Posted 18 декабря 2020,, 03:36

Published 18 декабря 2020,, 03:36

Modified 23 февраля 2022,, 15:55

Updated 23 февраля 2022,, 15:55

Пресс-конференция Владимира Путина: что осталось за кадром

18 декабря 2020, 03:36
Омичи практически атаковали новосибирскую площадку плакатами об экологии, но слова не получили.

16-я пресс-конференция Владимира Путина в связи с пандемией прошла в новом формате. У региональных журналистов была возможность увидеть президента только на экране, для чего их собирали на площадках от каждого федерального округа. От СФО ее развернули в Новосибирске, в местном отделении Ростелекома.

Президента не было, но меры безопасности это не смягчило. На входе — тотальный досмотр, из-за чего там скапливалось довольно много людей. Досматривали, к слову, не только вещи, но и содержание плакатов, формат которых «урезали» до А4, чтобы не мешать операторам. Почему-то охранников смутила табличка Города55 «Омску нужен воздух» — с ней пропустили только после вмешательства сотрудника пресс-службы. За инцидент извинились, объяснив его излишним рвением охраны.

Противоэпимедические меры выглядели не менее внушительно. Каждому входящему вместе с бейджем выдавали комплект масок и перчатки, постоянно напоминая, что маски нельзя приспускать: «на вас смотрит вся страна». Дважды за время пресс-конференции их предлагали менять, для чего волонтеры обходили ряды с пакетом для использованных масок. Стулья были расставлены с учетом социальной дистанции, прикасаться к микрофону запрещалось. При этом лимит в 50 человек был чуть превышен — в зале собралось около 60 человек.

Омск представляли семь СМИ: Город55, «Новый Омск», Om1, «Омскрегион», «Омская правда», ГТРК «Иртыш» и «12 канал» (редактор «АиФ в Омске» приехать не смогла). На острие оказалась тема экологии: вопросы о ней, не сговариваясь, готовили три издания из семи — кроме нас, «Омскрегион» и «12 канал». Плакатов про омский воздух было даже в избытке — при доле фантазии в этом можно было увидеть небольшой пикет. Таблички мельтешили в разных частях небольшого зала, что повышало шанс, что спросят хоть кого-то. Однако модератор новосибирской площадки Антон Верницкий, к слову, известный омским журналистам, такой возможности не предоставил.

Вообще, из Новосибирска за 4.5 часа удалось задать лишь два вопроса. Первый касался вакцинации — журналистка из Алтайского края поинтересовалась, поставил ли Путин прививку от коронавируса, на что президент скромно ответил, что «до таких, как он», вакцина еще не добралась (широкая вакцинация населения начнется позже).

Возможность задать второй вопрос предоставили журналистке без плаката. Парадоксально, он тоже был об экологии. Женщина спросила, какого наказания заслуживают виновники экологических бедствий, и услышала ответ: соответствующего нанесенному ущербу. Еще один вопрос об экологической обстановке прозвучал на уральской площадке от Магнитогорска. Тут произошла курьезная ситуация: женщина без конкретики спрашивала про мусорную реформу, а в итоге сама была вынуждена отвечать президенту про выбросы в городе. Как оказалось, корреспондент представляла газету металлургического комбината, поэтому решила вступиться за честь предприятия, назвав выбросы туманом. На этом тема экологии на пресс-конференции была исчерпана.

Привлечь внимание сибирские журналисты пытались не только плакатами: в ход шли талисманы и мягкие игрушки. Например, журналист из Иркутска привез игрушку байкальской нерпы — говорят, с ней ездят из года в год, но пока удачи талисман не принес. Участница из Томска держала в руках красного коня, символизирующего герб города. Однако в эксцентрике всех превзошла корреспондентка из Рязани с плакатом «Я беременна». Вопрос при этом беременности не касался, девушка просила наградить чиновника, отличившегося на пожаре. На таких «юмористических» моментах в зале слышались раздраженные смешки. Люди, очевидно, считали, что у них отнимают ценное время. Возможность задать вопрос — всегда игра в рулетку, в этот же раз ее ограничивал еще и дистанционный формат.

Юмористические вкрапления — неотъемлемая часть президентских пресс-конференций. В этом году вклад внес Сергей Шнуров, генеральный продюсер телеканала RTVi. Он спросил, как русскому человеку описывать реальность без нецензурной лексики, на что Путин посоветовал использовать слово «редиска», а также поблагодарил музыканта за вопрос, заданный без мата. Еще один момент такого рода — обсуждение интимного видео Дзюбы с подачи «МатчТВ».

Укажем вкратце основные ответы Путина.

Пандемия и экономика. Проблем море, но мы встретили их достойно, отчасти даже лучше, чем многие страны, которые гордятся своей экономикой и здравоохранением. ВВП упало на 3.6% — меньше, чем во многих странах Европы и Америке. Россия слазит с нефтяной иглы. На поддержку отраслей направили 4% ВВП, надеемся на стабилизацию экономической ситуации к 2022 году. Никаких локдаунов не нужно, если будем соблюдать санитарные меры.

Здравоохранение. К такому масштабу не была готова ни одна страна, но наша система оказалась эффективной. Есть нехватка лекарств, но это проблема логистики. С 1 января начнется реформа первичного звена здравоохранения, это 500 млрд рублей из федерального бюджета

Всеобщая вакцинация. Считаю, это нужно делать.

Рост цен. Рекордный урожай, но цены растут. Производители пытаются подтаскивать внутренние цены к мировым. Уже подписаны соглашения с производителями и торговыми сетями, но нужно не перегнуть палку с административными мерами.

Фургал и хабаровские протесты. Он был лоялен федеральной власти, у меня с ним проблем не было. Но обвинения очень тяжелые, речь об убийствах. Нужно дать следствию возможность закончить работу.

Поправки в Основной закон страны. Конституция 1993 года сыграла стабилизирующую роль, но сейчас другая ситуация, изменения назрели. Идти ли на выборы в 2024 году, еще не решил.

Расследование об отравлении Навального. Это не расследование, а легализация материалов западных спецслужб. Значит, «пациент берлинской клиники» пользуется их поддержкой. Значит, наши спецслужбы должны за ним присматривать. Но если бы хотели отравить, довели бы до конца.

Дело журналиста Сафронова. Самый большой грех — предательство. В таком случае судить можно и за шпионаж. Суд разберется.

Когда откроются границы? Как только, так сразу.

Отметим, что первый и последний вопросы почти дублировали друг друга и дали президенту возможность подвести итоги года. А напоследок — для тех, кто высидел 4.5 часа — он анонсировал новую меру соцподдержки — выплаты в размере 5 тыс рублей для детей до 7 лет, которые обещают до конца года.

Еще немного афоризмов президента: «В основе международных отношений должна лежать любовь», «Почему вы считаете, что мы придурки?» (об отношениях с США), «Кому он нужен?» (о Навальном)

"