Posted 20 мая 2021,, 05:49

Published 20 мая 2021,, 05:49

Modified 23 февраля 2022,, 16:07

Updated 23 февраля 2022,, 16:07

«Мы для них букашки». Как омское село сопротивляется выборам без выбора

20 мая 2021, 05:49
В Новосельском поселении Кормиловского района образовался политический тупик: там не могут выбрать нового главу. При этом за одним кандидатом, уверяют жители, стоит крупный агрохолдинг, а его оппонента не допустили к выборам. Депутаты, не желающие голосовать «по указке», сообщают о давлении.

Выборы в сельской местности иногда приводят к непрогнозируемым результатам, которые сложно ожидать от более крупных избирательных кампаний. Так произошло в поселке Новоомском, прогремевшем на всю страну, когда депутаты не захотели смириться с навязанным кандидатом и выбрали главой сторожа (а тот сразу сложил полномочия). Похожая история сейчас разворачивается в селе Новоселье.

Село рядом с комбинатом

Новоселье — крупное село почти на 800 жителей в 20 км от Кормиловки. В состав поселения входит еще три маленькие деревни: Веселый Привал, 1-я Фоминовка и Новая Ивановка — в последней осталось всего восемь человек. Но в административном центре пока все хорошо. Об этом свидетельствуют чистые улицы, опрятный парк, дети на каруселях, приличное состояние построек — даже автобусная остановка встречает свежей цветочной росписью. В последние годы поселение возглавлял 65-летний Владимир Бессонов, пользующийся у местного населения авторитетом (депутаты признавались, что проголосовали бы за него, если бы он снова выдвинулся). Бессонов решил уйти на пенсию, но надеялся увидеть на этом посту достойного сменщика.

Экономика села завязана на двух предприятиях: местный СПК «Нива» (люди называют его колхозом, функции которого он, собственно, и продолжает выполнять) и холдинг «Руском-Агро» Темури Латарии, который построил рядом с соседней Сосновкой свиноводческий комплекс. Компания также развивает поголовье домашней птицы и обрабатывает поля для создания собственных комбикормов. В СПК работают 120 жителей поселения, в «Рускоме» — около 70-ти. Несмотря на то, что холдинг является крупным работодателем и помогает селу с финансированием социальных проектов, не все рады такой близости. От комбината распространяется удушливый запах (на подъезде к селу приходится закрывать окна в машине), навозная жижа сливается на поля, а сотрудникам предприятия запрещено держать дома свиней и птицу — мера профилактики чумы свиней и птичьего гриппа.

«В США свинокомплексы должны находиться в 50 милях от населенных пунктов. У нас по закону — 2 километра. От крайних домов вообще получается 300 метров. В [соседней] Некрасовке задыхаются люди, и сюда уже запах приходит, окна закрывают, когда ветер с той стороны», — говорит пока действующий глава поселения.

Не всем Масленица

Попытку дальнейшей экспансии «Руском-Агро» местное население усмотрело на последних выборах главы Новосельского поселения. Они должны были состояться еще 2 марта. На них заявилась сотрудница агрохолдинга Светлана Недальченко (работает на свинокомплексе и параллельно учится на агронома), а также в последний момент подала документы работающая СПК «Нива» Мария Сугатова.

Таким образом, в глазах жителей Сугатова — кандидат от «колхоза», Недальченко — от «Рускома». Сугатову уговаривали баллотироваться глава поселения Бессонов и, по крайней мере, семеро из десяти депутатов сельского совета. Однако на выборах двое из них резко сменили позицию и проголосовали за Недальченко. Голоса разделились поровну: пять на пять, выборы признали несостоявшимися.

А к следующим выборам Сугатову просто не допустили. Комиссия, ранее единогласно утвердившая ее кандидатуру, в этот раз признала женщину профнепригодной, не объяснив причин. Единственная прозвучавшая претензия, с ее слов, — что она не была на празднике Масленицы (возила дочь в больницу), а значит, не участвует в жизни села.

«Я не ожидал, что они так проголосуют. Но они вышли в растерянности, давление на них, похоже, оказали очень сильное. Вышли красные, члены комиссии глаза прятали. Принять такое решение на основании непосещения Масленицы, — это дикость, извините», говорит Бессонов.

Он и Сугатова уверены, что это решение комиссии — результат давления со стороны администрации Кормиловского района, заинтересованной в кандидате от «Рускома».

