Posted 21 марта 2019,, 11:30

Published 21 марта 2019,, 11:30

Modified 23 февраля 2022,, 12:57

Updated 23 февраля 2022,, 12:57

Дело Колчака рассекретили, но не для исследователей

21 марта 2019, 11:30
Дело расстрелянного Колчака рассекретили в ФСБ России, однако до исследователей оно не дойдет.

Решения о снятии грифа «совершенно секретно» с дела Александра Колчака от ФСБ России добился житель Санкт-Петербурга Дмитрий Остряков. Он обратился с запросом в спецслужбу в сентябре 2018 года, и уже через месяц Центральный суд ФСБ России сообщил, что отправил дело на экспертную оценку.

В этом году жителя северной столицы уведомили, что «указанное дело рассекречено в установленном порядке». Однако материалы дела все еще не доступны. Из-за того, что Колчак был подвергнут репрессии, но не реабилитирован, доступ к делу ограничен почти полностью.

Зампред совета научно-просветительского центра «Мемориал» Никита Петров говорит, что проблема с доступом к подобным делам есть давно и решить ее пока не удается.

«В законах вообще нет запрета на ознакомление с делами в зависимости от того, были ли люди реабилитированы или нет», — цитирует Петрова «Коммерсантъ». По его словам, суды все же принимают решения об отказе, а обратившимся гражданам «выдаются справки о результатах пересмотра».

Никита Петров отмечает, что в ФСБ не могут ответить, при каких условиях дела нереабилитированных могут быть полностью открыты. Закон «Об архивном деле» устанавливает 75-летний срок с момента создания документов, в которых есть личная тайна, а закон «О государственной тайне» предусматривает срок в 30 лет, который продлевается в исключительных случаях, поясняет эксперт. Однако даже спустя это время дела все еще остаются под грифом «секретно».

Юристы правозащитной группы «Команда 29» видят несколько вариантов дальнейших действий. Первый – послать запрос в спецслужбы на ознакомление с материалами дела, получить отказ и обжаловать его. Второй – оспорить отказ реабилитации.

«Мы можем подать ходатайство о пересмотре решения Забайкальского окружного военного суда за 1999 год, так как адмирал был убит по политическим причинам», — делится с изданием юрист «Команды 29» Максим Оленичев. 20 лет назад суд посчитал, что адмирал не воспрепятствовал террору против гражданского населения на территории, занятой его войсками. В 2017 году юристы «Команды 29» обжаловали в Верховном суде РФ приказ за 2006 год, и суд подтвердил, что этот документ не запрещает ознакомиться с делом. Однако это определение необязательно для исполнения нижестоящими судами.

Дмитрий Остряков все же надеется добиться обнародования дела Колчака, а после этого поднять в обществе дискуссию, темой которой будет отказ в реабилитации человеку, которого так и не осудили. Семья Острякова уже сталкивалась с подобной проблемой: материалы прадеда, репрессированного, но не реабилитированного, ему так и не предоставили.

"