Posted 19 декабря 2018,, 14:00

Published 19 декабря 2018,, 14:00

Modified 23 февраля 2022,, 12:29

Updated 23 февраля 2022,, 12:29

«Удобно, когда ученики имеют общепринятую точку зрения. Сложнее, когда они другие»

19 декабря 2018, 14:00
Рассуждения педагога со стажем о конфликтах в школе: как и ребенка защитить, и учителя не обидеть.

Родитель, обеспокоенная травлей своего сына учителями. Первокурсник, угрожавший преподавателям. Все это примеры конфликтов, произошедших не так давно в Омске. Заслуженный работник образования, член Общественной палаты Омской области Надежда Чекалева в разговоре с Городом55 проанализировала состояние сферы образования. Речь не об учебных программах, а о социальном контексте обязательного этапа в жизни любого человека.

«Совершенно точно то, что сильно изменилась психология ребенка. В том числе с точки зрения жизненной позиции, появления некоей агрессии, чувства неустроенности.

Как говорят современные психологи, школьники сегодня находятся в пограничном состоянии.

Потому что, с одной стороны, они могут хорошо общаться в интернете, а с другой - есть проблемы в реальном общении, они не умеют решать конфликты.

Второй важный аспект состоит в том, что сегодня надо вновь заняться повышением психологической грамотности учителей. Когда-то мы, как учителя, проходили психологию в университетах. Но это тот случай, когда ее действительно «проходили». А сейчас для этого нужны и внутренние семинары, и курсы, и самообразование. На них должны ставить реальные проблемы и находить способы их решения.

Третий аспект связан с повышением психологической культуры родителей. Они должны активно участвовать в жизни школы и то, что каждый родитель хочет защитить своего ребенка – естественно. Но мы как родители не всегда знаем и понимаем, что происходит в реальной практике.

У детей есть свои проблемы, и наравне с этим - неумение их решать. Причем не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Четвертый аспект в том, что надо по-новому осмыслить межпоколенческое взаимодействие. Не хотелось бы хаять учителей, они, правда, большое дело делают. Но при этом надо находить новые способы, как работать с нестандартными детьми, с теми, кто не всегда ведет себя адекватно. Нам же удобно, когда они все тихо-смирно сидят, высказывают общепринятую точку зрения. Гораздо сложнее, когда они другие. Мы не всегда эти способы знаем. Многие наши школы уже ищут пути, как работать с «неуспешным ребенком». Обратили внимание не только на одаренных детей, но и на тех, кому сложно достичь успеха.

Поэтому, думаю, сегодня центральная задача и родителей, и педагогов заключается в том, чтобы разобраться, что происходит с современным ребенком, какие есть рычаги, чтобы помочь ему.

Надо не искать виноватых, не навешивать ярлыки, а помочь.

Ученикам очень сложно в сегодняшнем мире. Тем более, когда им иногда демонстрируют не лучшие образцы поведения. Сегодня помимо того, что ребенок должен учиться, важно его психологическое, эмоциональное состояние».

"