«Перед выборами меня приглашал к себе [глава района Владимир] Сыркин. Меня уговаривали больше не подавать свою кандидатуру, так как я помешаю развиваться селу. Если придет Недальченко, село будет процветать, а если я стану главой, то помощи от «Рускома» мы не увидим. В таком контексте до меня доносили информацию. На депутатов тоже началось давление. Один из них мой родственник [Александр Вакуленко], его брат работает в школе. Он пришел, говорит, что, если он за меня проголосует, то в школе начнутся проверки, его брата уволят. Он мне сказал: «Извини, я буду голосовать за Недальченко», — рассказывает Сугатова.

В итоге на вторых выборах единственным оппонентом Недальченко стал, по общему мнению, технический кандидат, сотрудник Кормиловской администрации Вячеслав Мироненко. Пятеро депутатов, поддерживавших Сугатову, устроили протестное голосование, голоса снова распределились поровну, апрельские выборы сорвались. В третий раз назначать их при тех же исходных данных не видят смысла.

«Морально сломали»

О том, что на них оказывали давление, открыто говорят двое депутатов — бывшая заведующая детским садом Оксана Петлай и ее подчиненная, воспитательница Ольга Махота. Петлай в итоге уволилась по собственному желанию и, по словам односельчан, дважды попадала в больницу на «скорой», а сейчас «находится в апатии». Ранее она публично заявляла, что ей угрожали увольнением «по статье». Нам не удалось с ней пообщаться, но ее коллега оказалась на рабочем месте.

«К нам приезжал Вячеслав Бусс, начальник районного отдела образования. Прямым текстом говорил, что с „Руском-Агро“ нам взаимовыгодно работать, и мы должны поддержать кандидатуру Недальченко. Под конец было сказано, что, если вдруг она не изберется, то в детском саду начнутся проблемы: проверки, сокращение штата и групп. Потом сам Сыркин позвонил мне на сотовый, пригласил приехать в районную администрацию. Там тоже пытались внушить, что я должна поддержать Недальченко. А когда я не поддержала эту кандидатуру, начались такие недовольства», — рассказывает Махота.

«На Оксану вдвойне было оказано давление — она сама заведующая, и я ее подчиненная. Ее пытались уговорить, чтобы и она голосовала „как надо“, и меня переубедила. Ее вызывали „на ковры“, давили. Она сама в итоге уволилась. Ее морально сломали. Просто сказали: либо пиши по собственному, либо пойдешь по статье», — продолжает Ольга.

Что касается еще трех депутатов, выступающих за Сугатову, то двое из них — фермеры из соседнего Веселого Привала, избиравшиеся от «справедливороссов», и один — не местный коммунист.

«К тем депутатам даже не подходят — думаю, их зацепить нечем, эти люди администрации ничем не обязаны», — говорит Ольга (она сама и ее экс-начальница избирались от «Единой России»).

А мы работаем в бюджетном учреждении, поэтому на нас легко давить», грустно констатирует воспитательница-депутат.

«Со мной побоялись связываться. Мой телефон спрашивали, но, видимо, подумали и решили, что не надо звонить. А девчонок [Оксану и Ольгу] хотели использовать. Я писал депутатский запрос в прокуратуру — не видят никакого состава. Как будто это рядовой случай», — сообщил нам коммунист Александр Краев.

Недальченко поддерживают тоже пятеро депутатов, — это «единороссы», в основном бюджетники. Одна из народных избранников тоже работает в «Руском-Агро». Поэтому сторонники Сугатовой всех пятерых считают ангажированными. Для победы Недальченко достаточно перевеса в один голос, поэтому так важно было заполучить поддержку сотрудниц садика, но обе женщины пошли на принцип.

«Мы сейчас не то что конкретно за Марию Сергеевну [Сугатову]. В данной ситуации она просто спасает поселение. Мы не хотим отдаться в лапы „Рускому“. Мы просто хотим жить на своем хозяйстве, своем мясе, молоке», — говорит Махота.

Букашки

Похожего мнения придерживаются многие жители Новоселья. В реальности выбор стоит не между конкретными кандидатурами, а между тем или иным путем развития села.

«Колхоза» не будет, если «Руском» придет. Пусть хоть кто выдвигается, лишь бы он за «колхоз» был. Мы не хотим, как в Михайловке», — сказала встретившаяся нам по пути почтальон на велосипеде Алла Иванова.

«Так же было в Михайловке — у населения ликвидировали все подворья. В результате закрылись все предприятия, люди ездят сюда на работу на автобусе», говорит другая местная жительница, Любовь Орлова.

