Posted 18 декабря 2018,, 06:38

Published 18 декабря 2018,, 06:38

Modified 23 февраля 2022,, 12:26

Updated 23 февраля 2022,, 12:26

Российским новорожденным будут дарить подарки от государства на 10 тыс. рублей

18 декабря 2018, 06:38
В России сегодня живут 30 млн детей – максимум за последние 15 лет. Из них пять миллионов – не ходят в детсад, шесть миллионов – дошкольники и 19 миллионов учатся в школе или недавно ее закончили.

По данным Минпромторга РФ, а также Ассоциации индустрии детских товаров, российский рынок детских товаров в городах численностью свыше 100 тысяч жителей достиг 570 млрд рублей. Примерно 30%, или 177 млрд рублей от этой суммы – траты на одежду. 25% (137 млрд рублей) приходится на игрушки и игровое оборудование. Немногим менее (130 млрд рублей) занимают товары для новорожденных. По 10%, или по 63 млрд рублей – траты на обувь и прочие товары для детей, от красок до мебели.

Эксперты отмечают, что ключевой фактор, оказывающий воздействие на рынок детских товаров – демография. В РФ два года подряд отмечается падение рождаемости, что сразу же отразилось на производителях товаров для новорожденных. По словам президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, в сегменте детских игрушек в 2017 году цены снизились на 5-6%, а основной рост показала товарная категория до 500 рублей.

«Мы видим, что сейчас уменьшилось количество обуви: раньше родители могли на осень взять несколько пар, сейчас они берут меньше. То же самое по одежде», - говорит специалист.

Кроме того, снизились продажи детской одежды – падение на 13%. Исключение составляют сегменты базовых потребностей – детское питание (рост на 3%), косметика и средства по уходу (рост – 5%).

Производственные мощности фабрики «Аванта» (г. Краснодар) рассчитаны на четыре миллиона упаковок гигиенической помады в месяц и используются сегодня на 100%. Помада – сезонный товар. Уже в марте производство будет переналажено на выпуск летнего ассортимента – солнцезащитных кремов и репеллентов. Что касается детской косметики и средств ухода за малышами, то данный сегмент не зависит от сезона и занимает в производственной линейке 70%. В 2017 году выручка фабрики «Аванта» выросла на 16,5% и превысила один миллиард рублей. Генеральный директор фабрики Людмила Коробко считает такие показатели неплохими, но отмечает, что были времена и получше, когда рост доходил до 30% и выше.

«В этом году, я думаю, у нас динамика роста тоже будет. Не хочу загадывать, но меньше пяти процентов не будет, несмотря на то, что был существенный скачок в стоимости валюты», - отметила руководитель.

Известная со времен СССР фабрика детских колясок, а ныне Воткинская промышленная компания, в начале 90-х была перепрофилирована на выпуск детской мебели и за десять лет стала лидером в данном сегменте. В подмосковном Электрогорске компания открыла цех по сборке детских кроваток. Сегодня здесь выпускают около 1000 мебельных комплектов, из которых 20% идет на экспорт.

«Мы фиксируем падение рождаемости накопительным итогом процентов уже на 20% за полтора-два года. Это просто отнимает у нас 20% потребителей, которые не родились. Ещё на 10% мы получаем снижение через снижение среднего чека. Также мы страдаем из-за роста продаж б/у товаров», - отмечает заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Воткинской промышленной компании Никита Семенов.

Вторичный рынок негативно влияет на производителей товаров длительного пользования. Дети растут быстрее, чем портится мебель. Это вынуждает участников рынка идти за подрастающим потребителем. Эксперты отмечают, что в этом товарном сегменте есть, куда расти – доля отечественной продукции в товарах для подростков сегодня не выше 30%.

«Наибольшая доля – это как раз товары для новорождённых. Почему-то россияне больше всего доверяют российским производителям. И здесь у нас уверенные позиции: начиная с конвертов для новорождённых, предметов гигиены, питания и другого», - отмечает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Ежегодно в РФ продают детских подгузников на 60 млрд рублей. Почти 2% этого рынка занимает подмосковная компания «Коттон клаб». В планах предприятия на ближайший год – достичь 5%, а в течение трех лет занять до 10% рынка.

«В детские товары мы не закладываем вообще большой прибыли. Потому что рынок очень насыщенный. Очень много конкурентов: много компаний, которые производят детские товары, и это в основном зарубежные компании», - добавляет вице-президент группы компаний «Коттон клаб» Игорь Гараев.

По данным экспертов рынка, у больших косметических компаний или производств по пошиву одежды детское направление – обычно лишь часть бизнеса. Большая часть из 1200 предприятий отрасли – малые компании с небольшим ассортиментом. Этот бизнес оказывается наиболее чувствительным к количеству новых маленьких клиентов и размеру кошелька их родителей.

«Одна из задач – чтобы этот сегмент российского рынка всё больше принадлежал российским производителям. И в новой стратегии стоит задача увеличить его до 41%. Ну и всё, что из этого вытекает. Любое производство российской доли подразумевает под собой, что это и комплектующие, начиная с ниток, микроэлектроники, микромоторов и всего остального», - говорит в программе «Бизнес-Вектор» на телеканале РБК президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Минпромторг РФ сегодня разрабатывает стратегию развития отрасли по производству товаров для детей до 2030 года. В проекте закладываются мероприятия прямой поддержки производителей, а также меры стимулирования рождаемости и поддержки семей. В частности, предусматривается внедрение такой программы, как «Подарок для новорожденного». Согласно ей, каждый новорожденный получит комплект отечественных товаров общей суммой не менее 10 тысяч рублей. Предполагается, что правительство РФ на исполнение программы выделит 84 млрд рублей до 2024 года. Такую же сумму добавят власти субъектов РФ.

"