Posted 20 апреля 2020,, 06:40

Published 20 апреля 2020,, 06:40

Modified 1 апреля 2022,, 15:04

Updated 1 апреля 2022,, 15:04

Коронакризис на рынке труда: кто в Омске останется без работы

Коронакризис на рынке труда: кто в Омске останется без работы

20 апреля 2020, 06:40
Фото: Медиахолдинг1Mi
Из-за коронавируса большая часть предприятий не работает четвертую неделю (и впереди еще минимум две). Безработица уже начинает расти. Город55 выяснил, кто пострадал больше всего, кто останется в плюсе, а также какие схемы изобретают компании, чтобы обойти «президентский» пункт о сохранении зарплаты.

Безработица уже растет

В Омской области о введении режима неполной занятости или простоя работников заявили 70 организаций; на неполную занятость перевели более тысячи человек; численность работников в простое — более 6 тысяч человек, в отпуск без сохранения заработной платы ушли 27 человек, сообщили Городу55 в региональном министерстве труда и соцразвития.

Отметим, официальная статистика не дает полной картины. Работодатели могут скрывать реальные показатели. Например, цифра в 27 работников, отправленных в отпуск за свой счет, едва ли похожа на правду, но изрядная часть жалоб оседает в соцсетях, не попадая в поле зрения ведомств. Это относится и к цифрам по регистрируемой безработице: далеко не все, оставшись без работы, хотят вставать на биржу труда.

«Ситуация на региональном рынке труда остается стабильной. В лидерах омичи, которые ищут работу в сфере обслуживания (подсобные рабочие, уборщики, водители, разнорабочие, продавцы продовольственных товаров, продавцы-консультанты, повара, сторожи, вахтеры). По прогнозам, режим неполной занятости будут вводить в сферах торговли, туризма, предоставления услуг населению, общественного питания, авиаперевозок, культуры и спорта», — отметили в минтруда.

На 14 апреля в регионе насчитывалось 13 295 безработных — это даже на 500 человек меньше, чем на аналогичную дату прошлого года. Официальный уровень безработицы не изменился и составляет 1.3%. «Это связано с тем, что признание человека безработным происходит только на 10 день после подачи заявления», — признают в ведомстве.

При этом текущие показатели уже фиксируют, что темпы безработицы растут, а трудоустройства — сокращаются.

За неделю с 6 по 12 апреля количество безработных в Омске выросло на 150 человек (всего в городе таковыми значатся 2 791 человек), в области в целом — на 98. Неделей ранее безработных в Омске прибавилось лишь на 16 человек, а в регионе даже уменьшилось на 279 человек. Ранее показатели также за небольшими исключениями снижались. В то же время с 6 по 12 апреля работу в области нашли 348 омичей, тогда как прежде за неделю трудоустраивали по 700-800 человек.

Пособие по безработице сейчас получают более 10 тысяч омичей. Правда, большинство — в минимальном размере. Тем, чей стаж меньше 26 рабочих недель в течение последнего года, платят всего 1 725 рублей. Остальным получателям — их только 2.2 тысячи — пособие увеличили «до максимально возможного» — с 12 972 до 13 949 рубля 50 копеек. Для самозанятых и тех, кто работал неофициально, это плохая новость: если они сейчас захотят оформить пособие, то получать будут «минималку», на которую невозможно прожить.

Работодателей призывают подавать сведения о планируемых изменениях на портале «Работа в России». Через этот механизм их пытаются стимулировать не увольнять персонал. На поддержку бизнеса, пострадавшего от режима самоизоляции, из федерального бюджета выделят 87.8 млн рублей, что, по подсчетам минтруда, позволит сохранить работу порядка тысяче омичей. Деньги смогут получить работодатели, которые сообщат на портале о грядущих сокращениях, переходе на «удаленку» или задолженности по зарплате.

