Posted 13 июля 2020,, 05:04

Published 13 июля 2020,, 05:04

Modified 23 февраля 2022,, 14:56

Updated 23 февраля 2022,, 14:56

В мире стереотипов. Почему женщины в Омске зарабатывают меньше мужчин

13 июля 2020, 05:04
Женщины давно потеснили мужчин на рынке труда, по статистике, они получают лучшее образование, однако зарабатывают все равно гораздо меньше. Город55 поговорил с экспертами о том, почему так получается.

Проблема гендерного разрыва на рынке труда действительно существует. По данным министерства труда Омской области, зарплата женщин составляет лишь 71.2% от зарплаты мужчин, то есть в среднем она почти на треть меньше. При этом работающих женщин в экономике даже больше: их доля на рынке — 55.3% от общей численности работников. Выше среди женщин и процент сотрудников с высшим образованием: 33.7% против 22.2% у мужчин (данные на конец 2019 года).

Этот разрыв проявляется на всех уровнях. Среди руководящего состава мужчины получают порядка 56.4 тыс рублей, женщины — только 42.5 тыс. У специалистов эти цифры составляют, соответственно, 37.9 и 28 тыс рублей, у рабочих — 26.5 и 18 тыс.

«Только в двух видах экономической деятельности (деятельность гостиниц и предприятий общественного питания и деятельность по операциям с недвижимым имуществом) заработная плата женщин была больше, чем у мужчин. Самое большое отклонение в зарплатах в зависимости от пола фиксировалось по видам деятельности: добыча полезных ископаемых — 63.8%, транспортировка и хранение — 67.2%, деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений — 36.6%. При этом из числа занятых высшее образование имели 33.7% женщин и 22.2% мужчин», — приводит статистику по региону министерство труда.

Такая картина характерна в целом для России, более того, это мировая тенденция. По данным Международной организации труда, зарплата женщин в мире в среднем на 16-22% ниже зарплаты, которую получают мужчины. Этому находят много объяснений. Во-первых, гендерные традиции, которые предписывают женщинам определенные социальные роли. Например, российские власти в докладе ООН о достижениях в сфере прав женщин связали это с «внутрисемейным разделением труда». То есть на женщин в основном ложатся забота о детях и домашнее хозяйство, поэтому они выбирают менее напряженные и менее высокооплачиваемые должности.

Во-вторых, речь может идти о косвенной дискриминации, которая выражается в сегрегации рынка занятости — неравномерном распределении женщин и мужчин по сферам труда. В результате первые оказываются на менее высокооплачиваемых должностях (например, бюджетный сектор, культура, наука). Этот фактор тоже переплетается с традициями — есть исконно «мужские» и «женские» профессии. Вторые часто считаются менее «престижными».

Могут влиять и стереотипы со стороны работодателей. Часто говорится об эффекте «стеклянного потолка», когда женщины, добиваясь успехов в профессии, остаются на вторых ролях. Вице-премьер российского правительства Татьяна Голикова говорила о том, что женщины в РФ занимают менее четверти руководящих должностей, хотя составляют около 70% госслужащих. Зарплатные ожидания женщин в среднем по рынку также ниже на 10% в рамках одной и той же должности, в связи с чем иногда говорят о «синдроме самозванки» — женщины склонны ниже оценивать свои навыки.

Город55 поговорил с экспертами о том, почему не получается сократить зарплатный разрыв, более ли агрессивна для женщин профессиональная среда и часто ли можно столкнуться с отказом по половому принципу.

Все наши спикеры сошлись во мнении, что открытой дискриминации на рынке уже давно нет. По их словам, сейчас важнее личностные качества, чем пол, и компетентный сотрудник будет цениться на вес золота независимо от гендера. Другое дело, что женщины, следуя традиционным установкам, сами проявляют меньше амбиций и выбирают сферы деятельности, где меньше риска, но и зарплата ниже.

При этом данные исследования сайта «Зарплата.ру» все же свидетельствуют о том, что женщин готовы видеть не везде.

«Больше половины опрошенных работодателей (65%) отметили, что при поиске сотрудников не делят соискателей по половому признаку и ориентируются только на их опыт и профессионализм. Треть компаний признались, что у них все же есть вакансии, на которые они рассматривают только людей определенного пола», — отметили аналитики.

Почти половина работодателей согласилась с тем, что у женщин на рынке труда меньше прав. В 11% компаний подтвердили, что платят мужчинам больше. В 2% организаций заявили, наоборот, о более высокой оплате труда у женщин. Однако 87% не видят корреляции между зарплатой и полом.

Согласно исследованию, работодатели приписывают женщинам такие качества, как спокойствие, ответственность и целеустремленность, а также высокую исполнительность и внимательность к деталям. Мужчинам «в плюс» поставили пониженную эмоциональность.

