Posted 22 мая 2018,, 08:06

Published 22 мая 2018,, 08:06

Modified 1 апреля 2022,, 15:04

Updated 1 апреля 2022,, 15:04

Юренко: «Сначала страховщики максимально повысят цены на ОСАГО»

22 мая 2018, 08:06
Проиграют все.

С 31 августа в России изменится политика определения стоимости полисов ОСАГО. ЦБ получит право ежегодно определять базовый тариф, а также вводится понятие ценового коридора, когда страховщики на свое усмотрение будут определять цену для каждого клиента в пределах допустимых возможностей. О том, как это отразится на страховом рынке и потребителях, как работает рынок «Яндекс.Такси» и о деле преступной группы автомошенников в интервью ИА «Город55» рассказал директор филиала «Коместра-Авто» ПАО «Страховая компания «Южурал-АСКО» в Омской области, владелец ООО «Омская городская служба аварийных комиссаров» Юрий Юренко.

- Расскажи, пожалуйста, насколько в среднем подорожает полис ОСАГО? Кто из потребителей выиграет, кто проиграет?

- Не в среднем, а точно он подорожает на 20%. Вообще, суть изменения в том, что стоимость полиса не будет фиксированной, вводится «коридор цен». И сначала проиграют все. То есть страховщики повысят цены максимально, никто не будет церемониться. Но вскоре рынок сам себя отрегулирует. Пойдет борьба за клиента. Все, кто ездят без аварий – станут ценными клиентами. Они же только деньги приносят, выплат по ним нет, затраты только общие. Для них начнут делать скидки. Сначала небольшие, потом страховщики опустят ценник на те же 20%. Потом еще.

- А для тех, у кого на счету есть аварии?

- Для них ситуация ухудшится. За первую аварию будет введен коэффициент 1,55, за вторую и последующие аварии в год 2,45. То есть стоимость полиса будет умножена на 1,55, потом на 2,45 соответственно.

- А за третью, пятую?

- 2,45 – это максимум, после которого ты волен «биться» хоть каждый день. Но проблема в другом: такие клиенты никому не нужны. Страховщики уже сейчас от них отказываются, а потом автовладельцам будет еще сложнее получить страховку. В первую очередь крупным таксопаркам, тем же «Яндекс.Такси». Вот свежий пример, у предпринимателя 60 машин. Каждая пережила за год минимум 2 ДТП, совершенных по вине водителей данного парка, но было и по 3-4 аварии. Кто захочет иметь такого клиента, которому постоянно придется платить? Никто. К тому же средняя выплата по ОСАГО за 1 квартал текущего года составляет 64 000 руб.

Вот еще другой пример. У предпринимателя автопарк такси из 100 застрахованных автомобилей, 16 разбиты в первый же месяц работы.

- Как же они так работают? В смысле, где рентабельность?

- Покупают стразу 100 одинаковых автомобилей: модель, цвет. Они же не все одинаково бьются, одна в переднюю часть, другая в крыло и так далее. Из 10 разбитых собирают условно 3-5, красят (а краска сейчас сутки сохнет) и выпускают в линию чуть ли не через день. Основная проблема данного бизнеса в водителях.

- Сейчас «Яндекс.Такси» и минпром Омской области подписали соглашение о информационном сотрудничестве. Говорят, это позволит избежать на маршрутах появления нелегальных таксистов.

- Да их и не было. То есть их не было в таком количестве, чтобы говорить об этом на уровне регионального правительства. Это никакая не проблема, нет такой проблемы, что на омских машинах, как, например, в Москве, подавляющее большинство (или даже какая-то ощутимая часть) были бы нелегальными таксистами. Водители из районов Омской области, приехавшие в город на заработок, – это да.

- А ради чего тогда соглашение, просто PR?

- Не знаю. Я тебе говорю только о том, в чем разбираюсь.

- Хорошо, почему у нас такое количество аварий именно у «Яндекс.Такси»?

- Нехватка кадров. Я общался, например, с ребятами, у которых всего 10 машин и около 30 водителей. Ребята работают по 12 часов. Водители толковые. Зарабатывают 30-45 тысяч в месяц. Руководитель сначала находит работников, а под них покупает автомобиль. Но это редкий случай. Другое дело, когда у тебя 100 машин в лизинге. Работать должна буквально каждая. Круглосуточно. Иначе вложенные деньги очень сложно отбить. Приходится набирать людей «с улицы». Какой стаж вождения? 5 лет? Годится. Что, за 5 лет 5 аварий? Ясно, вы приняты. Набирают водителей с области, которые приезжают в Омск на заработки, ночуют чуть ли не в машинах, либо живут в съемной однокомнатной квартире по 5-7 человек. У них в среднем норма выручки 3500 рублей в сутки. Можешь себе представить, что такое сутки за рулем? Накапливается усталость. Отсюда и аварии.

- Если такая тяжелая работа, почему водители не уходят к местным брендам, «Юнис Лада», «Лидер Такси»? Вопрос заработка?

- Отчасти заработок, отчасти безопасность. У омских кампаний либо вообще не было приложения для телефона, либо они проспали вспышку и сделали приложение только сейчас. У наркомана нет сенсорного телефона (он его уже заложил в ломбард). У наркомана старый кнопочный телефон, и вызвать он может только «старое такси», позвонив по номеру, а не через приложение. Поэтому водители в «старое такси» не идут. Вопрос безопасности.

- Почему у других такси нет такого количества аварий? Что ни новость, то Яндекс.Такси.