Кто под ударом и кто в выигрыше

В список наиболее пострадавших из-за коронавируса отраслей, по версии правительства РФ, вошли туризм, авиаперевозки, общественное питание, гостиничный бизнес, сфера бытовых услуг (парикмахерские, ремонт техники, химчистка), дополнительное образование, культура, развлечения, спорт. Позже в этот перечень добавили кинотеатры, услуги стоматологов, торговлю рядом непродовольственных товаров (одежда, обувь, автомобили), а также музеи и зоопарки. Эта картина примерно одинакова во всех регионах.

В Омске, по данным портала «Зарплата.ру», удар сильнее всего ощутили гостинично-ресторанный бизнес, туризм, сфера обслуживания и развлечения, а также продажи.

«Компании будут максимально удерживать персонал по возможности, понимая, что это все равно временная история. Но всему есть предел», HR-директор «Зарплаты.ру».

«При продолжении карантина именно эти отрасли будут проседать еще глубже, и компании имеют все шансы на закрытие или банкротство», — рассказала Городу55 HR-директор «Зарплаты.ру» Вера Маневич.

Главная тревожная тенденция — общее падение активности на рынке труда. Снижается количество и вакансий, и откликов на них. В сферах «Кадровые службы, HR, охрана труда»; «Маркетинг, реклама, PR»; «Охрана, безопасность» число откликов в последние недели снизилось сразу в 3-4 раза.

На HeadHunter в марте (за апрель статистики еще нет) в Омске самую негативную динамику по вакансиям показали спортивные клубы, фитнес, салоны красоты, наука и образование, банки, инвестиции, административный персонал, HR, консультирование, продажи. В то же время больше всего омичей искали работу в сферах консультирования, автомобильного бизнеса, медицины, фармацевтики, страхования, искусства, развлечений, масс-медиа.

В пресс-службе HeadHunter Сибирь на основе опроса работодателей сообщили, что в 22% сибирских компаний уже сократили численность сотрудников, 39% планируют сделать это в ближайшие полгода. Только четверть опрошенных заявила, что число работников не изменится. Зарплаты в 31% случаев уже уменьшились, еще 34% компаний дают по этому поводу негативные прогнозы и ждут снижения.

«Удаленка», к сожалению, панацеей не станет.

На этом фоне омичи стали больше интересоваться вакансиями с удаленной работой: откликаются на них сейчас в три раза чаще. Правда, само количество таких вакансий, наоборот, падает, рассказывают на «Зарплате.ру».

Впрочем, в компании полагают, что изменения на рынке труда не будут необратимыми. При первой возможности люди вернутся к своим бизнесам, хотя и будут вынуждены переосмыслить реалии. С набором сотрудников проблем не возникнет: люди будут нуждаться в работе. А вот соискатели столкнутся с естественным отбором: выбирать будут лучших.

При этом и во время кризиса ряд профессий оказался в выигрышном положении. Это фармакология, производство алкогольной продукции и разработка компьютерных игр.

«В любой кризис, даже когда приходится экономить по максимуму, люди не перестают тратить деньги на лекарства и свое здоровье, а также на домашние развлечения. В сегодняшний кризис еще добавились такие выигрышные сферы, как ритейл, логистика и доставка. В данных областях найм идет в усиленном темпе. Сейчас большой скачок в спросе на курьеров и работников склада», — отмечает Маневич.

Реально ли бороться за права

Нарушение трудовых прав омичей сейчас носит массовый характер, что подтверждает и статистика Государственной инспекции труда в Омской области (не говоря о том, что до нее доходят далеко не все случаи, это лишь вершина айсберга). Объявленные президентом выходные с сохранением зарплаты оказались не по силам огромной части бизнеса. Страдают сотрудники, которых отстраняют от работы разными схемами.

С конца марта о нарушении трудовых прав заявили порядка 400 работников (360 звонков и около 40 письменных заявлений), сообщили Городу55 в инспекции труда.

При этом больше всего жалоб было на принуждение к работе в выходные дни (233 звонка на горячую линию). Если сначала омичи не хотели работать на каникулах, то потом тенденция изменилась. 64 человека пожаловались на заморозку выплат до снятия ограничений и другие проблемы с зарплатой, 34 человека — на принуждение уволиться «по собственному желанию», 35 — уйти в неоплачиваемый отпуск.