Заведующий кафедрой экономики и социологии труда ОмГУ, депутат Заксобрания Владимир Половинко связывает зарплатный разрыв со сложившейся отраслевой спецификой, а также тем, что женщины, помимо работы, выполняют традиционные социальные функции, связанные с семьей.

«Мужчины заняты в специфических областях — в том числе строительство, ремонт, вахтовая работа. Там, соответственно, выше уровень оплаты, это уже отраслевая специфика. На нефтепроизводстве, на стройках зарабатывают больше, но условия труда там требуют мускулинных характеристик. Сфера государственного и муниципального управления, образование, — традиционно чаще воспринимаются как отрасли, где трудятся преимущественно женщины. Тут уровень оплаты труда ниже. Так что в обществе сложились определенные стереотипы, и они действуют. Но это никак не связано с понятием дискриминации», — говорит он.

При этом он отмечает, что в последнее время женщины стали активнее заниматься карьерой, бизнесом, добиваться руководящих должностей. На пол, по его словам, обращают внимание в последнюю очередь (исключая некоторые традиционно «мужские» профессии).

Директор кадрового агентства «Нужные люди» Иван Калиниченко добавляет к этому еще несколько причин. Во-первых, по его мнению, женщины «теряют» в профессиональной сфере в связи с уходом в декретный отпуск: помимо упущенного для карьеры времени это иногда влечет и смену приоритетов. «Если ты на три года выбываешь из профессии, потом нужно догонять, потому что рынок не стоит на месте. Снова нужно время на адаптацию», — отмечает он.

Кроме того, он полагает, что женщинам часто не хватает жесткости в управлении, они в целом менее склонны к риску и более нацелены на стабильность, поэтому бюджетная сфера считается преимущественно «женской». Дискриминационных факторов на рынке занятости он также не видит, однако признает, что к женщинам на ключевых должностях относятся осторожнее.

«Скрытый выбор есть всегда. На топовые должности, где требуется жесткость в управлении, чаще рассматривают мужчин. Жестких требований к полу нет. Есть такая формулировка, как „желательно“, потому что чаще всего на этой должности работает мужчина или, наоборот, женщина. Но всегда бывают исключения. Нет такого, что резюме отклоняется просто по принципу пола. Конечно, к женщинам относятся с двойной осторожностью. Когда сложные график и условия труда, смотрят, сможет ли она выдержать на этом рабочем месте. Даже не с той точки зрения, что она не сможет выполнять рабочие обязанности, а именно выдержит ли она такие условия», — подчеркивает Калиниченко.

Однако он отмечает, что сейчас в принципе изменился подход к сотрудникам — доказывать свою эффективность приходится всем. «Прошло то время, когда брали просто по квалификации. Сейчас много внимания уделяют личностным и профессиональным качествам», — говорит эксперт.

«Сейчас больше свободы выбора все дороги открыты. Предрассудки все больше уходят в прошлое», — считает он.

В свою очередь, председатель социал-демократического союза женщин в Омской области Марина Давыдова говорит, что женщины все равно более уязвимы на работе.

«Мужчина, пришедший в женский коллектив, будет получать больше. А женщина, пришедшая в мужской коллектив, будет получать меньше. Такая тенденция действительно существует», — признает она.

Давыдова отмечает, что гендерный подход больше характерен для маленьких компаний с небольшим коллективом. В крупных международных организациях давно уже не заостряют на этом внимание. Мелкий же бизнес нацелен «выжать» максимум из работника, и в плане переработок мужчины считаются перспективнее (опять же потому, что на женщинах много домашних обязательств). К тому же для таких фирм потеря каждого работника выглядит проблемой, поэтому так много беспокоятся, например, о том, не уйдет ли сотрудница в декрет, настойчиво интересуются семейным положением, переходя, как считают многие женщины, их личные границы.

Хотя «опасности» декрета, по ее мнению, переоценены.

«Как правило, женщина должна выходить на работу после полутора лет декрета. Это связано и с финансовой стороной, и с тем, что женщины нацелены на саморазвитие. Думаю, декрет не влияет на успешность женщины как сотрудника. За год-полтора в профессии все-таки не такие большие изменения происходят, и девушки за ними в основном следят. Она не пять лет теряет и быстро может это наверстать, будет еще „подстегивать“ себя», — говорит Давыдова.

По ее словам, женщины, в том числе из-за уязвимости своих позиций, больше мужчин склонны к дополнительному образованию и саморазвитию.

«Насколько бы женщины не доказывали свою эффективность, зарплатный разрыв существовал и еще долго будет существовать. Женщины, как правило, не умеют просить за себя — чтобы увеличили зарплату, еще что-то. Они опасаются лишний раз подходить к руководителю — и так считается, что женщины часто отпрашиваются по семейным обстоятельствам, сидят на больничном с детьми. Существует страх, что с ними могут распрощаться», — добавляет она.

Не говоря о том, что конкуренция на равных и необходимость доказывать свои компетенции часто не снимает с женщин традиционных домашних обязательств. Этот феномен принято называть термином «двойная нагрузка».