- У Яндекса брендированные автомобили. Водители других парков, в том числе и Uber, ездят на своих авто и предпочитают не определяться как такси. Поэтому ДТП Яндекса очевидны, а у других нет. К тому же водители, работающие «по старинке», зачастую ездят на нераскрашенных автомобилях и к приезду ГАИ и комиссаров просто убирают шашечки и отпускают пассажиров, поэтому идентифицировать их как такси невозможно. Делают они еще так, потому что ОСАГО на такси стоит примерно в 2,5 раза дороже обычной страховки. Пример: для Киа Рио 107 л/с, если ты его страхуешь как обычное т/с для личного использования, стоимость ОСАГО будет 7,9 тыс., а если как такси - 21,3 тыс. рублей.

- Может ли так быть, что такое количество аварий – это «автоподставы», когда инсценируется ДТП для получения средств?

- Нет. Что касается такси, зачастую это вина водителей. Но по мошенникам сейчас фиксируется всплеск, это правда. Сейчас, насколько я знаю, в регионе рассматривается первое дело с целой группой подозреваемых, на счету которых десятки эпизодов автоподстав.

- Расскажи подробнее.

- Это лучше не у меня спрашивать, а у правоохранительных органов. Я лишь говорю о тенденции. Если раньше, например, все, чем рисковал мошенник – это проиграть в суде страховой компании и вернуть деньги, то теперь, я очень надеюсь, мошенники получат реальные сроки. Все страховщики сейчас возлагают надежды на этот процесс.

- Почему?

- Потому что это будет прецедент, который сможет изменить ситуацию. Лет 15 назад уже было одно дело. Тогда большими усилиями удалось посадить группу автомошенников. Но ситуация вскрыла слабые стороны – следователи были не готовы к таким делам, просто не понимали, как работает рынок услуг страхования, и отмахивались от нас, как от мух. Ты приносишь им все доказательства, но на заявление приходит отказ в возбуждении уголовного дела, либо оно месяцами «гуляет» по районам и все равно потом приходит отказ. А сейчас дело крупное, за него интересно взяться. Пока они его расследовали, повысилась компетенция самих следователей. Теперь им не нужно объяснять, что «подстава» – это не просто когда две машины рядом поставили и вызвали ГИБДД.

- В смысле?

- Раньше «подстава» была примитивная – битые машины ставили рядом и готово. Фиксировали ДТП, шли в страховую и независимо от итога обращались к автоюристу и высуживали себе значительные суммы. Если помнишь, с 2012 года ФЗ об ОСАГО попадает под закон «О защите прав потребителей», а это дает право дополнительно взыскивать со страховой компании 50% от суммы ущерба. Чем зачастую и пользовались так называемые «черные автоюристы».

- Да, это был отдельный рынок – автоюристов.

- Верно. Сейчас этого рынка нет. Сверхдоходов нет. Теперь ущерб по ОСАГО оценивается по единой методике. Страховая оценила повреждения авто в 37 тысяч, уже бесполезно идти в независимую оценку, они (если не они, то потом суд) все равно посчитают по единому образцу. К тому же законом предусмотрена еще и погрешность в 10%, то есть право страховщика ошибиться на сумму, не превышающую 10% от стоимости ущерба. Что тоже не может является основанием для обращения в суд.

- И как тогда действуют мошенники?

- Бьют машины.

- А в чем выгода?

- В Москве не учтены региональные особенности. Например, они не учитывают «правый руль», с которым машины одной и той же модели будут существенно разными по стоимости. Покупают дешевую машину и бьют ее. Получают компенсацию, покупают на разборе детали, ставят и бьют опять в другом районе города. Я видел машины, которые бились шесть раз за год. Но на этом все, не хочу учить мошенников.

- Понятно, что повышение цен на ОСАГО увеличит доходы страховщиков. Но это ведь и так высокомаржинальный бизнес, не кажется ли это перегибом?

- ОСАГО – это давно не высокомаржинальный бизнес. Очень давно. В каждом регионе своя специфика, но в целом по стране в ОСАГО нет прибыли.

- В Омске как дела обстоят?

- Омск – зеленая зона. Здесь убыточность составляет процентов 70-90% по городу и примерно 45-55% по районам Омской области. То есть до 90% собранных за страховку средств приходится выплатить потребителю по полису ОСАГО. В целом уверенно себя чувствуют на рынке только несколько крупных компаний. Остальные работают на уровне окупаемости. Но есть регионы, где убыточность зашкаливает за 300%.

- Какие это регионы? Там, где машин много: Москва, Владивосток?

- Нет. Это примерно семь-восемь регионов: Республика Адыгея, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Ульяновская область, Краснодарский край, Ингушетия, Ивановская область.

- 300%? Как компании вообще выживают?

- Да, они на краю, и это не метафора. Это давно ожидаемые изменения, и срок корректировок уже очень задерживается. Крайне высокая убыточность региональных продаж ОСАГО требовала, чтобы изменения в тарифах были сделаны как минимум год, полтора назад. Страховое сообщество ожидало увидеть изменения к 1 июня 2018 года.

О чем они давно уже просили ЦБ. В частности, повысить верхнюю планку по ОСАГО на 40%. Понимали, что столько не дадут, но рассчитывали хотя бы на 25-30%. Но у ЦБ видимо другой принцип: «Проси слона – дадут коня». Утвердили 20% увеличения стоимости после весны. Эта мера должна обеспечить необходимый уровень надежности страховых компаний.

- После какой весны?

- Вот той, которая сейчас завершается.

- В смысле, после выборов президента?

- После весны.

Источник: ИА «Город55»

"