Трещины неизбежны. Как пережили зиму дороги Омска

Трещины неизбежны. Как пережили зиму дороги Омска
Трещины неизбежны. Как пережили зиму дороги Омска
18 апреля, 14:49ОбществоФото: Медиахолдинг1Mi
Каждый год в Омске выделяют миллионы на ремонт дорог. Как они выглядят после этого? Тает ли асфальт вместе со снегом? И обяжут ли подрядчиков устранять недочеты в рамках гарантийных обязательств? Город55 разбирался в вечной проблеме.

«БКД» в Омске

Напомним, в Омске с 2017 года реализуется федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». Его участники — городские агломерации с численностью населения более 500 тыс жителей. Цель программы — привести к 2025 году в нормативное состояние до 85% дорожной сети омского региона (на старте нацпроекта протяженность омских дорог, отвечающих нормативному состоянию, — менее 50%).

В 2020 году общий объем финансирования нацпроекта в Омской области составил 4.8 млрд рублей. В списке работ по нацпроекту значились три региональных программы: «Дорожная сеть» (объем финансирования 3.8 млрд рублей), «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (663.8 млн рублей) и «Безопасность дорожного движения» (540 млн рублей).

Согласно информации официального портала нацпроекта «БКД», в 2020 году в омском регионе отремонтировали 43 участка дорог, общая площадь укладки дорожного покрытия составила почти 1.7 млн квадратных метров.

В 2021 году в рамках нацпроекта планируется отремонтировать 71 дорогу. По последним данным, включено в план-график торгов 62 объекта. Из них уже законтрактовано 50.

Реальная картина

По окончании очередного сезона эксплуатации в соцсетях появились жалобы омичей на состояние городских дорог. Город55 проверил некоторые из участков дорог, отремонтированных в последние годы. Мы побывали в центре города, а также объехали несколько магистралей на Левом берегу.

Автодорога от моста им. 60-летия Победы по улице 3-й Островской

Дорога была ведена в эксплуатацию в декабре 2020 года. Ее общая протяженность — четыре километра. Строительство велось в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». Застройщик — департамент строительства мэрии. Подрядчик — ООО «Стройтраст».

Фото:Город55

Дорога вполне благополучно пережила зиму. Единственное, что мы обнаружили, — несколько трещин на участке под метромостом. Одна из них довольно крупная, проходит поперек всего дорожного полотна. Местами ширина повреждения достигает 10-15 сантиметров.

Улица К. Маркса

Дорога ремонтировалась в 2018 году, от улицы Лермонтова до улицы Лобкова. На сегодняшний день можно констатировать, что на многих участках, в частности у «Голубого огонька», магистраль испещрена многочисленными трещинами. Пока они не глубокие, но, как говорят специалисты, если оставить все как есть, вскоре могут образоваться большие ямы.

«Трещины все равно когда-то появятся. Это совершенно неизбежно. Поскольку возникает напряжение на контакте старого асфальта и вышележащего слоя. Таким образом появляются отраженные трещины. Рвет вышележащий слой свежего асфальта, как правило, не в первый год, а на второй, на третий», — говорит доцент кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» СибАДИ Александр Лыткин.

Фото:Город55

По словам эксперта, для предупреждения появления трещин необходимо закладывать в смету дорожного ремонта соответствующие виды работ. В частности, укладку геотекстильной сетки или устройство выравнивающего слоя по старому покрытию. Были ли заложены в контракте на ремонт ул. К. Маркса данные виды работ — неизвестно.

Что касается текущего состояния дорожного полотна на улице К. Маркса и отдельных мест новой дороги по улице 3-й Островской, то там требуется оперативная ликвидация очагов разрушения — санация трещин и их заливка специальными мастиками, пастами с эластомерами. Благо что гарантийный срок еще не истек.

Улица Степанца

Участок дороги от улицы Перелета до улицы Лукашевича ремонтировался в 2020 году (подрядчик ООО «СтройТраст»). Повреждений на нем практически нет. Однако от ул. Перелета до Б. Архитекторов (ремонт выполнялся в 2016 году) улица Степанца местами находится в ужасном состоянии.

Фото:Город55

Поперечные трещины — мелочь. Гораздо неприятнее и опаснее такое явление, как глубокая колейность, вплоть до образования провалов. Судя по тому, что ремонт данного участка выполнялся пять лет назад, вся ответственность за состояние дороги лежит на обслуживающей организации.

«Чтобы не было колеи, нужно использовать материалы, обладающие высокой сдвигоустойчивостью. Лучшим материалом сегодня считается щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) с высоким содержанием щебня, до 85%. Такой материал немного дороже, чем асфальтобетонная смесь типа А, но зато обеспечивает высокие сцепные качества, а это безопасность движения. Отмечу, что колея может появится не только потому, что смесь неправильно подобрана. Возможна также слабая дорожная одежда», — сказал Александр Лыткин.

