Posted 16 марта 2020,, 13:16

Published 16 марта 2020,, 13:16

Modified 23 февраля 2022,, 14:27

Updated 23 февраля 2022,, 14:27

Цветочный рынок Омска. Проконтролировать невозможно

Цветочный рынок Омска. Проконтролировать невозможно

16 марта 2020, 13:16
Фото: Медиахолдинг1Mi
Омский региональный рынок во многом остается «серым».

По мнению специалистов, рынок срезанных цветов в России в 2019 году превысил 180 млрд рублей. В количественном выражении это более 1.8 млрд цветов. Порядка 60% из них пришлось на розы (1.1 млрд штук). На втором месте по популярности хризантемы (270 млн штук), на третьем — гвоздики (190 штук). Еще одно крупное направление — тюльпаны. Продажи весенних цветов достигают 150 млн штук ежегодно.

Об особенностях цветочного бизнеса в России и Омске — в материале Города55.

Российский цветочный рынок

Подавляющее число проданных в России цветов выращены за границей (до 85%). Отечественные производители в значительной мере ориентируются на тюльпаны и розы. Что касается роз, то их в России выращивают 15 тепличных комбинатов. Работают комплексы по голландским технологиям, с использованием зарубежных саженцев. Один из таких тепличных комплексов — «Новая Голландия» в Ленинградской области. Одно растение в теплице живет от пяти до восьми лет. Срезка цветов с каждого куста происходит каждые полтора-два месяца. График высадки растений рассчитан таким образом, чтобы сбор цветов происходил дважды в день.

«Мы вынуждены выращивать все сорта цветов, даже те, которые не очень выгодны. Допустим, красный цветок — он не очень выгоден. Но это 50% продаж — люди хотят его купить. А доходность падает у комбината», — говорит совладелец компании «Новая Голландия» Алексей Антипов.

Участники отечественного рынка цветов отмечают, что проблемы у них начались в 2013 году, когда импортная пошлина на цветы была снижена с 15 до 5 процентов. Кроме того, начиная с 2019 года в дополнение к единому сельскохозяйственному налогу российские цветоводы стали платить налог на добавленную стоимость. Цветы — единственный продукт в аграрной отрасли, который считается роскошью.

«Был период, когда на рынке не было предложений со стороны российских производителей. Но сейчас они есть, они появились, эти хозяйства. И, конечно, бизнес заинтересован, чтобы рынок внутренний начинал быть дружелюбным для своих компаний. Они же здесь инвестиции принесли, здесь работают, платят налоги», — сказала в программе «Бизнес-Вектор» на телеканале РБК вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова.

По данным Национальной ассоциации цветоводов, в цене на импортную розу большая часть затрат приходится на транспортировку. У цены отечественного цветка структура иная. До 40% стоимости приходится на энергоносители — свет и тепло. 20% составляет налог на добавленную стоимость. Оптовые торговцы и цветочные рынки увеличивают цену почти в два раза. Розничные магазины закладывают в цену свою надбавку, в которой учитывается в том числе и риск непродажи.

Омская специфика

Теплица «Новые технологии» считается самым крупным тепличным хозяйством Омской области, занимающимся выращиванием цветов и цветочной рассады. Директор компании Дмитрий Ткачев переехал из Омска в Азовский район в 2010 году. Начинал с 15 соток, сегодня у него более 200 гектаров земли, где он выращивает цветы, рассаду, саженцы плодовых деревьев и кустарников. Заниматься цветочным бизнесом в Омске непросто, говорит Ткачев: рентабельность низкая, большие сложности с транспортной логистикой.

«Если раньше говорили „8 марта день кормит год“, сейчас такого нет. Можно поставить больше торговых точек, но это ничего не даст — в Омске цветы дарят одни и те же люди. Зимой торговцы цветами выживают еле-еле. Была надежда на 8 Марта, но в этом году очень много вылезло частных машин. Покупают оптом, выезжают на машинах, становится на площадях и торгуют на площадях по 60-70 рублей. Стационарные точки - они налоги платят, аренду, зарплату продавцу. А эти приезжают, становятся и продают. Милиция их не гоняет. Администрации тоже», — рассказывает Дмитрий Ткачев.

По его словам, открыть сегодня профессиональную теплицу по выращиванию цветов в Омске стоит около 120 млн рублей за гектар. Несколько лет назад была попытка запуска теплицы по выращиванию роз в Усть-Заостровке, но предприниматель обанкротился. «Новая технология» отказалась от роз — невыгодно, полностью перейдя на выращивание тюльпанов и хризантем. В связи с резким ростом курса европейской валюты теплица пересматривает свою продуктовую линейку.

«Буду увеличивать объемы хризантемы. Если раньше продавал по 60 рублей, теперь из-за курса евро буду продавать по 100 рублей. Ничего не меняю, а у меня увеличивается стоимость. Насчет тюльпанов — посмотрим: луковица, я думаю, дороже станет. Придется, видимо, меньше покупать», — рассуждает Ткачев.

«Серый» рынок цветов

По словам участников омского цветочного бизнеса, региональный рынок остается во многом «серым». В небольших торговых точках, на рынках и площадях, как правило, нет кассовых аппаратов, работают по вмененной системе налогообложения. Какие проходят объемы цветов через такие торговые точки, никто не знает. Контролировать их затруднительно даже самим владельцам.

«Смотрите, стоят на Театральной площади 25 торговых точек. Продавец берет 20 роз, делает букет на 2 тыс рублей. Стоимость цветка, фурнитура — 1000 рублей, еще 1000 накручивает за работу. Рядом на эти 25 точек работает один оптовик. Продавец идет к этому оптовику, покупает розы по оптовой цене и делает такой же букет, который продал. Вечером владелец точки спрашивает у продавца: ну, как выручка? А тот отвечает, что весь товар стоит, ничего не продали. Сколько я работаю в этом бизнесе, проконтролировать здесь нереально», — рассказывает эксперт.

Поддержка цветоводства

По словам участников рынка, в России отсутствуют специальные инструменты поддержки цветоводства. Предприниматели, занимающиеся выращиванием цветов, желают, чтобы их признали частью аграрной отрасли. Их поддержали Совет Федерации и Торгово-промышленная палата РФ

«Давайте мы сейчас сделаем специальную программу. Давайте это будут субсидии, льготное налогообложение. Давайте мы дадим льготный период и скажем: вот мы даем вам три года. По цветам есть возможность в более короткий срок нарастить этот выпуск и создать действительно реальную базу», — отметила вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова.

Стоит отметить, что с 2015 года в РФ не построили ни одной новой цветочной теплицы. Весь спрос покрывается в основном поставками из-за границы. В случае приравнивания цветоводов к работникам аграрной отрасли будут установлены единые правила игры как для производителей цветов, так и для импортеров. На сегодняшний день участники рынка ожидают, что программу поддержки одобрят Министерство экономического развития и Минфин России.

"