Posted 18 сентября 2019,, 03:10

Published 18 сентября 2019,, 03:10

Modified 1 апреля 2022,, 15:04

Updated 1 апреля 2022,, 15:04

Между праздником и свалкой. Кто в Омске зарабатывает на украшении города

18 сентября 2019, 03:10
Город55 решил посчитать, во сколько обходится праздничный декор, прежде чем его отправят в утиль, и кто на этом зарабатывает. А также спросил дизайнеров, как можно оптимизировать этот процесс, не печатая каждый раз тонны полиграфической продукции.

Часть 1: праздничная арифметика

Омск живет в замкнутом цикле между несколькими крупными праздниками. Перед каждым готовится концепция праздничного оформления, улицы украшают билбордами, флагами и баннерными панно — всегда с новыми логотипами. Соответственно, каждый раз создается новый дизайн, разыгрывается конкурс, выбирается подрядчик, который печатает и монтирует всю эту типографскую продукцию.

Праздников, в честь которых в городе появляются уличные украшения, четыре: День города, Новый год, День Победы и День защитника Отечества. Мы изучили все аукционы, связанные с подготовкой к ним, размещенные на портале госзакупок в последние четыре года: с 2016-го по 2019-й.

На оформление улиц выделяются всегда примерно одинаковые суммы, однако итоги аукционов могут отличаться за счет конкуренции на торгах. Впрочем, в последние пару лет сфера стала практически неконкурентной, несмотря на то, что на рынке полиграфических услуг множество игроков.

Так, в 2019 году на праздничную символику из бюджета Омска потратили 1.7 млн рублей. Самый дорогой вариант был сделан к 303-летию Омска: мэрия разыграла контракт на 1 млн. Украшения к Новому году обошлись в 529.8 тыс, к 9 мая — в 230 тыс. Конкурс к 23 февраля еще впереди.

Все эти контракты (а также большинство подобных в прошлом году) достались по полной цене одному лицу — предпринимателю Константину Кучеренко. Как следует из данных госзакупок, в этом году он единственный, кто участвовал в аукционах на праздничное оформление. Раньше с ним периодически конкурировало муниципальное предприятие «Центр недвижимости, дизайна и рекламы» («ЦНДиР»). Оно выиграло все контракты в 2017 году и один — к Новому году — в 2018 году. Причем последний предприятие «вырвало» у Кучеренко за полцены (333.4 тыс), а потом пыталось оспорить в УФАС допуск к тендеру своего конкурента и заключить контракт по начальной стоимости (641 тыс), но не преуспело. После этого оно лишь раз подавало заявку, проиграв в итоге Кучеренко, а потом и вовсе сошло с дистанции.

В прошлом году цифры были примерно те же. В 2018-м на оформление улиц потратили около 1.8 млн рублей: 1 млн — на День города, 206.4 тыс — на День Победы, 333.3 тыс — на Новый год (половина начальной стоимости) и 229 тыс — на 23 февраля. А вот в 2017 году общая сумма оказалась на целый миллион меньше. В то время, как мы уже говорили, в этой сфере конкурировали Кучеренко и «ЦНДиР», и ставки падали более чем вдвое. Например, на День города удалось сэкономить 660.5 тыс рублей (начальная цена — 1 млн, финальная — 339.5 тыс). К 9 мая оформление изготовили всего за 92.2 тыс при начальной цене 260 тыс. К Новому году подготовились за 347.3 тыс. при начальной цене 529.8 тыс, к 23 февраля — 79.3 тыс при стартовой стоимости 229.8 тыс.

При этом в 2016 году три из четырех контрактов забрал «ЦНДиР» с минимальной экономией. Резко снижена цена была лишь на новогоднее оформление, когда контракт у муниципального предприятия отыграла типография ООО «Бланком», директором которой является все тот же Кучеренко. Он «сбил» цену с 526 тыс до 327 тыс рублей.

То есть в принципе заказы могут выполняться вдвое дешевле, чем предусмотрено бюджетом. Однако из-за отсутствия конкуренции теперь они все уходят по полной цене. Можно было предположить, что сокрушительный удар «ЦНДиР» нанес Кучеренко, сбивая цену, чтобы вытеснить единственного конкурента. Но в департаменте имущественных отношений пояснили Городу55, что уход предприятия с рынка связан с его собственными проблемами: сейчас «ЦНДиР» находится в стадии ликвидации из-за экономической неэффективности. А почему в конкурсах не участвуют другие игроки — загадка без ответа.

Часть 2: утиль или вторая жизнь

Второй вопрос, касающийся городских украшений, — что с ними происходит потом. Месяц или два баннеры висят на фасадах и фонарях, а затем приезжают рабочие, отправляя «праздничное настроение» в утиль. В последние годы демонтаж входит в цену контрактов, так что подрядчики берут эту работу на себя. После этого, как рассказали Городу55 в отделе развития рекламно-информационной среды, несколько лет «отжившая» полиграфия хранится на муниципальных складах. Иногда некоторые элементы удается использовать повторно, но большая часть рано или поздно утилизируется как мусор.

По мнению дизайнера Лолы Самборской, которая разрабатывала городские брендбуки по заказу Минкульта, участвовала в Мастерской омского дизайн-кода, а также сделала альтернативный дизайн к 303-летию Омска, праздничное оформление можно организовать проще.

Лола Самборская: «Существуют, конечно, способы использовать оформление более экономично и экологично. В том числе за счет дизайна. Если в качестве основы мы берем всегда один и тот же логотип и добавляем к нему каждый год только новую надпись в виде даты (триста три, триста четыре и т. д.), то сам логотип каждый год менять не нужно. То есть переклеиваем, переделываем только часть макетов. Это получится не на всех носителях, но на каких-то — вполне.

Помимо этого огромное значение имеет выбор носителей и их утилитарность. Например, я повесила всего один рекламный билборд с альтернативный логотипом, а остальное распространение праздничной символики пошло через стикеры. Люди очень любят клеить стикеры на тетрадки, скетчбуки, дневники. Стикеры — вещь куда более экологичная, чем баннерная пленка — это клейкая бумага. И экономично. Если дизайн хороший, то люди сами охотно покупают стикеры в местах продаж. Это проверено многими городами.

Цифровые носители — еще один способ сэкономить на бюджете и не создать кучу мусора. Помимо билборда на День города альтернативный лого был размещен на пяти цифровых экранах. Удобно и функционально. Мы не замусориваем целый город на месяц, а крутим символику только в праздничные дни. Большой охват и ноль процентов мусора».

"