Бульвар Архитекторов

По всей видимости, недостаточно прочная дорожная одежда оказалась на Б. Архитекторов. Ремонт на данной дороге выполнялся в 2016 году. Мы увидели на дороге колейность и ямы при съезде во дворы.

Фото:Город55

Проспект Комарова

Дорогу ремонтировали в 2018 году, от улицы Лукашевича до бульвара Архитекторов. Как выяснилось, за три года эксплуатации дорожное полотно успело покрыться трещинами. Кроме того, на перекрестках с высоким транспортным потоком обнаружился выщербленный асфальт, местами с глубоким рытвинами.

Фото:Город55

Улица 70 лет Октября

Одна из основных дорог Левобережья, улица 70 лет Октября, ремонтировалась относительно недавно, в 2019 году. Работы производились от улицы Конева до улицы 3-й Енисейской. Менялось дорожное полотно, бордюры, ремонтировались тротуары, устанавливалось ограждение, наносилась разметка.

По окончании очередного зимнего сезона эксплуатации дорога находится в удовлетворительном состоянии. За исключением некоторых участков с разрушенным поверхностным слоем асфальта (у пешеходных переходов, на остановках общественного транспорта) и стертой пластиковой разметки. Впрочем, что касается последнего пункта, эксперты не склонны считать нарушением исчезнувшую разметку, если соблюдаются нормативные сроки.

Фото:Город55

«Я бы не стал обвинять подрядчика в том, что прошел год, а разметка уже почти не сохранилась. Есть нормативный срок пластиковой разметки — 6 месяцев. Вообще, разметка — это нерешенная проблема с точки зрения долговечности, отражающей способности, стоимости. Она затратная, но пока никого не удовлетворяет. Надо применять нанореагенты», — считает Александр Лыткин.

Комиссионное обследование

Стоит отметить, что проверку технического состояния отремонтированных дорог в Омске осуществляет БУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» (УДХБ). Ежегодно с 1 апреля по 1 мая УДХБ проводит комиссионное обследование дорог, ранее отремонтированных по нацпроекту «БКД».

По результатам обследования дорог в 2020 году специалистами управления были выявлены дефекты дорожного полотна на 141 участке дорог, отремонтированных за последние четыре года.

Как сообщили в УДХБ, на 68 участках дорог замечания были устранены подрядчиками в рамках гарантийных обязательств в досудебном порядке. По 66 участкам направлено 13 судебных исков с требованием обязать подрядчиков устранить выявленные дефекты в рамках четырехлетней гарантии. На семи участках дефекты не устранены подрядчиком по причине его банкротства.

Фото:Медиахолдинг1Mi

«Было вынесено восемь судебных решений по 25 участкам в пользу заказчика работ, БУ г. Омска „Управление дорожного хозяйства и благоустройства“. На сегодняшний день два иска находятся в стадии рассмотрения (по 10 участкам). Три отказа от иска заказчиком в связи с устранением дефектов подрядчиками (по 20 участкам дорог). Кроме того, заключено одно мировое соглашение по 11 участкам», — рассказали в УДХБ.

Как пояснили в БУ, чаще всего в ходе комиссионного обследования 2020 года встречались такие дефекты дорожного полотна, как продольные и поперечные трещины, просадки асфальтобетонного покрытия, разрушение асфальтобетонного покрытия (в том числн вокруг решеток и люков ливневых колодцев), выбоины и колейность.

***

Состояние дорог в Омске — вопрос, похоже, вечный. Хотя его острота несколько снизилась за последнее время, некоторые проблемы еще долгое время будут актуальными.

Одна из ключевых дорожных трудностей Омска — отсутствие ливневок. Вода является главным врагом дорожного полотна. Проникая внутрь, она разрушает структуру покрытия, резко сокращая срок эксплуатации дороги и вынуждая тратить деньги на ремонт.

В гарантийный период любые дефекты, которые появляются на дороге, подрядчик обязан устранить за свой счет, но дальнейшее обслуживание финансируется уже из бюджета.

По оценкам экспертов, сегодня Омск обеспечен ливневой канализацией на 19% от потребности. Эта проблема копилась десятилетиями, чтобы ее решить в городе, вероятно, нужно отдельная программа, требующая колоссальных средств.

Другой вопрос — нормативная база ремонта дорог. Специалисты говорят, что она сегодня устарела и требует доработки. Например, появление трещин на дорогах можно было бы сократить, обязав подрядчика нарезать деформационные швы, как делают при ремонте аэродромов. Но пока такие требования в нормах не заложены.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter