Posted 20 октября 2019,, 04:30

Published 20 октября 2019,, 04:30

Modified 1 апреля 2022,, 15:04

Updated 1 апреля 2022,, 15:04

Электорально свободна. Кто станет лидером экологической ниши в Омске

20 октября 2019, 04:30
Экологическая тематика продолжает оставаться значимой для страны. В последнее время эксперты приходят к выводу, что в обществе происходит изменение восприятия экологической обстановки, что несет определенные риски для властей как на региональном, так и на федеральном уровне.

Телеграм-каналы пестрят сообщениями, что на проблему якобы уже даже обратили внимание в Кремле и несколько месяцев там обсуждается вопрос создания новой «зеленой» партии.

По мнению наблюдателей, власть понимает, что экологическая повестка может стать для оппозиции дополнительным ресурсом наращивания электоральной поддержки в ходе будущих выборов. И подобная перспектива есть во многих регионах. В том числе в Омске. Правда, для этого желательно, чтобы экологический протест обрел единого лидера. А вот с этим у нас как раз проблема.

Город55 собрал вместе мнения известных омских экологических активистов на эту тему.

Кто у нас лидер?

В Омске сегодня на слуху несколько человек, специализирующихся на экологической тематике. Это руководитель омского регионального отделения «Яблока» Татьяна Нагибина, гражданский активист Вячеслав Сибирский, эколог, профессор ОмГУПС Сергей Костарев и блогер Владимир Лифантьев.

На этой неделе в информационное пространство выплеснулся конфликт между двумя из них — Нагибиной и Сибирским. Некторое время назад они подали заявки на экологический митинг в разных местах города с разницей между датами проведения в один день. Одной согласовали митинг, а другому нет. В результате, вместо того чтобы объединить усилия, активисты винят друг друга.

«Сибирский занял интересную позицию. Он хочет проводит митинг только напротив мэрии. Как будто специально. Ведь знает, что ему не согласуют напротив мэрии. Все законы, правила пересмотрены. В Омске перестали согласовывать митинги уже как два года в таких центральных точках города, отправляя в КДЦ „Иртыш“, сквер молодоженов и СКК имени Блинова. Других точек для проведения митингов нет. Ему предлагает мэрия КДЦ „Иртыш“, а он винит меня, что я подлизываюсь к мэрии, поэтому мне согласовывают. Мне согласовывают только там, где установлены правила. 15 июня 2017 года он исчез с экологического поля зрения вообще со своей группой. 12 сентября 2019 года, через 2.5 года, объявился», — рассказала Городу55 Татьяна Нагибина.

«Я не высказывался, не писал никаких претензий, не обсуждал ее действия, но периодически в соцсетях появляются комментарии с негативными высказываниями. Пишут, что якобы я спойлер ее мероприятия. Нагибина говорит, это ее слова, что я ей мешаю, грязь какую-то лью, что я выпал на 2.5 года из жизни Омска по экологии. Она ссылается, что у меня в группе постов не было, хотя мы ведем параллельно другую группу, по мероприятию и там постоянно выкладываем информацию. Это открытое вранье», — комментирует в ответ конфликт Вячеслав Сибирский.

Стоит заметить, что в этот период Сибирский больше увлекся реальной политикой, пытаясь заявиться в кандидаты на досрочных выборах губернатора 2018 года, но не собрал для этого достаточного количества подписей.

В тоже время не все воспринимают противоречия между омскими «зелеными» как конфликт. Сергей Костарев, к примеру, считает, что в данном случае имеет место отсутствие нормальной коммуникации между людьми, когда они могут договариваться и согласовывать свои взгляды и амбиции.

«В 2017 году это противоречие — недопонимание между Нагибиной и Сибирским — также было. Тогда мы первый экологический митинг проводили (после выбросов этилмеркаптана в Омске, — прим. ред.). Я пытался договориться между ними, хотя сам участвовал в организации митинга, который Нагибина проводила тогда. Тогда не удалось договориться. Лично я считаю такой подход не сильно конструктивным, но с другой стороны, способность договариваться — это ведь способность обоих людей действовать так или не действовать», — сказал он.

По мнению Владимира Лифантьева, конфликт все-таки существует и причина его кроется в совокупности нескольких факторов. Главный из них заключается в том, что руководитель омского «Яблока» пытается встать во главе организации любого гражданского митинга, который происходит в городе.

«И не важно митинг этот против картодрома, против пенсионной реформы или экологии. У нее такая жизненная позиция, когда она все перетягивает на себя. Вячеслав Сибирский — он человек сам себе на уме. Он не замечен в длительной активности. У него нет устоявшейся позиции. По крайней мере она публично не высказывалась. Он иногда взрывается, если говорить про 2017 год, когда он взорвался. После этого он схватил административку и какое-то время был вынужден сидеть тихо. Но в целом я не вижу у Вячеслава какой-то постепенной направленности. Но при этом он человек, который в губернаторы заявлялся, он человек с амбициями. Получается, это личностное столкновение амбиций», — делится с Городом55 Лифантьев.

Возможность объединения

По поводу объединения «зеленых» и выдвижения единого лидера у омских экологических активистов позиции резко отличаются. Кто-то говорит, что консолидация реальна, а кто-то считает, что это фантастика. Кто-то уверен, что лидера быть не может, а кто-то, что его не должно быть в принципе, поскольку присутствие в протестной повестке одного человека изначально слабая позиция.

