят, которые сигнализациями занимаются, ставят в квартирах на окна и двери.

- Ты сам считаешь себя мошенником?

- Есть такое. Но я предлагаю датчики далеко не всем.

- То есть если ты увидишь, что бабушка живет бедно, то не станешь ее обрабатывать и пытаться продать прибор?

- Знаешь, есть бабушки, у которых кроме холодильника в доме ничего нет. А она открывает этот холодильник, и он полон денег. Ну, я утрирую, конечно, но я видел что-то подобное. А предлагаю не всем потому, что, если вижу – человек негативить начинает, то прощаюсь и ухожу.

- Бросать это все не планируешь?

- Планирую. Куплю еще одну квартиру и остановлюсь. Но не в Омске, конечно. Здесь я всегда проездом, а сам планирую в Москве осесть.

- В прошлый раз ты говорил то же самое.

- (собеседник промолчал в ответ)

В качестве оффтопа

Когда диктофон уже был выключен, собеседник рассказал очень интересную историю. Достоверность изложенных в ней фактов остается на его совести.

- Я как-то продал два датчика одной пенсионерке. Ей на вид лет 85 было. Жила одна, родственников не осталось. Она попросила меня прийти на следующий день. Я долго думал, надо ли. Ведь ей кто-то из соседей мог успеть рассказать, что за устройства я продал. Но почему-то пришёл. Она попросила помочь ей убраться в доме, поменять лампочки, ну и там ещё что-то по мелочи сделать. Я все сделал, денег за работу с неё никаких брать не хотел. Когда уже попрощался и собирался уходить, она взяла меня за руку и всучила какой-то конверт со словами: «Возьми, дорогой. Тебе это нужнее чем мне». Чтобы не обижать её, я согласился. Думал, пироги какие-то завернула, или ещё что. Сунул конверт в рюкзак, а, придя домой, положил его в холодильник.

Утром уехал отдыхать с друзьями. Вернулся только через три дня. Открыл холодильник и увидел этот конверт. Вспомнил, что даже не разворачивал его. А сделав это, я офигел. Там было полмиллиона рублей пятитысячными купюрами. Отойдя от шока, я поехал к этой бабушке. Нет, не потому, что счёл такой подарок ненормальным. Я просто боялся, что она в силу возраста могла забыть о том, как вручала его мне, и написать заявление в полицию. А мне такие проблемы не нужны. Но дверь мне никто не открыл. Я на следующий день уехал работать в другой город, и потом уже случайно узнал, что бабушка скончалась.