К примеру Михайловки апеллировали практически все наши собеседники. По их словам, в этом селе в составе другого поселения уже лет 20 назад обанкротился СПК, земли скупил частник, а потом перепродал их «Руском-Агро». Компания тогда планировала развивать направление КРС, поэтому в селе вырезали коров, уничтожили подворья свиней и птиц. Затем холдинг «ушел» из Михайловки, а та пришла в упадок. Теперь михайловцы ездят работать в Новоселье.

В упрек агрохолдингу также ставят разбитые дороги к поселению, которые остались после строительства комбината.

Но главные опасения связаны с тем, что «Руском-Агро» может быть заинтересован в землях, которые сейчас сдаются в аренду СПК «Нива». Жители опасаются, что «поставленный» глава может способствовать расторжению договоров, что повлечет банкротство кооператива.

«СПК не станет, а это около 120 человек, которые там работают. Из них максимум 50% попадут в „Руском“. Остальные предпенсионного возраста, и с грешками есть люди (вероятно, имеется в виду алкоголь — прим. ред.) — тут их накажут и работай дальше, там увольняют сразу. А им семьи тоже кормить надо. Если СПК земли лишится, придется скот вырезать, так как кормить нечем. У работников компании ликвидируют подворья», — описывает возможный сценарий Бессонов.

«Я считаю, хуже нет, когда все завязано на одном предприятии. Оно по какой-то причине закроется — это будет катастрофа для людей. Они останутся без работы, без личного хозяйства. „Рускому“ нужно утилизировать навоз — его очень много, отходы вывозятся на поля, проводят щелевание, заливают туда. Но бесконечно лить нельзя, земля перенасыщается. Что, если придется консервировать предприятие на какое-то время? Что людям делать?» — задается он вопросом.

«Руском Агро» — большая машина, мы для них букашки. У нас осталось два села, которые не под ними — это мы и Некрасовка», говорит Сугатова.

«Руском» отрицает причастность

В Руском-Агро» заявили, что не связаны с конфликтом и не уполномочивали свою сотрудницу баллотироваться. «Я не в курсе. Каждый работник имеет право куда-то выдвигаться, это его личное дело. Мы в этом точно не участвуем», — прокомментировал Городу55 учредитель холдинга Темури Латария.

Гендиректор холдинга Валерий Гоман ответил, что не уполномочен комментировать, но добавил, что «то, что пишется, — это все неправда».

Нам также удалось поговорить со Светланой Недальченко. Она уверяет, что решила баллотироваться в главы по просьбе местных жителей и не обсуждала это решение с работодателем.

«Я обдумала это решение сама, без участия „Рускома“. Если я работаю там, это не означает, что они могут нами руководить. То, что сейчас происходит, зависит от депутатов, „Руском“ никак не может участвовать в принятии наших решений. Идет в основном война фермеров, которые борются с „Руском-Агро“. Про меня никаких фактов нет, зацепились за то, что я там работаю. Но я обычный житель, я должна где-то работать. Если я стану главой, решения будут приниматься совместно с советом. Никто давить на меня не может», — сказала она.

По ее словам, она не намерена чинить препятствий СПК и, как и остальные, хочет, чтобы он продолжал функционировать. В жизни поселения должны участвовать и СПК, и фермеры, а если обратиться за помощью к холдингу, то он не откажет, и раньше уже не раз приходил на помощь, хотя он «не на нашей территории», говорит она.

Противоречия депутатов

При этом один из депутатов, голосовавших за Недальченко, проговаривается, что ее кандидатура все же была согласована с районными властями. «Районные власти уже определились с кандидатом, а она [Сугатова] в последний день заскочила, началось это все», — простодушно заявил Александр Вакуленко.

На вопрос, согласен ли он, что Сугатову не допустили к выборам по политическим причинам, он ответил: «Трудно сказать, может, что-то и было. У нас получается, что те, кто за Недальченко, в основном бюджетники. Нам от главы было сказано, что Недальченко программа будет разработана. Она выходила с поддержкой главы, нам было конкретно сказано, что будет и как. Я работаю в школе, нам обещали, что газовая котельная будет установлена. Перспективы у села будут. От Недальченко я услышал более конкретные вещи. Со стороны Сугатовой звучит только: „Буду работать“. У нее поддержка со стороны фермеров, им выгодно, чтобы им больше земли отошло», — считает депутат.

«Люди сами отдавали паи фермерам, а сейчас что-то запереживали за СПК», отмечает Вакуленко.

Вакуленко не согласен, что Недальченко выдвигает холдинг. «Все кандидаты где-то работают, зачем за это цепляться. Кто-то в „Рускоме“, кто-то в СПК, что это меняет?» — полагает он. Народный избранник настаивает, что холдинг не может отнять у людей паи (хотя у его оппонентов речь о возможном переходе права аренды).

