Posted 19 марта 2020, 04:06

Published 19 марта 2020, 04:06

Modified 19 августа, 21:25

Updated 19 августа, 21:25

Сбои и дедлайны: как омские вузы переживают дистанционный режим

Сбои и дедлайны: как омские вузы переживают дистанционный режим

19 марта 2020, 04:06
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Из-за коронавируса все омские вузы (кроме СибГУФК) перешли на режим дистанционного обучения. Руководство говорит, что процесс давно «обкатан» на заочниках, но студенты жалуются на зависающие системы и лишние нервы с автоматическими дедлайнами.

В вузах утверждают, что проблем с переходом на онлайн-обучение нет. Во всех университетах уже давно существует так называемая электронная информационно-образовательная среда (электронные порталы), где через «личные кабинеты» студентам открывается доступ к курсам и почтовым ящикам с заданиями от преподавателей. Правда, раньше этими сервисами пользовались в основном заочники.

«Мы к этому готовы. У нас уже давно вся заочная форма (это более 6 тыс человек) обучается с использованием дистанционных образовательных технологий. Часть очников и очно-заочное отделение тоже подключены к процессу. Задача сейчас просто перевести это в массовый формат. Все решается не совсем в плановом режиме, потому что приказ пришел неожиданно, но катастрофы никакой нет», — рассказал проректор ОмГТУ по учебной работе Олег Кропотин.

Городу55 подтвердили, что аналогичные ресурсы есть также в ОмГУ им. Достоевского, педагогическом, медицинском, аграрном университетах, СибАДИ и ОмГУПСе. Все они устроены по одному принципу: там выкладываются лекции и методички в текстовом формате, есть возможность проводить видео-вебинары и обсуждать вопросы в чатах. Студенты должны получить пароли, найти свой курс и заниматься в соответствии с расписанием: его никто не отменял.

«Мы предусмотрели разные форматы. У нас на сайте уже давно происходит онлайн-трансляция лекций в поточных аудиториях. Часть преподавателей использует этот формат, часть подает заявку и мы организуем процесс вебинаров, часть выставляет в электронных кабинетах задания и план. Проверочные работы тоже можно проводить онлайн через систему „Прометей“. С лабораторными сложнее, их перевели в формат расчетно-графических работ», — объясняет Кропотин.

О проделанной работе студенты отчитываются также через портал. Кроме того, в вузах возлагают надежды на «институт старост», которые должны курировать группы. Задача сейчас — мотивировать преподавателей оперативно выкладывать лекции и задания, чтобы процесс не «подвисал».

Сессии у заочников, которые скоро должны начаться, пока не переносят, в случае чего их тоже можно организовать дистанционно. При этом заочники ОмГУ рассказали, что пересдачи у них отложили «на неопределенный срок».

Глазами студентов

Студенты новшество восприняли не так оптимистично. В нескольких вузах в первых день «дистанционки» порталы не выдержали массового наплыва и дали сбои. На неполадки пожаловались студенты медицинского и педагогического университетов. Впрочем, вскоре работа была налажена.

«Студенты относятся ответственно. Правда, само обучение довольно неудобное. У нас это происходит так: мы должны постоянно заходить на портал и проверять задания от преподавателей. Задания нужно выполнять, пока идет пара. Если студент не выполнил его, то это считается прогулом, который необходимо отрабатывать. В чем состоит неудобство. Не у всех студентов дома есть компьютер/ноутбук. Далеко не у всех есть телефон с хорошей камерой (это касается заданий, где необходимо заполнять рабочие тетради и скидывать фотографии преподавателям)», — рассказала Городу55 студентка медицинского колледжа при ОмГМУ Екатерина.

Работу с порталом она называет «морокой» и «волокитой».

Преподаватели, видимо, тоже не успели толком приспособиться к системе. Видеолекции в формате вебинаров в разных вузах только готовятся проводить, пока ограничиваются тем, что скидывают тексты лекций и задания для самостоятельной работы. Причем не всегда удобно выстроен процесс проверок: в ОмГПУ, например, студентам приходится от руки писать конспекты по «вордовским» документам, фотографировать и скидывать преподавателю, чтобы доказать «присутствие» на лекции. Некоторые жалуются на слишком жесткие — автоматические — дедлайны.

«На выполнение домашнего задания на дистанционном обучении стоит ограничение по времени выполнения. Если это не карантин, а дистанционка, почему студенты должны сидеть сутками перед порталом, чтобы не дай бог не пропустить задание, которое нужно отправить через десять минут?» — возмущаются студенты в группах ОмГМУ «ВКонтакте».

Другие студенты, с которыми пообщалась редакция, восприняли дистанционное обучение как некое послабление (можно остаться дома, выспаться). Не все намерены заниматься во время пар, если видеолекций не будет.

«Конкретного указания на выполнение заданий нет. Есть информация о сдаче выполненных работ. Контроль осуществляют через старост групп. В течении недели ему скидываем ксерокопии домашних работ, написанные от руки, и он отправляет это выше», — говорит студент ОмГМУ Адай.

А вот в СибГУФК, как рассказывают студенты, отказались пока вводить «дистанционку» как раз с той мотивировкой, что учиться никто не будет, все разбегутся по развлекательным заведениям и в плане карантина это будет еще хуже.

Изоляция в общежитиях

Больше всего недовольства вызвал режим ограничений в общежитиях. В ОмГМУ, как уже писал Город55, ректорат пригрозил студентам, уезжающим домой на время «дистанционки», отчислением «в связи с утратой связи с университетом». Студенты «меда» встретили это волной мемов про «не пытайтесь покинуть ОмГМУ», преследуемых ректором беглецов на автовокзале и т. п.

«Если нас всех запереть в общаге, то мы сами тут новый вирус выведем, мутированный тараканами и содержимым гнилой сантехники», — иронизируют ребята.

«По факту это ограничение свободы», — пишут в сети.

В других вузах столь жестких мер принимать не стали, однако во всех общежитиях усилен контроль, студентам запрещено приводить гостей, введен «комендантский час» для выходов и перемещений между корпусами.

«Сказали в ночное время не сильно активно перемещаться — будут контролировать. Запретили пропуск гостей. И между корпусами (они соединены между собой) только до определенного времени можно ходить. Я особо не чувствую ограничений. Выходить-заходить можно в любое время, как и раньше», — говорит студентка филфака ОмГПУ Мария.

С более серьезными ограничениями столкнулись иностранные студенты. В педуниверситете на филологическом факультете учатся китайцы. Как рассказала Мария, некоторые из них уехали домой на зимних каникулах и не смогли вернуться из-за закрытия границ. Они уже третий месяц учатся удаленно. Те, кто не уезжал, наоборот, оказались заперты в Омске.

В такой же ситуации оказались студенты из Казахстана. Во всех вузах усилили миграционный контроль. Сейчас ребята еще могут выехать в Казахстан к родителям, но тогда вернуться в обозримом будущем не получится. При этом в ОмГПУ даже поощряют студентов из районов, которые на время эпидемии уезжают из общаг домой.

«Если есть возможность уехать домой, говорят, лучше это сделать. Тех, кто живет в Казахстане, домой не отпускают — туда сейчас только по загранпаспортам можно, не у всех они есть. Те, кто уезжал, сейчас назад тоже не может вернуться. У нас в общежитии много ребят из Казахстана. Вообще они спокойно к этому относятся, потому что домой все равно не так часто ездят, как люди из области», — рассказывает студентка ОмГПУ.

Подпишитесь