«Объединятся нужно. Проблема экологии общая для всех. Преследовать свои цели неправильно. Мы добиваемся чистого воздуха. Понятно, что лидерские качества есть у Костарева, Нагибиной, может, у меня какие-то есть, но все равно надо объединяться», — говорит Вячеслав Сибирский.

Татьяна Нагибина, хоть и называет себя «удободоговариваемой», убеждена в неизбежности размежевания.

«Существуют вещи, когда люди могут договориться, а бывает, когда не могут. С той стороны (со стороны Сибирского, — прим. ред.) я думаю, желания не будет. Это однозначно», — говорит она.

Сергей Костарев придерживается мнения, что присутствие на вершине одного человека вредно. Людей в экологическом протесте должно быть много, считает он. Каждый из них должен заниматься своим направлением, а не лезть на вершину.

«Кто-то проводит митинги, кто-то проводит пикеты. Кто-то пишет петиции, кто-то, как я последние два года, выступает с экспертным мнением и пытается переубедить людей, думающих не так. Все сводить в одну точку, я считаю, не очень эффективно. У нас лидеров несколько. Они работают в разных сферах. Тот же Сибирский работает среди гражданского общества, на простых людей. Если говорить про Нагибину, то там чувствуется партийная основа. Там есть структуры организованные. Если говорить про меня, то я работаю в сфере персонального влияния на других людей», — подчеркнул профессор ОмГУПС.

По мнению Владимира Лифантьева, чтобы появился один лидер — нужен общий лозунг, общий план и понимание того, каким должен быть экологический протест. А этого пока нет.

«Все митинги — это, условно говоря, погоня за солнечным зайчиком. Мы можем поймать одно предприятие, второе, третье, но кардинально история не изменится. Лидера нет и быть не может, просто потому, что нет единой идеи. Получается лебедь, рак и щука. Каждый тянет в свою сторону. Я себя даже не причисляю к масштабному экологическому протесту, я просто блогер», — говорит он.

Кандидат от экологии

В 2018 году на выборах губернатора Подмосковья много шума наделала представитель партии «Альянс зеленых» Лидия Белова, сумевшая за счет агрессивной экологической компании отодвинуть кандидатов от ЛДПР и КПРФ. Омские «зеленые» подобных перспектив для себя не видят. Во всяком случае, так они об этом говорят сегодня.

«Нереально на этой тематике победить человеку, не вписанному в существующие институты. Невозможно. Я это пробовал делать многократно и убедился, что единственный способ представлять интересы омичей — это действовать через институты гражданского общества. В реальности, я считаю, независимый кандидат кроме шума ничего не создаст и тем самым этим шумом поможет победить другому, который будет нечестно действовать. Экологическую тематику очень успешно использует ЛДПР. В 2012 году исключительно за счет борьбы с кремниевым заводом Зелинский (Ян Зелинский, депутат Государственной думы шестого созыва от ЛДПР, — прим. ред.) попал в Госдуму», — говорит Костарев.

Сегодня омские либерал-демократы также взяли на пробу экологическую повестку. На недавнем митинге против фенольного производства выступил Алексей Ложкин, чем у некоторых присутствующих вызвал толику удивления. Однако назвать речь содержательной, по мнению наблюдателей, было сложно. Представитель ЛДПР в Горсовете рассуждал о том, как городских парламентариев волнуют проблемы окружающей среды, попутно давая понять, что решить эти проблемы у депутатов не хватает полномочий и сейчас они сосредоточены на ходе мусорной реформы. Между тем в разговоре с Городом55 Ложкин отметил, что сегодняшние омские либерал-демократы скептически относятся к потенциалу «экологического» электорального ресурса.

«Наши экологические митинги немногочисленные. Здесь надо не искать одного лидера, а собирать все политические круги, общественные организации в одну команду. Это должен быть не один человек, а группа людей. Команда дает эффект», — так ответил на вопрос о готовности возглавить экологическое движение в Омске депутат Горсовета Алексей Ложкин (ЛДПР).

Об отсутствии планов представлять на будущих выборах «зеленый» электорат высказался Вячеслав Сибирский. А вот Владимир Лифантьев не исключил такой возможности в будущем, отметив, что сейчас не имеет на это ресурсов.

«Я пока не имею каких-то политических амбиций. Кандидат от экологии — это не электоральное объединение. Мне не важно, от какой партии идти, мне важно, идти с людьми, с которыми не стыдно идти вместе. Пока я таких людей не нашел. Если ты идешь с партией, тебе будут пытаться насадить сверху регламент. Если я и пойду когда-нибудь, то сам, самовыдвиженцем, и, скорее всего, первый электоральный цикл с треском провалю, но пока у меня нет этого в планах», — сказал блогер.

Отметим, что двое омских экологических активистов Сергей Костарев и блогер Владимир Лифантьев регулярно «светятся» в информационном поле, как эксперты по экологической тематике. Оба активны в соцсетях, ведут свои телеграм-каналы.

Остальные омские «зеленые» менее заметны. Татьяна Нагибина запомнилась тем, что в августе этого года стала организатором акции против отравления воздуха промышленными предприятиями, а 13 октября у СКК Блинова провела митинг против строительства завода по производству фенола.

Вячеслав Сибирский за последний год отметился на сентябрьской пресс-конференции посвященной экологическим проблемам, куда в противогазе пришел говорить о выбросах. В этом месяце мэрия, а затем Центральный районный суд отказали ему в проведении экологического митинга в сквере напротив городской администрации.

Алексей Ложкин практически отсутствует в экологической повестке (был замечен на митинге Нагибиной). Куда больший отклик в СМИ нашел его уход с поста координатора регионального отделения ЛДПР.