Другой депутат, поддерживающий Недальченко, Юрий Вильченков, не выглядит твердо убежденным.

«Сугатова хороший кандидат, почему не допустили, не знаю. Но „Руском“ мне ближе, определился, что буду голосовать за Недальченко. Они могут котлованы, дороги почистить, фермеры этого не сделают», — говорит он. И в конце все-таки признает: «Это война за земли».

Еще трое депутатов, выступающих за Недальченко, отказались от комментариев либо не ответили на звонки.

Аргументы главы района

Глава Кормиловского района Владимир Сыркин не скрывает поддержки Недальченко, которую считает кандидатом от «Рускома», однако отрицает факты давления на депутатов. Свое участие в выборах в форме разъяснительных бесед он объясняет тем, что этот кандидат сможет привлечь внебюджетное финансирование от холдинга в социальную инфраструктуру, в том числе реконструкцию местного ДК.

«Почему меня интересует кандидат в лице Недальченко? Сегодня все федеральные программы подразумевают участие сельхозпроизводителя в решении социальных и экономических проблем. В поселении разработан проект реконструкции ДК, сметная стоимость 27 млн рублей. Для участия в программе необходимо внебюджетное финансирование 1.3 млн. Я понимаю, что ни крестьянско-фермерские хозяйства, ни СПК „Нива“ участвовать практически не смогут. У „Рускома“ такая практика есть, они уже больше миллиона вложили в реконструкцию детского садика в Новоселье. Участие в этой программе возможно только при поддержке крупного сельхозпроизводителя, поэтому кандидатура Недальченко актуальна в данный момент», — заявил Сыркин.

По его словам, до депутатов просто доносились эти аргументы, без давления. Что касается уволившейся заведующей садиком Оксаны Петлай, то глава убеждает, что, наоборот, уговаривал ее остаться и даже предусмотрел возможность ее возвращения на должность, но женщина сама отказалась под предлогом того, что нашла другую работу в Омске.

Относительно Сугатовой он также намекает на ее связь с фермерами.

«За время работы „Рускома“ на территории района ни одного квадратного метра земли сельхозназначения в Новосельском поселении ему не ушло. В СПК „Нива“, за которое люди переживают, что оно останется без земли, из 5 тыс. га земли осталось сегодня порядка 3 тыс. га. Почти половина ушла крестьянско-фермерским хозяйствам. Сегодня Сугатова в СПК „Нива“ занимается контролем земель сельхозназначения, и при этой работе СПК потерял почти половину обрабатываемых земель», — сказал глава района.

Против народных выборов

Что бы ни было с обеими кандидатурами, против которых выдвигаются компрометирующие аргументы, поселение должно избрать главу. Так как мнение сельсовета разделилось поровну, по словам действующего руководителя Бессонова, остается два варианта: либо самороспуск совета, либо муниципальные выборы, которые можно было бы провести в сентябре в единый день голосования.

«Нам не дают честных выборов. Пусть тогда право решать будет у народа. Если выберут Недальченко — бог с ним, пусть работает. Но это народ выберет», — считает депутат Ольга Махота.

«Остаются муниципальные выборы. Это по закону, это не какой-то экстремизм», заявляет действующий руководитель.

Однако пятерка депутатов игнорирует заседания, на которых должно быть принято какое-то решение. Бессонов считает, что они сознательно «тянут резину», чтобы сорвать подготовку к муниципальным выборам, и на роспуск также не идут. При этом на вопросы о прямых выборах «им ответить нечего».

«Говорят, что это неприемлемо. Начинают нервничать, уходят. На последнем заседании мы спорили, два человека просто встали и ушли — заседание сорвано», — подтверждает депутат Краев.

«Ими всеми дирижируют со стороны. Они ответить даже ничего не могут, против и все», — возмущается глава. Он уверен, что народная поддержка была бы на стороне Сугатовой, чего боятся оппоненты. «Когда ее комиссия исключила из кандидатов, тут народ собрался. Сюда полицию пригнали — дескать, тут несанкционированный митинг, на разгон приехали», - вспоминает он.

Глава будет консультироваться с юристами, как выйти из тупика.

***

Как бы ни развернулась ситуация в Новоселье, недопуск кандидата без достаточных оснований, заявления сельских депутатов о давлении и возможное вмешательство исполнительной власти района в процесс выборов главы сельского поселения как минимум должны вызвать интерес компетентных органов.

Город55 будет следить за развитием событий.

"