Posted 16 мая 2020, 09:32
Published 16 мая 2020, 09:32
Modified 19 августа, 21:28
Updated 19 августа, 21:28
По данным Минпромторга, российский рынок медицинской техники в 2019 году вырос на шесть процентов. Из общего объема в 225 млрд рублей порядка 80% приходится на импорт. Самый крупный сегмент — это диагностическое оборудование (50 млрд рублей). Немногим меньше объемы закупаемой операционной техники. На третьем месте — аппараты реанимации и анестезии. Около 10% рынка занимают такие сегменты, как стоматология и офтальмология. В денежном выражении — 15 млрд рублей и 8 млрд рублей соответственно.
В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции в этом году у всех на слуху аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Согласно официальной статистике, в России на начало 2020 года насчитывалось около 40 тыс аппаратов ИВЛ (по 27 тысяч комплексов на каждые 100 тысяч жителей). Это один из самых высоких показателей среди стран мира. Для сравнения: в США оснащенность комплексами ИВЛ на треть ниже (18 тысяч комплексов на 100 тысяч жителей).
Начиная с 2017 года, российская медицина приобрела комплексы ИВЛ на сумму около 15 млрд рублей. Ожидается, что в текущем году закупки в данном сегменте еще вырастут. Правительство РФ уже выделило более семи миллиардов рублей на закупку приборов. По данным Минпромторга, в мае этого года российские производители рассчитывают выпустить 2.5 тысячи аппаратов ИВЛ, в июне — 3 тысячи. Повлиять на планы может сложность процедуры регистрации новых приборов. Российские власти уже обратили внимание на данную проблему.
«Исходя из ситуации, которая сложилась с коронавирусом, уже такое решение принято. Упростили ситуацию, сократили сроки регистрации. Фонд развития промышленности за последние полмесяца рассмотрел и профинансировал 40 проектов по медицинской тематике, многие из которых как раз нацелены на аппараты искусственного дыхания»,
— рассказал в программе «Бизнес-Вектор» на телеканале РБК президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Омские производители
На сложности с регистрацией новых медицинских изделий обращают внимание и омские производители. Предприниматель Татьяна Метелица — владелица швейной мастерской. С начала марта ее предприятие перешло на пошив медицинских масок, а затем одноразовых защитных костюмов для врачей. Она рассказывает, что одной из трудностей стало получение регистрационного документа, без которого реализовать продукцию в медучреждения невозможно. Сегодня ее мастерская единственная в городе, которая имеет такое разрешение.
«Получение регистрационного удостоверения — непростой этап. Нам омский минпром помогал получить это удостоверение, без них мы получали очень долго. Главное условие с их стороны — чтобы мы в первую очередь оснащали медицинские учреждения Омска и Омской области. Сейчас мы этим и занимаемся», — рассказала Татьяна Метелица.
По словам предпринимателя, сегодня в Омске востребованность в масках у врачей спала. С начала марта их мастерская отшила около 100 тыс марлевых пятислойных масок, но на данный момент производство приостановлено из-за перенасыщения рынка и высокой конкуренции. В то же время рынок защитных комбинезонов еще только предстоит заполнить. Неожиданно возникла дополнительная трудность — сложности с закупкой сырья.
«На сегодняшний день у нас дикий дефицит сырья для костюмов. Это материал спанбонд. Мы сделали несколько предоплат и вот сейчас ждем. Нам обещали отгрузить, но сроки сдвигаются.
Добираем мелкий опт, а крупный — 10-20 тонн, отгрузка на конец мая. Мы бы могли изготовить больше, но из-за дефицита сырья у нас ограниченный выпуск. Сегодня мы реализовываем 5 тысяч костюмов в сутки», — говорит Татьяна.
В омском НПП «Метромед» также указывают на проблему с получением регистрационных удостоверений на новую медицинскую продукцию.
«Мы разработали многоразовую маску. В ней применяется специальный металлокерамический фильтр, разработанный по нанотехнологиям, которые раньше использовались в космосе. Ее можно будет промыть, просушить и использовать повторно. Мы готовы такую маску выпускать хоть сейчас. Но у нас испытание, регистрация в Минздраве занимает несколько лет. Быть может, сейчас, в связи с пандемией коронавирусной инфекции, побыстрее будет», — отмечает директор по производству НПП «Метромед» Александр Педдер.
Еще один острый вопрос — финансирование. Татьяна Метелица инвестировала в пошив защитных костюмов для врачей несколько десятков миллионов рублей. Проект НПП «Метромед» требует строительства производственной линии, а это уже сотни миллионов рублей.
«Проект у нас готов, нужен инвестор. Исходя из объемов производства необходимо закупать оборудование, станки. Это не мелкосерийное производство, чем мы сейчас занимаемся. Это должен быть поточный конвейер на миллионы штук.
Проект есть, он движется, но, может быть, не так быстро, как хотелось бы», — говорит Педдер.
Объединение разработчиков
В России на сегодняшний день насчитывается более 400 производителей медицинских изделий. Сложные аппараты делают около сотни предприятий, большая часть из которых принадлежит государству. В апреле этого года при участии этих компаний был создан Консорциум разработчиков и производителей медицинской техники. Задача объединения — в максимально короткие сроки наладить в стране производство критически важного медоборудования и комплектующих.
«Стали подключаться предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые сейчас планово начинают искать ниши в гражданском производстве в связи с определенным сокращением в ближайшем будущем по военной технике. Там как раз все, что нужно для такой техники, — высококвалифицированный персонал, технологическое оснащение очень хорошее, научные кадры высокого уровня», — говорит президент ТПП РФ Сергей Катырин.
Пандемия коронавируса заставила власти по-новому посмотреть на национальную безопасность и тех, кто ее обеспечивает. Развернулась навстречу и медицинская промышленность, сумевшая в короткие сроки наладить производство необходимой техники и оборудования.