Тем, кого заставляют уволиться или взять отпуск за свой счет, в трудовой инспекции рекомендуют «выдержать моральное давление работодателя» и не писать заявление. Факт принуждения нужно еще доказать в суде, и еще не ясно, чью сторону он займет в ситуации, когда работодатель тоже в числе пострадавших из-за эпидемии. Причем такой совет — это, собственно, все, что может сейчас сделать трудинспекция. Фактически проверки по обращениям почти не проводятся, так как большинство из них приостановлено по распоряжению правительства РФ в рамках поддержки безнеса.

Исключение составляют проверки из-за жалоб на невыплату зарплаты. Тут работодателю может грозить штраф в 30-50 тысяч рублей — довольно символическая сумма.

И, кроме того, работодатели сейчас тоже на самоизоляции, поэтому на практике проверки происходят в редких случаях. А после снятия ограничений к ним уже не вернутся.

«Те обращения, которые уже поступили, рассматривают в установленный законом срок. Позже к ним уже возвращаться не будут. Но, если работник указывает данные, позволяющие идентифицировать работодателя, то последнему вынесут предупреждение о недопустимости таких нарушений», — пояснили в трудовой инспекции.

Люди не видят перспектив

Как видим, и сотрудники, и работодатели в основном остаются наедине со своими проблемами, причем по разные стороны баррикад. До статистики многое не доходит: омичи предпочитают жаловаться в соцсетях (ведомства в большинстве случаев и не помогут). Обсуждений и примеров тупиковых ситуаций там масса. Схемы те же: принуждают уволиться «по собственному», отправляют в неоплачиваемый отпуск, не оплачивают вынужденно нерабочие дни или просто ставят перед фактом о сокращении зарплаты/отмене премий.

Один из примеров — анонимный сотрудник заявил, что в кинотеатре «Маяковский» отправляют в отпуск «за свой счет, по семейным обстоятельствам». «Приходит такое сообщение с требованием написать задним числом, сфотографировать и отправить, якобы иначе зарплаты за май не придет и вообще потом нам там явно не работать», — пишет работник, выложивший в сеть бланк заявления. В комментариях часть омичей встала на позицию работодателя: кинотеатру сейчас непросто. У других свои аргументы: денег нет уже сейчас.

Некоторые работодатели сокращают рабочие часы, снижая выплаты в два раза. По факту же работать приходится полный день.

«Компания перевела сотрудников на удаленный режим работы — обзвон клиентов из дома по 4 часа в день вместо 8-часового рабочего дня. Таким образом отменяются доплаты за разъездной характер работы, на бумаге оклад один, а по факту делится пополам. При этом фактически принуждают работать все 8 часов. Не подписать доп. соглашение к трудовому договору грозило каким-то уведомлением о простое, выплатой 2/3 оклада в течение двух месяцев с последующим сокращением и увольнением. Я потерял 50% дохода», — рассказал омич, работающий в коллекторском агентстве.

«Я работаю тренером в спортшколе, так нас в ультимативной форме попросили взять отпуск без содержания на период карантина. И как платить квартплату и содержать семью?» — задается вопросом тренер по кикбоксингу.

«Сейчас даже не знаешь, то ли кредит заплатить, то ли на еду оставить, так как что с зарплатой никто толком ничего не скажет», — говорит еще один пострадавший.

Тяжелее всего приходится самозанятым, неофициально устроенным и индивидуальным предпринимателям без подушки безопасности. Если у остальных работников, столкнувшихся с нарушением трудовых прав, есть шансы сохранить работу и, по крайней мере, часть дохода, то эти категории вообще не видят перспектив. Некоторые признаются в соцсетях, что уже перестали платить кредиты. При этом коллекторы (хоть и на полставки) продолжают работать. Главные трудности еще впереди.

"